«В перерыве между Гран-при Малайзии и Бахрейна один из лидеров «Формулы-1» слетал отдохнуть в родную Финляндию». Будь эта фраза опубликована 10 лет назад, ее посчитали бы шуткой. Тогда казалось, что две из трех упомянутых стран к «первой формуле» никакого отношения иметь не могут (речь, разумеется, не о Финляндии). Однако сейчас, по прошествии не такого уж большого количества времени, мы уже привыкли и к пальмам, обрамляющим гоночное полотно, и к экзотическим нарядам местных зрителей, регулярно попадающих в поле зрения телекамер. И то ли еще будет…
Спорт вне политики?
Необходимо сразу уточнить: одна азиатская страна к «автогоночной экзотике» никакого отношения не имеет. Гран-при Японии уже давно стал неотъемлемым этапом чемпионата мира. Уникальная история трасс «Фудзи» и «Сузука» даст фору многим европейским автодромам. Хотя в 1976 году, когда «большой цирк» впервые приехал с гастролями в Страну восходящего солнца, гонщики тех времен смотрели на местных красоток с нескрываемым удивлением.
Если же говорить серьезно, то пример Японии наглядно демонстрирует: уровень интеграции страны в автоспортивный бизнес (и в «Формулу-1» в частности) напрямую зависит от ее статуса на общеполитической арене. Если не считать Россию, умом которую, как известно, понять сложно, все остальные страны «большой восьмерки» проводят у себя «Большие призы». Причем не один десяток лет. Странам третьего мира пробиться в этот элитарный клуб значительно сложнее. Но тоже можно. Достаточно хотя бы обозначить свое желание перестать находиться в мире с обидным числительным «третий» и создать в стране привлекательный для западных инвестиций рынок. В 90-х годах темпы развития Малайзии впечатляли самых опытных финансистов – и еще до конца десятилетия Куала-Лумпур принял у себя первый Гран-при. Знаменитое «китайское экономическое чудо» привело к «королевскому» дебюту новой трассы в Шанхае в 2004-м. Рвущаяся в европейское сообщество Турция приняла эстафету годом позже.
На самом деле представленная выше формула очевидна. Автогонки, как один из самых дорогих видов спорта, не могут развиваться в странах, где основной заботой государства является, например, борьба с нищетой. Применительно к воспитанию спортсменов-автогонщиков это утверждение вообще не имеет исключений. Каким бы потенциально талантливым ни был тот или иной мальчишка, для раскрытия его таланта на начальном этапе требуются лишние средства в кошельке его родителей, а в дальнейшем – развитая инфраструктура всевозможных национальных гоночных классов, начиная с картинга.
Хотите познакомиться с «Формулой-1» более простым способом? Пожалуйста! Нужно убедить свое правительство, что этап чемпионата мира – это, во-первых, престижно, а во-вторых, выгодно. И тогда вместо развития детского спорта деньги можно будет направить в строительство очередного чуда света, спроектированного Германом Тильке. Деньги, конечно, несоизмеримо большие, но ведь под проект, который сулит значительную выгоду, всегда можно привлечь солидных спонсоров.
По ночному городу
Первой по этому пути еще в середине 80-х прошла Венгрия. Затем уже упоминавшиеся Малайзия, Китай и Турция. А также немного выпадающий из контекста Бахрейн, куда «Формула-1» приехала по высочайшему повелению местных шейхов, готовых тратить на подобные развлечения астрономические суммы из собственных средств. Впрочем, несмотря на разные цели, суть осталась прежней. Гонками все эти страны обзавелись, а вот гонщиками – не удосужились.
Следующим на очереди стоит Сингапур. Именно перспективы «Большого приза» этой страны активнее всего обсуждались в окологоночной среде. Еще бы! Ведь, сговорившись с Берни Экклстоуном, сингапурские организаторы выдвинули идею проведения ночной гонки, да еще по… городским улицам. До такого не додумались даже устроители американской серии «Инди», уже давно провозгласившие приоритет зрелищности над спортивными аспектами. Подписание контракта на проведение Гран-при Сингапура ожидалось уже на этой неделе, однако до сих пор никаких официальных заявлений не было. Несколько дней назад господин Экклстоун обмолвился, что между сторонами возникли некие противоречия, правда, не сообщил, какие именно.
Тем не менее в Сингапуре уже выделено место под пит-лейн и идут активные работы по модернизации и без того ровного асфальтового покрытия. Помимо топ-менеджеров «Формулы-1» в Сингапуре побывал Марк Уэббер, который прокатился по будущей трассе за рулем Porsche 911 GT3 и выразил восхищение чистотой города. Однако противники у этого проекта тоже есть. Среди самых активных – соседи из Малайзии, которые боятся, что с появлением Гран-при Сингапура позиции их собственной гонки значительно пошатнутся. Поэтому бизнесмены из Куала-Лумпура сейчас активно просят господина Экклстоуна продлить контракт до 2010 года. Экклстоун конкретного ответа пока не дает, предлагает малазийцам очистить территорию гоночного комплекса от мусора и намекает на возможность увеличения количества этапов первенства до 20-ти (в этом случае место найдется как для Малайзии, так и для Сингапура).
С 2010 года в календаре появится Гран-при Кореи (контракт уже подписан), а недавно о своих претензиях на «Большие призы» заявили Индия, ОАЭ, Мексика и ЮАР. Не хватает только России. Впрочем, по словам Германа Тильке, занимающегося проектами двух небольших автодромов в окрестностях Москвы, «серьезного интереса к «Формуле-1» в России по-прежнему нет».
В тему
Ночные гонки
За
Жан Тодт, глава «Феррари»:
– Ночная гонка в Сингапуре – это, во-первых, очень интересно, а во-вторых, очень удобно для европейских зрителей, которым не придется вставать в четыре часа утра, чтобы посмотреть Гран-при. К тому же «Формула-1» – это всемирное событие. Новые трассы, построенные в Малайзии, Турции и Китае, подняли планку с организационной точки зрения. Теперь Европе придется подтягиваться – это законы здоровой конкуренции.
Против
Фернандо Алонсо, пилот «Макларен»:
– Мы требуем от владельцев европейских автодромов вкладывать огромные средства в реконструкцию своих трасс, руководствуясь вопросами безопасности, а теперь вдруг собираемся выйти на старт ночью! Понятно, что для этого потребуется неимоверное количество фонарей. Но кто-нибудь подумал о том, что произойдет, если гонщик хотя бы на секунду ослепнет от их света?
Резюме
Марк Уэббер, пилот «Ред Булл»:
– Этот вопрос требует тщательного изучения. Особенно по части освещенности и безопасности. Я побывал недавно в Сингапуре, и мне там очень понравилось. Думаю, будет интересно. К тому же ночью не так жарко. Процесс появления новых этапов кажется мне вполне естественным, но мы не должны забывать о тех гонках, которые буквально пропитаны духом «Формулы-1», например в Имоле или Спа. А еще надо обязательно придумать, что делать ночью в случае дождя.