Играющий в Англии россиянин Роман Павлюченко, сам того не ведая, в режиме онлайн успешно решает извечную футбольную проблему, сформулированную в достаточно грубой форме: кто — начальник, а кто — дурак?
Суть бинома, через горнило которого прошли многие предыдущие поколения и который, конечно же, ожидает поколения будущие, заключается вот в чем: всякий футболист, не попадающий в состав, уверен в том, что тренер втайне ненавидит его (футболиста) лично, родственников до седьмого колена, а также, возможно, всех соотечественников — как говорится, до кучи.
Нет, серьезно, без иронии: история футбола знает тысячи примеров из этого ряда, но никому до Павлюченко не удавалось так близко подойти к решению задачи с двумя неизвестными. Взаимоотношения Романа с тренером «Тоттенхэма» Харри Реднаппом достойны того, чтобы остановиться на этом сюжете.
Поступим просто: проследим вкратце развитие истории, используя прямую речь героев. Никаких комментариев — только слова.
Роман: «Иногда у меня складывается ощущение, что Реднапп надо мной просто издевается. Я сказал ему, что так продолжаться не может: мне обязательно надо играть».
Харри: «У нас хорошие отношения, но общаться с Романом трудно — он мало говорит на английском. Из него и двух слов не вытянешь».
Роман: «Меня многие и в Англии, и в России уже похоронили, поэтому всю неделю работал на тренировках так, что даже Реднапп меня похвалил, чего давненько не случалось».
Харри: «Когда он желает играть и работать — он игрок топ-уровня. Никто не хочет видеть Романа играющим больше, чем я. Он хороший парень, но иногда ему нужна встряска. Сейчас он играет так, как будто получил ее».
Роман: «Тренер себе не враг. Если ты, выходя на поле, забиваешь голы, делаешь результат — он будет тебя ставить. У нас не было конфликта — скорее, недопонимание. В любом случае, что бы это ни было, теперь оно точно позади».
Харри: «Роман стал работать на тренировках и выполнять то, чего я от него всегда требовал. Он принял решение серьезно подойти к делу, получил свой шанс и создал мне приятную проблему при выборе состава».
Роман: «Все мои мысли о концовке сезона. Мы сохранили хорошие шансы закончить сезон в зоне Лиги чемпионов и не должны упускать эту возможность. Буду думать о своем будущем в мае».
Согласитесь, что мораль из приведенного выше текста вывести проще простого.
Сейчас в чемпионате России играет еще один человек, чье футбольное мировоззрение полностью соответствует заявленной теме, — бывший киевлянин Александр Алиев. Характеристик, выданных им главному тренеру своего прежнего клуба Валерию Газзаеву, не счесть, а суть одна: злобный и нелюдимый Газзаев отчего-то возненавидел футболиста Алиева, посадил его на лавку и выдавил из «Динамо», хотя всем было понятно, что Алиев — стержень команды, ее мозг и двигатель. Газзаев, таким образом, — враг сам себе, «Динамо» и украинскому народу. А уж о том, что этот тренер совершенно не разбирается в футболе, и говорить не приходится.
Вот она, квинтэссенция диалога:
Алиев: «Я знал, что не буду играть у Газзаева. Все из-за его капризов. Мне не было смысла оставаться в «Динамо», хотя я люблю этот клуб. Газзаев — кавказец, он эмоционален. С ним невозможно разговаривать. Когда человек выкладывается на сто процентов на тренировках, на голову выше других игроков и не попадает в состав… Мне это непонятно».
Газзаев: «Заявления Алиева я воспринимаю как взрослый человек, который прожил жизнь, знает цену победы. Исключений за бывшие заслуги мы не будем делать ни для кого. Алиев не выдержал конкуренции и не попадал в состав. Есть футбольное поле, именно на нем люди должны доказывать свои амбиции, а никак не на страницах печатных изданий».
А Саше Алиеву, считающему себя, вероятно, состоявшейся звездой, на заметку такая история.
Когда в 1964 году в киевское «Динамо» пришел работать великий тренер Маслов по прозвищу Дед, его главным противником в команде стал футболист Лобановский. Он откровенно недолюбливал «физику», предпочитая на тренировках работать с мячом, и методы Маслова встретил без всякого энтузиазма. В итоге пришлось Лобановскому с Киевом расстаться. А когда через много лет у великого тренера Лобановского спросили, как бы он поступил на месте тренера в том конфликте, Валерий Васильевич, ни секунды не сомневаясь, сказал: «Точно так же, как Дед, — расстался бы с Лобановским»…
Колонка Константина Столбовского из еженедельника «Спорт день за днем» (24-30 марта 2010 года).