Министр спорта РФ, при участии которого в последний день июля состоялось подписание соглашения о сотрудничестве с компанией «Адидас» и Немецким футбольным союзом, после окончания официальной церемонии пообщался с журналистами, высказавшись по ряду актуальных тем.
О важности немецкого опыта по подготовке молодых футболистов и лимите на легионеров
— Откуда последние успехи российского спорта? Все дело только в тренировочном процессе. Самое легкое — создать материальную базу. А она у нас уже почти создана. Теперь вопрос в методиках. Вот сейчас у нас проходит мастер-класс, в рамках которого 13 наших детских тренеров обучаются под руководством немецких инструкторов. Затем эти 13 тренеров начнут передавать этот опыт дальше. А в конечном итоге все эти методики и знания помогут в подготовке детей. Принцип простой: учи учителей, и они будут учить детей. И процесс пойдет! Хотя, конечно, на это потребуется восемь-десять лет.
Для создания региональных центров подготовки юных футболистов мы уже отобрали порядка пятидесяти спортивных школ плюс 16 школ клубов премьер-лиги, которые уже работают с хорошей отдачей. Вот взять школу в Чертаново — это один из ярких примеров того, как можно быстро добиться результата. Команда сама по себе выросла и вышла во второй дивизион, причем сделали это за пять-шесть лет.
Только в детских футбольных школах московского региона занимаются около двадцати тысяч детей в возрасте от семи до семнадцати лет. А у нас в столичных клубах премьер-лиги много легионеров. Значит, наша система не дает качественно подготовленного игрока. Поэтому это стратегическое, главное направление, в котором мы будем двигаться.
Вот у немцев тоже в бундеслиге тридцать процентов футболистов — легионеры. Но у них другой менталитет: немецкий тренер при равных условиях всегда выпустит на поле своего, доморощенного игрока. А наши тренеры зачастую повязаны обязательствами, потому что пригласили иностранца, поучаствовали в каких-то сделках с агентами. Поэтому необходимо как минимум до 2018 года запустить эту программу, а потом, может быть, мы и отменим все эти лимиты, потому что у нас возникнет конкурентная среда.
Пока же для начала начнем готовить тренеров. Для этого реанимировали базу в подмосковных Бронницах. Там 12 полей, прекрасные условия, одновременно могут находиться три команды. Запустим там систему семинаров для тренеров, обучающих программ, и начнем всю страну, все двенадцать тысяч наших детских тренеров новым методикам обучать. Параллельно будет нанята группа специалистов, которая займется написанием методик. Пересмотрим систему соревнований, больше будем устраивать тренировочных лагерей, вывозить детей в зарубежные поездки. Соберем самых талантливых, и они пару недель потренируются со сверстниками, например, в «Баварии».
О предыдущих программах РФС и будущих соратниках
— У нас получалось так, что со сменой руководителя менялись и приоритеты. Программы развития футбола в стране, конечно, создавались, но новый руководитель приходил и старые «задвигал», а начинал продвигать свои. Сейчас нужно просто обратить внимание на детско-юношеский футбол. У нас в стране есть множество талантливых ребят, но кто их видит, кто может оценить их данные и забрать в специализированную школу?
Вот Саша Кержаков. Я убеждаю его, чтобы он продолжал карьеру футболиста. Но если он все-таки решит закончить с футболом, почему бы не поставить его на это направление? Не сделать «под него» некий отдел в РФС, чтобы он мог заняться детским футболом? Или мой соперник на предстоящих выборах президента РФС Игорь Лебедев в разговоре со мной признается, что хотел бы заняться развитием детско-юношеского футбола. Ведь это можно на общественных началах развивать, мы создадим для этого все условия. Видно, что человек любит футбол. Не подумайте, что я хочу облегчить себе продвижение на пост главы РФС. Но если Лебедев захочет снять свою кандидатуру с выборов, мы готовы с ним сотрудничать и, например, отдать ему проект, соглашение по которому было подписано сегодня.
О новом тренере сборной
— Круг тренеров понятен: Леонид Слуцкий, Александр Бородюк. Подождите буквально несколько дней — я сейчас здесь, в Москве, не сегодня завтра, до понедельника мы решим этот вопрос. Понятно, что нужен российский специалист, который находится в гуще событий, знает всех футболистов, от которого мы не будем ждать каких-то экспериментов. Так что дайте сделать паузу Станиславского и Немировича-Данченко — и все узнаете.
Лично я бы хотел видеть во главе сборной освобожденного тренера. А главное — того, кто выведет сборную на чемпионат Европы, который вдохновит команду, в которого поверят болельщики. Чтобы мы увидели такую российскую сборную, которую стали бы любить все вне зависимости от результата. А футболисты у нас есть — пусть не высочайшего уровня, но играть они могут. Их надо просто «зажечь».
А в перспективе кандидатов на пост главного тренера сборной может быть много. Это и Дмитрий Хохлов, и Дмитрий Аленичев, и Андрей Кобелев, и Стас Черчесов. Но сборная — не экспериментальная площадка, перед нами конкретная задача — выход на Евро-2016 и подготовка к домашнему чемпионату мира. И с этой точки зрения на сегодня у всех молодых тренеров, которых я назвал, пока недостаточно опыта для работы со сборной. Вот, например, Дима Аленичев. Дай Бог, чтобы при нем возродился «Спартак», без которого чемпионат России — не чемпионат. Если у Аленичева все хорошо пойдет, почему не рассмотреть его как кандидата на роль тренера сборной?
О товарищеских матчах сборной
— Сборная, помимо товарищеских матчей в отборочной группе, обязательно будет играть и с сильными соперниками. Не хотелось бы пока анонсировать, но уже достигнута предварительная договоренность с Аргентиной, Францией. Будут и другие команды топ-уровня.
О тренере молодежной сборной
— Дмитрию Хомухе, конечно, лучше продолжить работу теперь уже с молодежной сборной. Ему нужно двигаться дальше с этими ребятами, с которыми завоевано серебро юношеского первенства Европы. Пусть этот состав дойдет до уровня первой российской сборной, а Хомуха, может быть, станет нашим Лёвом.
О совмещении постов министра и главы РФС и основных задачах
— Совмещать эти должности планирую как минимум до 2018 года. Первая проблема в том, что РФС — банкрот. Полтора миллиарда рублей — кредиторская задолженность. Потребуется специальный план, оптимизация системы управления, оптимизация расходов, работа по привлечению спонсоров. Эту работу нужно было начинать уже вчера. Вторая задача — восстановить надлежащую систему управления, устав, структуру РФС. Четко прописать роли конференции, исполкома РФС. Плюс сиюминутная задача — сборная, ее участие в чемпионате Европы и подготовка к чемпионату мира. И, наконец, работа по популяризации футбола. Но никаких революций я делать не собираюсь.
Москва