В Московской области побывала женская команда по хоккею с шайбой, которая тренируется всего лишь месяц и девочки в которой пока не до конца понимают разницу между своей нынешней работой и бенди.
Даже немногие коллеги в курсе, что в стране стартовал женский чемпионат России по хоккею с шайбой. Про это знают, может быть, только те 300 человек, которые официально занимаются данным видом спорта в стране. Ну, плюс их родственники и знакомые. Пусть в сумме будет даже 5000. Это сколько процентов от 140 миллионов? А ведь олимпийский вид спорта. Например, в Канаде 5000 зрителей ходят на рядовые матчи чемпионата.
Центр женского хоккея Московской области — Дмитров, в котором выступает «Торнадо», двукратный победитель чемпионата России. По идее, в городе, где недавно прекратила существование профессиональная футбольная команда, которая бы никогда в жизни не стала чемпионом, а также исчезла мужская хоккейная команда, девочек должны носить на руках. Ничего подобного. Женский хоккей, конечно, не влачит жалкое существование, в команде даже играют легионеры, но особой любви нет.
1:73
Первые две встречи с «Агиделью» (в чемпионате России среди женщин из-за малого количества участников играют «строенные» матчи) были назначены на 12 часов, что в среду, что в четверг.
— Вы понимаете, у нас же во дворце расписание, — объяснили сотрудники «Торнадо». — У нас же тут клуб МХЛ играет.
— И что? У них матч на следующий день. Да и не повод это игры ставить на полдень. Никто же не придет.
После такого аргумента — глаза в пол.
— Понимаете, у нас и так болельщиков не очень много, — объясняют. — Как ни меняй расписание, зрителей не прибавится. Вот увидите.
Пересчитать зрителей легко и просто. На трибунах сидят восемь человек, ко второму периоду подходят еще четыре. Есть и другие люди, но скучающих врачей скорой помощи, а также запасных «Агидели» считать не хочется. Чинно расположились четыре бабушки — наверняка пришли посмотреть на своих внучек. Хотя сидят они слишком спокойно. Совсем не переживают. Видно, просто коротают время. Еще какой-то мужчина в фанатской «розе» «Торнадо».
На фасаде арены в Дмитрове висит реклама матчей «Крыльев Советов», выступающих в Молодежной хоккейной лиге, а также реклама концертов артистов, которые нигде, кроме этого маленького города, не интересны. В гостях у «Торнадо» — «Агидель» из Уфы, новичок турнира.
Главный тренер команды Сергей Трудаков приглашает в раздевалку, пока у девочек «сухая» разминка. Смеется и показывает на коньки:
— Видите. Это коньки для хоккея с мячом. Играть в них очень трудно.
— У меня же девочки из бенди пришли, — рассказывает тренер. — Они совершенно к другому виду спорта привыкли. Я их ругаю, говорю: зачем же вы клюшки пилите так, что они вам до живота. А еще они одной рукой играют. Знаете, в бенди так принято. Вот они и пытаются то одной рукой играть, то другой. Кричу на них, но по-другому девочки просто не умеют.
— Длинные передачи из своей зоны не делают по воздуху?
— Вот только это и осталось.
Непонятно, почему Трудаков вообще смеется. В первых трех матчах сезона против СКИФа из Нижнего Новгорода его команда пропустила 73 шайбы, а забила всего однажды.
— Некоторые после этого снимаются с турнира, какой смысл играть дальше?
— Да что вы, — машет он руками. — Мы на другое и не рассчитывали. Сегодня какое число?
— Тридцатое, — смотрю в ежедневник.
— А мы первый раз потренировались десятого сентября. Искали девочек
в авральном порядке. Вот пятерку нам из Казани дали — они там выступали на первенстве Татарстана.
На установке после первого матча с «Торнадо», проигранного 2:22, Трудаков также не теряет оптимизма: «Давайте спокойней. Играем строго 1–4, каждый со своим игроком. Не расстраивайтесь, мы только учимся».
«Им много денег и не надо»
Между прочим, «Агидель» имеет прямое отношение к «Салавату Юлаеву». Это такое же подразделение клуба, как «Толпар» или «Торос». Руководство «Салавата» обещает помогать всеми силами — им женский хоккей почему-то нужен.
— Команда появилась только в августе, — рассказал Трудаков историю создания клуба. — На Кубок президента Башкортостана приехал Владислав Третьяк, мы ему дали смету клуба, а рядом с ним в этот момент стоял новый руководитель республики.
— И?
— Президент говорит: «А что это вы читаете?» Третьяк ему показал смету, и тот сказал, что никаких проблем с финансированием не будет.
И не должно быть. Самое дорогое в «Агидели» — форма, поездки и питание. На зарплату тратиться практически не приходится.
— Наши девочки получают от восьми до 10 тысяч рублей, — спокойно говорит тренер и не понимает реакцию журналиста («Мало же!»). — Почему мало?
У нас же в команде школьницы, им много денег и не надо. А максимальная зарплата — 15 тысяч рублей. Но мы пока ее никому не платим.
Между прочим, предусмотрены премии за победы, но вряд ли в этом сезоне «Агидель» потратит на них хоть одну копейку.
Тафгай Катя
О своих подопечных Трудаков говорит с любовью.
— Они не боятся ничего, хотят учиться, — перечисляет он. — Под шайбу бросаются, хотя совсем не умеют этого делать.
— Не прикрываются?
— Вот именно. Одной девочке прилетело в ребро — она на скамейку. Спрашиваю, больно ли, предлагаю идти в раздевалку. Нет, отвечает, я играть хочу. О, а вот Катюха — наш тафгай, — смеется тренер, указывая на какую-то маленькую девочку с белыми волосами, которой на вид лет 12.
Оказалась, в первом матче с «Торнадо» Катя получила матч-штраф — умудрилась попасть клюшкой по шее сопернице, которая в два раза выше ее. Потом, во время ужина, пришел человек с протоколом и спросил, кто получил 20 минут. «Я», — тихо ответила Катя.
И когда встала в полный рост, из-за стола были видны лишь ее глаза. «Будешь теперь штатным тафгаем», — резюмировал Трудаков. Катя кивнула и снова принялась за ужин.
Другая история от тренера также связана со столовой. На команду чуть не обиделись повара, решившие, что раз девчонки не доедают, значит, им не нравится. «Все вкусно, — успокоил работников столовой Трудаков. — Просто у нас подростки играют, взрослые порции не для них».
Вообще, беда «Агидели» в том, что сейчас в команде собраны все, кто хотел бы играть в хоккей с шайбой. Больше в Башкирии никого нет. Детская секция, понятно, пока не открыта, хотя руководители команды стараются быстрей решить этот вопрос.
— Вам бы из детских домов набирать, из неблагополучных семей, — советую.
— Ну не знаю, — мнется тренер. — Вообще, возле арены две школы и одна гимназия. Надо просто зайти и сказать, что появилась секция. Тогда папы, которые хотели сына-хоккеиста, должны привести своих дочек к нам.
Мотивация странная.
Женская КХЛ
Сергей Трудаков раньше работал в хоккее с мячом.
— Женский бенди развален до основания, — рассказывает он о кошмарах этого вида спорта. — Вот вы знаете, как проходит чемпионат страны? В Киров раз в год приезжает шесть команд. В двух играют взрослые, в остальных — подростки. По итогам этого турнира собирается национальная команда, которая там тренируется еще пять дней, после чего и играет на международном турнире. Затем девочек отпускают. Вот и весь хоккей с мячом.
Честно говоря, скоро и женский хоккей с шайбой будет выглядеть так же. Сейчас в чемпионате выступают шесть команд, но по-настоящему за первое место бьются только два клуба — «Торнадо» и СКИФ. Остальные не то что в другой лиге, а на другой планете.
«В принципе, мы можем завоевать какие-то награды, — храбро говорил вице-президент ФХР Игорь Тузик перед Ванкувером. — Нам просто должно повезти».
До этого никто о женском хоккее не помнил, никому это не было нужно. И вдруг сразу требуют медали. Понятно, что шансов на награду было у наших было совсем немного. Планировалось, что перед Сочи ситуация изменится, но все осталось по-прежнему. Наверное, спохватятся только в 2013 году.
— Кстати, изменения есть, — внезапно говорит Трудаков. — Скоро у нас появится женская КХЛ.
— И какой смысл? Шесть клубов и два претендента?
— Нет-нет, что вы. Планируется полноценная международная лига с командами из Белоруссии, Казахстана, Китая, Словакии. Скажу честно, это будет мощнейший стимул играть.
— А денег хватит на перелеты?
— Вот мы как раз и попадем под олимпийское финансирование.
Повод для гордости
Девочки из «Агидели» возвращаются в раздевалку и выгоняют тренера из помещения — им надо переодеваться.
Второй матч «Агидель» проиграла счетом 0:20. Первый бросок по чужим воротам уфимские хоккеистки нанесли на 17-й минуте. А до конца матча провели еще четыре атаки. Зато в первой встрече они выиграли целый период (третий, со счетом 1:0), и это заставило их гордиться собой.
— И есть чем гордиться, — согласен Трудаков. — «Торнадо» сняло с игры первую пятерку, но у них и во второй выступают девочки из молодежной сборной страны. А мы их обыграли, разве не здорово?
Из раздевалки выходят посмотреть на матч парни из «Крыльев Советов». Они громко смеются над бросками, обидно шутят насчет коньков уфимских девушек, но замолкают, когда две хоккеистки бросаются под шайбу вперед головами. Сами-то на такое не способны.