О подготовке наших хоккеистов к Олимпийским играм «Спорту» рассказал президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк, выполняющий также функции генерального менеджера сборной.
Вратарские вопросы
— Насколько плодотворной получилась ваша работа во время заокеанских турне?
— В Америку я летал три раза. Побывал в Чикаго, Питтсбурге, Майями. Общался со всеми тремя вратарями: Набоковым, Брызгаловым, Варламовым. И, конечно, с полевыми игроками: Семиным, Волченковым, Ковалевым, Гончаром, Малкиным… Все ребята настроены по-боевому. Спрашивают, где будут жить, в какое звено кого поставят. В общем, им интересно все до мелочей.
— Вы упомянули Алексея Ковалева. Но ведь его в олимпийском составе не оказалось.
— Я встречался с ним до того, как объявили состав. В расширенном списке он же был. Вообще, я хочу сказать, чтобы те хоккеисты, кто не обнаружил свои фамилии в составе, не отчаивались. Ведь еще есть время. Многое может измениться. Вспомните Квебек. За день до турнира сломал ногу Варламов. Во второй игре против чехов вышел из строя Еременко. Остался один молодой Бирюков. К счастью, «Сан-Хосе» вылетел из плей-офф и приехал Набоков.
— Вы очень хорошо отзывались об Александре Фролове. Говорили, что в «Лос-Анджелесе» он имеет чуть ли не больше всех игрового времени. Однако в составе его тоже не оказалось.
— Саша еще в списке. И рассматривается как потенциальный игрок.
— Насколько процентов может измениться состав?
— Трудно сказать. Все зависит от того, в каком состоянии будут находиться хоккеисты. До 15 февраля любой травмированный игрок может быть заменен.
— Как самочувствие Семена Варламова? Ведь он не выходит на лед уже больше месяца…
— Семен получил травму 2 января. Я с ним разговаривал пару недель назад. Он сказал, что восстановится совсем скоро. На тот момент колено его еще беспокоило. Главное, что наш вратарь настроен оптимистично. Но если травма будет давать о себе знать, тогда, к сожалению, Варламова придется заменить. Теперь же к составу присоединились еще Еременко и Кошечкин.
— Благо, сейчас дефицита вратарей нет.
— Правильно. Потому что в свое время ФХР ввела лимит на иностранных вратарей. Мы специально сделали материальный барьер.
Хочет клуб иметь легионера, пусть платит большие деньги. Многие отказались. Появилась возможность проявить себя у наших ребят. Один из самых ярких примеров — Георгий Гелашвили. Я, конечно, понимаю, что каждый клуб решает свои задачи, но надо же не забывать о том, что молодым вратарям необходимо расти. Это разве нормально, когда из 20 команд в 19-ти защищают ворота не россияне. А кто будет играть за сборную? Что произойдет, если и Набоков и Брызгалов в своих клубах дойдут до финала? Тогда мы не получим их на чемпионат мира. И придется надеяться только на вратарей нашей лиги. На мой взгляд, у наших нхловских вратарей класс все-таки выше.
— Как вам соотношение в олимпийском составе игроков КХЛ и НХЛ?
— В нашей сборной много хоккеистов, выступающих в национальном чемпионате. Так что нельзя сказать, что тренерский штаб делал упор на представителях КХЛ или НХЛ. Вячеслав Аркадьевич взял тех, с кем уже работал и кому доверяет.
Конечно, несмотря на неплохой уровень КХЛ, мы пока уступаем лучшим командам НХЛ. Хотя и у нас есть отличные клубы: «Салават Юлаев», «Ак Барс», СКА, магнитогорский «Металлург». Вообще, было бы очень хорошо в будущем проводить матчи между клубами НХЛ и КХЛ. Думаю, это интересно и нам, и им. Все равно мы к этому придем. Две такие сильные лиги должны соревноваться между собой, и подогревать тем самым интерес к хоккею.
Сны канадцев
— У некоторых удивление вызвало появление в олимпийском составе Максима Афиногенова.
— Может, потому, что в памяти остался не совсем удачный его прошлый сезон в «Баффало». Честно говоря, тогда его действительно было сложно рассматривать в числе реальных кандидатов на поездку в Ванкувер. Но в «Атланте» Афиногенов заиграл много и результативно. На протяжении 20–30 матчей регулярно забивал голы и отдавал результативные передачи. И его старания даром не прошли.
— При комплектовании сборной тренеры обсуждали с вами каждую кандидатуру?
— Да. Недели за две до объявления состава, я уже знал, чьи фамилии вы там увидите. Но окончательное решение все равно принимали Быков и Захаркин. Они подбирают игроков под свой стиль, под свою схему и отвечают за результат. Нужно правильно сформировать звенья, создать сплоченный коллектив. Поэтому вся ответственность ложится на них. А я только помогаю как генеральный менеджер, как президент федерации, как тренер вратарей. Я могу посоветовать, кто, на мой взгляд, выглядит лучше на данный момент. И я всегда говорю, что нужны не только те, кто забивает. Но и те, кто подносит снаряды.
— Институт генеральных менеджеров в России и Америке отличается сильно?
— Конечно. Как правило, в Америке формированием состава занимается именно генеральный менеджер. Хотя я думаю, что все равно не без участия тренерского штаба.
— А что входит в ваши обязанности?
— Честно говоря, эта работа практически ничем не отличается от той, которую я выполнял в качестве президента ФХР. Просто после назначения на должность генерального менеджера, надо было еще чаще ездить за рубеж и больше общаться с ребятами. Хотя в прошлом году я тоже летал за океан. Встречался с Набоковым, Брызгаловым и другими игроками.
Тренеры могут попросить о помощи в любом вопросе. Я стараюсь делать все для того, чтобы не возникало никаких проблем, чтобы сборная ни в чем не нуждалась, чтобы игроки и тренеры думали только о хоккее. Мы же все в одной лодке. Все работаем на результат.
— На ком непосредственно лежит подготовка к Олимпиаде?
— По большому счету на Федерации. И у нас есть команда помощников, которая занимается подготовкой непосредственно на месте — в Ванкувере. Ведь с 11 по 14 февраля ребята будут жить не в олимпийской деревне, а в гостинице. С местами нам просто повезло. Мои друзья в буквальном смысле слова их вырвали. А тренироваться наша сборная будет на базе «Кэнакс». Вы же понимаете, надо было все забронировать, везде договориться. Еще мои помощники каждые два дня докладывают мне, что происходит в НХЛ. Кто как играет. Не дай Бог, не случилась ли у кого травма.
— О сборной России в Северной Америке говорят?
— Да, конечно. В прессе появляются статьи, в которых говорится, что наша сборная одна из самых сильных на турнире. Ведь это действительно так и есть. Еще обсуждают, что у канадцев защита сильнее, чем у нас. А у нас сильнее нападение. Не думаю, что это правильно, когда начинают разбирать команду, скажем так, по частям. Многое же зависит от слаженности действий. Это уже задача тренерского штаба. Мне кажется, в Ванкувере каждый матч станет битвой грандов. Сборная России всегда для всех была главным раздражителем, А сейчас это особенно заметно. Ведь мы двукратные чемпионы мира. Поэтому все будут стараться обыграть именно россиян. Все без исключения. Начиная с латышей и заканчивая канадцами, которые два года подряд страдают от нас. Естественно, им захочется наконец-то взять реванш, тем более у себя дома. Они, наверное, спят и видят это.