Российские теннисисты, по сравнению с другими нашими спортсменами, – счастливые люди. У них есть возможность выступать, как и прежде. Хотя, то, что случилось сегодня, ставит это «теннисное счастье» под вопрос.
Министр спорта Великобритании Найджел Хаддлстон сегодня принял окончательное решение насчет того, что российские и белорусские спортсмены при въезде в страну должны будут предоставить одну бумагу. Что в ней? Гарантия, что они не получают денег от президента России и не разделяют его позицию. Думаю, понятно, по какому вопросу.
Фактически, власти Великобритании жестоко шантажируют россиян и белорусов. Очевидно, что в число теннисистов, оказавшихся на конкретном распутье, попали и Даниил Медведев, и Андрей Рублев, и белорусская теннисистка Арина Соболенко, и, в общем-то, все остальные спортсмены. Очевидно, под это правило попали и юниоры. От этого вся ситуация выглядит еще более душераздирающей.
А требование такой гарантии вообще законно?
Нет. Когда только пошли слухи о том, что такое противоречивое решение со стороны властей может быть принято, британский юрист по правам человека Адам Вагнер в социальных сетях сразу написал о незаконности этой «бумажной гарантии».
«Это косвенная дискриминация. Я уверен, что это незаконно. В теории еще можно просить публично не поддерживать [президента] во время турнира. Но требовать гарантий касательно личных убеждений – такого просить нельзя», – рассудил Вагнер.
Мы решили уточнить у российского юриста Анны Анцелиович, так ли это.
«Все требования к праву выступать на соревнованиях закреплены в соответствующих регламентирующих документах. В нашем случае это, скорее всего, будут регламенты Международной федерации тенниса (ITF). Соответственно, введение страной каких-то иных условий для выступления на турнирах – это, конечно, недопустимо. Государственные органы страны не имеют права устанавливать какие-то дополнительные требования», – сказала Анцелиович «Спорту День за Днем».
Да, это не законно. По своей сути, эта «гарантия» обращается не только к финансированию спортсмена со стороны государства, но и к его личным убеждениям.
Но о легитимности принятых сегодня в спорте решений говорить и не приходится. Да и в целом выходка британских властей – это, пожалуй, самое незаконное, что сейчас вводится в отношении российских и белорусских теннисистов. CAS тут не поможет. Юрист нам это подтвердила. Верить в то, что международный арбитраж сегодня встанет на сторону россиян – слепо и бессмысленно. Поэтому теперь у наших теннисистов есть только два пути.
Как россиянам попасть на «Уимблдон» и другие турниры в Великобритании?
Для Медведева этот вопрос сейчас станет наиболее актуальным.
Первый путь: не рисковать, ничего не подписывать, пропустить серию турниров на траве, включая «Уимблдон». Тут уже становится не ясно, по чьим правилам будут играть теннисисты теперь. Международной федерации тенниса? Министров спорта Великобритании? Или властей своей страны?
В таком случае российским теннисистам грозит ощутимая потеря очков в рейтинге. Хачанову на «Уимблдоне» надо защищать четвертьфинал, Медведеву и Рублеву – выход в 1/8 финала. А у Дани, между прочим, стоит еще и вопрос со званием первой ракетки мира. Даже если, как Медведев утверждает, лидерство в рейтинге ему безразлично, то уж перспектива потери игровой практики ему точно не понравится.
Второй путь: сохранить все, что ATP оставила российским спортсменам, и выполнить условия, чтобы сыграть на «Уимблдоне». Все же теннисисты, по сути своей, кочуют постоянно. 99% всего времени они проводят в переездах с одного турнира на другой. После всех санкций на Родину их завлекать нечему – даже осенние турниры в Москве и Петербурге больше не имеют смысла.
Медведеву рано делать выбор. Пока непонятно, как ATP и WTA отреагируют на решение британского министра спорта. В то время, когда большинство российских спортсменов оказались отстранены от международных соревнований, в теннисных боссах проснулся разум и что-то живое внутри. Так что теплится надежда, что и сейчас они примут правильные для себя и своей репутации решения.