Вся жизнь офицера-фронтовика Николая Михайловича Люкшинова связана с питерским институтом физкультуры (ныне Университетом). Еще до войны он играл в нападении за команду этого ВУЗа (тогда — ГДОЛИФКа), а в 1941-м ушел на фронт.
Николай Михайлович всю Великую Отечественную прошел в составе 276-го артиллерийского пулеметного батальона. Майор Люкшинов награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны второй степени, орденом Почета; медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».
Вернулся с фронта и начал преподавать на кафедре спортивных игр института уже в 1946-м. Но недолго.
В 1947 году Люкшинов стал тренером «Зенита», а возглавил тренером флагмана питерского футбола уже позже, в 1954-м. Работал Николай Михайлович и с другими питерскими командами — «Адмиралтейцем» и «Динамо». В пятидесятые годы Люкшинов тренировал и за границей, что по тем временам было редкостью. Работал в Албании с национальной сборной этой страны и клубом «Тирана».
Первая КНГ
Вернулся, опять же, в институт им. П.Ф. Лесгафта, где и организовал кафедру футбола и хоккея, которую возглавлял 26 лет! Его роль в победах питерского футбола огромна и переоценить ее невозможно. Можно только недооценить, потому что интеллигентнейший Николай Михайлович был очень скромным человеком.
Его учениками были и Юрий Морозов, и Герман Зонин, и Павел Садырин. Этот перечень можно продолжать долго. Люкшинов защитил диссертацию, читал лекции, написал множество статей.
Самое, возможно, важное: именно Люкшинов создает едва ли не первую в СССР КНГ (комплексно-научную группу) при футбольной команде мастеров. Он же ее долго и возглавлял.
Юрий Андреевич Морозов рекомендовал эту КНГ своему другу Валерию Лобановскому и киевский мэтр нередко приглашал ее помочь своему «Динамо» и сборной СССР. Своими методическими разработками КНГ Люкшинова оказывала огромную помощь тренерам, по тем временам — прорыв! Люкшинова называли олицетворением питерского футбола, его легендой, профессором спорта.
Первые ТТД
В «докомпьютерную» эру комплексно-научная группа, работавшая по методикам Николая Люкшинова, предоставляла тренерам команд полную информацию о физической готовности футболистов, о возможностях роста того или иного игрока, о проделанных им технико-тактических действиях.
Начиная примерно с 1960 года большинство молодых зенитовцев проходило через его руки, руки педагога. Он давал не только знания, которые остро необходимы будущим тренерам.
У очень уважаемого ими человека, ученого, фронтовика молодые парни учились пониманию жизни, он был нравственным ориентиром для ребят, а подчас просто мудрым, добрым советчиком.
Любопытно, что учеником Люкшинова был не только Морозов, но и Герман Зонин, творец ворошиловградского чуда, первой команды не из столицы союзной республики, ставшей чемпионом СССР. Ученый и педагог, Николай Михайлович прекрасно понимал, что спортивная наука — фундамент будущих побед.
Он считал очень важным фактором преемственность поколений. Она существует в питерской спортивной науке, в местном футболе, и в этом гигантская заслуга Люкшинова.
Люкшинов удивительным образом сочетал в себе талант тренера, ученого и организатора. Роль науки в спорте он понял очень давно, опередив большинство современников.
Любопытно, что в институте им. П.Ф. Лесгафта много лет работала и дочь Николая Михайловича, Татьяна Демич (жена знаменитого актера БДТ).
Она преподавала на кафедре волейбола. Люкшинов дружил со многими питерскими артистами, в особенности — с Кириллом Лавровым и помогал тому организовывать легендарные футбольные матчи между командами БДТ и сборной журналистов города.
С Николаем Михайловичем на кафедре футбола немало потрудился и наш знаменитый комментатор Геннадий Орлов. Кто только не пользовался научными разработками Люкшинова!
Преданность Петербургу и «Зениту» не мешала ему дружить с Константином Бесковым, который нередко просил советов ученого, возглавляя сборную.