Рикарду Траде — специалист и руководитель с более чем 30-летним опытом работы в области спортивного менеджмента, профессиональный бизнес-администратор. С июня 2008 года он был исполнительным директором организационного комитета Олимпийских и Паралимпийских Игр 2016 года в Рио-де-Жанейро. В течение четырех лет возглавлял организационный комитет ЧМ-2014 в Бразилии, а затем консультировал Верховный комитет Катара по организации ЧМ-2022 и его наследию, а также организационный комитет ЧМ-2018 в России. Во время VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, проходящего в эти дни в городе на Неве, Траде дал эксклюзивное интервью «Спорту День за Днем».
— Поделитесь своим мнением на тему возможного увеличения числа участников ЧМ-2022 в Катаре с 32 до 48?
— Сразу скажу, что я не принимал участия в каких-либо официальных дискуссиях на эту тему. Сейчас я не являюсь частью ФИФА. Мне кажется, уже немного поздно решаться на такие изменения, как увеличение числа участников. Вы же понимаете, что нельзя просто добавить шестнадцать команд и больше ничего не делать. Стране-организатору придется строить новые тренировочные базы, нужны новые отели, чтобы принять команды и дополнительное количество болельщиков. Самой ФИФА тоже придется понести большие затраты. Так что я не думаю, что уже в Катаре будет 48 сборных.
— Что должен сделать Катар, чтобы превзойти чемпионат мира в России?
— Катар собирается сделать такой чемпионат мира, который позволит каждому болельщику посетить сразу три матча за один день! Представляете?! Но Россию с Катаром тяжело сравнивать. Даже Бразилия намного ближе к вашей стране. Ни у нас, ни у вас нельзя было представить ситуацию, чтобы в один день в одном и том же городе игралось сразу несколько матчей уровня чемпионата мира! Надо было лететь в другой город. В Дохе можно будет сесть на наземный поезд или подземное метро и доехать до другого стадиона! Это очень важно.
— Что еще?
— А как вам чемпионат мира в ноябре и декабре? Необычно ведь! Катару очень важно открыть себя миру, сделать то, что удалось России. Я говорил Алексею Сорокину, генеральному директору организационного комитета «Россия — 2018», что вам удалось изменить имидж страны на весь мир. Катару необходимо сделать то же самое, но добиться этого гораздо сложнее. Катар — более закрытое государство. Иная культура, другая социальная жизнь. Чемпионат мира — отличная возможность сказать: «Эй, у нас есть не только нефть! Приезжайте к нам, убедитесь сами, есть на что посмотреть!» У Катара есть деньги, местные правители хотят открыть страну миру. Я знаком с местным эмиром, это хороший человек, поэтому уверен: чемпионат мира удастся.
— Как быть со стадионами по окончании турнира? Вряд ли Дохе нужны сразу шесть столь вместительных арен.
— Насколько мне известно, Катар планирует перевезти несколько стадионов в другие страны. Не знаю технологии, но такое желание есть. Это обычная ситуация, когда ты строишь большое количество спортивных сооружений для какого-то события, по окончании которого ряд арен становятся не нужны. Например, к ЧМ-2014 в бразильском Манаусе был построен 42-тысячный стадион, но штату Амазонас сейчас такой просто не нужен, там некому играть. Подобные арены не должны оставаться исключительно футбольными, там надо проводить соревнования по другим видам спорта, организовывать концерты. В Катаре это понимают.
— А в Бразилии это удалось сделать?
— Приведу пример. «Маракана» сейчас второе по посещаемости место в Рио-де-Жанейро, после статуи Христа-Искупителя. Вдумайтесь еще раз: туристы приезжают в Рио и практически сразу идут смотреть футбольный стадион. Это очень важно! То же самое надо сделать и в Катаре. Очевидно, что помимо самих стадионов вокруг них должна быть создана инфраструктура, которая облегчит пребывание болельщиков. Я был в Катаре, видел места, где строят арены. Там очень красиво.
— Болельщики не побоятся ехать в Катар?
— Нет, надо открыть для себя эту страну. Чемпионат мира в 11 городах — это не только Сан-Паулу и Рио, Москва и Петербург. Есть возможность увидеть разные места, где вы раньше никогда бы не побывали, а благодаря футболу смогли побывать. Во всей Бразилии меньше туристов, чем одном только Нью-Йорке! Спортивные мероприятия имеют большое значение для изменения этой тенденции. У нас новые музеи, в том числе, и футбола. Можно не только лежать на пляже. Так же будет и с Катаром, каждый найдет для себя что-то свое.
В тему
России не придется ехать в Иран?
Решение о месте размещения сборных, которые смогут пробиться на чемпионат мира по футболу — 2022, будет приниматься ФИФА. Ранее агентство France Press опубликовало информацию, согласно которой, Катар рассматривает вариант с размещением ряда сборных не на территории своей страны, а соседнего Ирана. Генеральный секретарь оргкомитета ЧМ-2022 Хасан аль-Тавади сообщил агентству РИА «Новости», что это не так. По крайней мере, пока. Если Россия пробьется на мировое первенство, она вместе с Международной федерацией футбола будет решать, где устроить свою базу.
— В размещенной агентством AFP информации были неверно истолкованы слова Хасана аль-Тавади относительно вопроса о приеме команд-участников чемпионата мира в Катаре другими странами, — говорится в пресс-релизе. — Место размещения команд — это часть оперативного плана. В конечном счете, это решение принимается ФИФА и национальными футбольными союзами. По этому поводу еще ничего не решено, и обсуждение продолжается.
Вопрос о возможностях Катара разместить у себя все сборные чемпионата мира возник после того, как президент ФИФА Джанни Инфантино заявил о планах расширить количество участников с 32 до 48. Окончательное решение будет принято в марте, однако власти Катара готовятся к мундиалю, исходя из необходимости размещения 32 команд.
ЧМ-2018 — ориентир для Катара
Во время VII Санкт-Петербургского международного культурного форума министр культуры и спорта Катара Салах бен Ганем аль-Али назвал Россию одной из лучших стран, когда-либо принимавших чемпионаты мира по футболу. «Конечно, я считаю, что Россия стала одной из лучших стран-хозяек. И это было ожидаемо. За свою историю Россия приняла множество мероприятий международного масштаба. И она показала намного больше, чем от нее ожидали. В 2018 году весь мир говорил, насколько хороша Россия», — приводит слова катарского министра корреспондент «Спорта День за Днем» Александр МАКАРОВ.
Салах бен Ганем аль-Али пообещал, что его страна будет усердно трудиться, чтобы провести ЧМ-2022 лучше, чем Россия. «Вы поставили очень высокую планку. Для нас это будет настоящий вызов — сделать лучше, чем Россия. Это очень сложно, но я считаю, что ваш опыт нам очень пригодится, и нам необходимо усердно трудиться. Я надеюсь, что мы сможем провести чемпионат мира на том же уровне или лучше. Это то, что мы хотели бы сделать. Хотел бы воспользоваться возможностью поблагодарить организаторов ЧМ — 2018. Русский народ открылся нам, открыл свои сердца, и мы очень многому от них научились о том, как нужно организовывать мероприятия. Мы до сих пор поддерживаем хорошие связи с командой, поскольку то, что они сделали, было невероятно. Обещаем, в 2022 году в Катаре мы проведем невероятный чемпионат мира, — отметил аль-Али.
Чемпионат мира в Катаре пройдет в 2022 году с 21 ноября по 18 декабря в семи городах: Дохе, Лусайле, Вакре, Аль-Хоре, Аль-Райане, Умм-Салале и Мадинат-аш-Шимале. «События закончатся, а образ останется», — заметил Франческо Бандарин, специальный советник ЮНЕСКО. Он, как и другие гости Культурного форума, выразил надежду, что новые объекты, появляющиеся в разных уголках мира, будут иметь не только спортивное, но и архитектурное значение. России по оценкам специалистов удалось этого добиться с помощью появления таких мест, как московский парк «Зарядье». Если что-то подобное удастся сделать и в Катаре, то государство на Ближнем Востоке докажет, что не зря получило шанс открыть себя миру.