Тем забавнее вспоминать, как я впервые увидел Хайкина в сборной молодежной. Вы наверняка слышали, про его израильское гражданство, игру в системе английских клубов и прочие занятные детали биографии голкипера. Однако дебют перед более-менее широкой российской публикой у Хайкина произошел на Кубке Содружества-2016. Последнем розыгрыше некогда статусного турнира.
Тогда в Россию приезжали уже не лучшие клубы СНГ, а молодежные или даже юниорские сборных самых разных стран. СНГ все еще оставался в приоритете, но финал ЮАР – Финляндия в 2015-м году это отменить не помогло. В 2016-м «молодежку» на турнир в Санкт-Петербург привез Николай Писарев, ныне тоже дошедший до главной сборной. В статусе ассистента Валерия Карпина.
Тот состав был объективно не самым сильным как в истории команды, так просто с учетом имевшихся в распоряжении тренера кандидатов в конкретную команду. Уже имели опыт выступления за «молодежку» все те же Головин и Миранчук, котировался Роман Зобнин, успел стать новой надеждой «Амкара» Александр Селихов, да и Антону Митрюшкину еще прочили будущее великого вратаря.
Тем не менее главными звездами России на турнире в 2016-м был фактурный Рамиль Шейдаев (Ныне «столб» сборной Азербайджана), мобильный и техничный Аршак Корян (Тогда еще и приехал в сборную из системы «Витесса») да Камиль Муллин (Играл за «Рубин» в еврокубках, а на Кубке Содружества праздновал голы в стиле КриРо). Лучшим бомбардиром команды и турнира при этом стал Михаил Жабкин из «Волгаря» – три мяча. Тогда казавшийся мобильной и техничной «десяткой» футболист в итоге большую часть карьеры провел во втором дивизионе.
Но вернемся к Хайкину. К тому моменту он уже успел дебютировать в «молодежке», отыграв тайм в выездном товарняке с Белоруссией, однако перед российскими болельщиками отметился только десятком матчей за «Мордовию» в молодежном первенстве да попаданиями в заявку «Кубани» на матчи премьер-лиги. Еще одним вратарем России на турнир был заявлен Михаил Бородько, игравший в аренде за иркутский «Байкал». При этом принадлежавший «Енисею» голкипер уже неплохо проявил себя на взрослом уровне: например, почти остановил ЦСКА в Кубке России-2015, москвичи выгрызли победу в Иркутске (2:1) только в дополнительное время.
Даже помню, как на пресс-конференциях перед турниром и перед играми постоянно спрашивал у Писарева: «Кого из вратарей видите основным» или «Заслужил ли Бородько/Хайкин своей игрой статус первого номера». Меня это тогда действительно волновало, да и вопрос от издания должен был прозвучать – статус. Еще помню, что из-за колорита Николая Николаевича придумал соотнести «усы» с «победой» задолго до ЧМ-2018.
В итоге вратарская конкуренция осталась за Бородько, сыгравшим три матча из четырех, в том числе и в победном финал против Молдавии (4:2). Хайкину отдали одну игру группового этапа, где Россия не без труда обыграла Латвию (2:1). Если верить сохранившимся текстам, именно Хайкин тот самый гол и привез.
Однако в итоге Хайкин в четвертьфинале Еврокубков с вполне реальными мечтами об игре в Великобритании. Бородько же зимой ушел из «Калуги» и пока сидит без клуба. Без попыток оскорбить или унизить, просто вот такой вот бывает футбольная судьба. Что любопытно, сыграла она и с еще двумя игроками выигравшей Кубок Содружества «молодежки». Антон Зиньковский тогда не был особо нужен никому, Алексей Сутормин был нужен только считанным петербургских журналистам – все же поиграл в академии «Зенита».
Теперь Сутормин и Зиньковский играют в главной сборной страны, как и Никита Хайкин. Ну и Писарев при делах. Никаких выводов, просто приятно было поностальгировать.