• В его команде Аршавин начинал движение к звездам

    05.09.18 23:04

    В его команде Аршавин начинал движение к звездам - фото

    Завтра исполнится ровно 14 лет, как нет с нами Льва Дмитриевича Бурчалкина — легенды «Зенита», человека, без остатка отдавшего себя петербургскому спорту.

    Бронь для форварда

    Первый раз я услышал о нем еще в далеком детстве из рассказов своего дедушки. Он работал с призывниками в райвоенкомате. В один прекрасный день получил депешу из Белокаменной о срочном призыве Льва Бурчалкина на военную службу. Понятно, о чем шла речь. Об усилении главной армейской команды, носившей аббревиатуру ЦДСА, переименованной затем в ЦСК МО (Центральный спортивный клуб Министерства обороны). Шел 1958 год…

    Молодой форвард «Зенита» был вызван повесткой. Бурчалкин уже сыграл первые матчи в составе главной ленинградской команды и был узнаваем в городе. Однако Лев занял очередь, без малейшего намека на пресловутую звездную болезнь дождался вызова. Дальше дедушка вспоминал, что Бурчалкин признался ему, мол, не хочет ни в какую Москву, он с детства прикипел к своему родному городу и желает играть исключительно в «Зените».

    В Питере Бурчалкина и еще одного нападающего, Николая Рязанова, на которого также пришла разнарядка из Генштаба, решили «отмазать». Хотя, на мой взгляд, в данном разрезе, — это очень грубая и даже пошлая формулировка. Просто ребята были патриотами своего города и не хотели «служить» в ЦСКА. Как же удалось решить вопрос? Лев поступил в техникум мастеров машиностроения и получил бронь.

    Так и провел, скажу, забегая вперед, Лев Дмитриевич всю карьеру в одной команде — в «Зените». Начиналось все в питерских дворах. Послевоенное поколение начальное футбольное образование получало именно там. Не было детских команд, поэтому организованный футбол начинался где-то с четырнадцати лет. В коллективе завода «Большевик» все ребята были невысокого роста. Лева Бурчалкин «вымахал» до 170 сантиметров, и тренер Владимир Аполлонович Кусков, известный в довоенное время игрок, сыгравший даже два матча за сборную СССР, определил будущего бомбардира… в центр обороны.

    Давай, «Бурчалкин — выручалкин»!

    Бурчалкин играл цепко, никому не уступал. Кроме того, любил подключаться к атакам, бил по воротам с любой дистанции. В 1957 году его пригласили на просмотр в «Зенит». Хотя одно время Льву больше нравилось играть в хоккей, мог даже оказаться в составе команды мастеров Кировского завода. И все же футбол перетянул. То поколение вообще было универсальным, не представляли себя вне спорта.

     

    — Отправились мы на сбор в Гудауту, — рассказывал мне Лев Дмитриевич. — Туда подъехали наши земляки из «Авангарда». В этой команде заканчивал свою футбольную карьеру Фридрих Марютин, им не хватало народу для двусторонки. За игрой наблюдал зенитовский тренер Аркадий Алов, а уже через несколько дней меня выпускают играть за дубль в роли... центрфорварда. Почему Аркадий Иванович так решил, для меня остается загадкой. Может быть, интуиция...

    Первые матчи сезона-1957 Бурчалкин провел за дубль, а 24 августа дебютировал в главной команде. «Зенит» принимал на стадионе имени Кирова (то есть, на месте нынешнего «Санкт-Петербурга») московское «Торпедо» в 1/8 финала Кубка страны. В том же году, 26 октября, 18-летний форвард записал на свой счет первый зенитовский гол, открыв счет в игре с «Крыльями Советов» (2:0).

    Наверное, болельщики разных поколений слышали «Бурчалкин-выручалкин», но далеко не каждый знает историю, каким же образом «приклеилось» к Льву Дмитриевичу это прозвище. В 1959-м форвард часто выходил на замену. Играл «Зенит» дома с ростовскими армейцами. Ленинградская команда фантастически стартовала! В первых четырех турах обыграла на выезде киевское «Динамо» и «Шахтер», дома — «Спартак» и сыграла вничью с ЦСК МО, закрепившись на 2-м месте! Ажиотаж невообразимый, стадион имени Кирова, вмещавший 100 тысяч зрителей, переполнен, яблоку негде упасть!

    — Мы проигрываем — 0:1. Тренеры подзывают меня, спешно переодеваюсь, а этот процесс проходил прямо на трибуне. Вдруг слышу сзади: «Давай, «Бурчалкин — выручалкин!». Выхожу на замену и через пять минут забиваю. Игра закончилась вничью 1:1. Вот с этого момента за мной и закрепилось прозвище, — поведал занимательную историю Лев Дмитриевич.

    Будем смотреть правде в глаза, «Зенит» не хватал звезд с неба. Бурчалкин мог спокойно уйти в киевское «Динамо», откуда имел конкретное и хорошо оплачиваемое предложение. Не ушел, остался верен своему городу, своей команде. Он отыграл за «Зенит» 16 сезонов. И если бы не его голы, далеко не факт, что на протяжении этого временного периода команда с берегов Невы сохранила бы прописку в элите. Достижение — 78  мячей за «Зенит» в чемпионатах страны — держалось почти 40 лет. И только в мае 2011-го его превзошел Александр Кержаков. Зато рекорд по количеству матчей — 402 за «Зенит» в чемпионатах — не превзойден до сих пор и вряд ли будет покорен кем-то из зенитовцев в ближайшей перспективе.

    На благо питерского футбола

    А мог Лев Дмитриевич и поднять планку. Проводили его на заслуженный отдых в сентябре 1972-го в матче с «Днепром» (2:2). Свой последний мяч Бурчалкин забил с пенальти. Однако наступил 1973-й, и возглавивший «Зенит» Герман Зонин вернул 34-летнего форварда в команду. До сих пор остается загадкой, почему первый секретарь ленинградского обкома партии товарищ Аристов запретил Бурчалкину возвращаться в футбол? Проводили — значит, проводили...

    Тренер Лев Бурчалкин поколесил по свету: от Владивостока до Мальдивских островов. Только не прохлаждался на Мальдивах, а вкалывал до седьмого пота. Поднимал реноме советского тренера. В «Зенит» Бурчалкин вернулся в конце 1987-го вместе со своим давним другом Станиславом Завидоновым. Началась перестройка! Появилось несколько ветвей власти. Тренеров назначил Горспорткомитет, а командой, по сути, управляло руководство ЛОМО. 1988-й отыграли удачно, заняли шестое место, получили пропуск в Кубок УЕФА. Тренерский тандем поддерживал мэр города Владимир Ходырев. Многим футболистам дали новые квартиры.

    — Старт чемпионата-1989 мы провалили, а в мае предстояла поездка в ФРГ, я «выбил» хорошие премиальные за игры с любительскими командами, — с чувством обиды вспоминал тот период Лев Дмитриевич. — А за нашими спинами уже плелись интриги. Возвращаемся в Ленинград — назначают общее собрание. Плюнули мы на все это с Петровичем, ушли из «Зенита», который прямой дорогой катился в первую лигу...

    Третье пришествие Бурчалкина в «Зенит» состоялось уже в новейшей истории. В 1996-м Лев Дмитриевич помогал ставить на ноги молодую команду, только что вернувшуюся из первой лиги, еще одному боевому товарищу — Павлу Садырину. Последней же работой Бурчалкина в родном клубе был «Зенит»-2. Работой плодотворной, на совесть! Именно в его команде начинали движение к звездам Вячеслав Малафеев и Андрей Аршавин.

    — Я ни на секунду не сомневался, что в будущем Слава станет первым номером «Зенита» на долгие годы. С Андреем пришлось сложнее. У него были пробелы в физической подготовке. В «Смене» он ходил, образно говоря, «королем», играл на чистых мячах. Ему трудно было перестроиться, привыкнуть к нашим требованиям. Потерял мяч — отработай, достань соперника. Думаю, перевод на фланг (хотя я понимал, что это не место Аршавина) пошел Андрею на пользу. Там он почувствовал ответственность, — подытожил свой увлекательный рассказ Бурчалкин.

    Уверен, он бы продолжал работать на благо петербургского футбола. Летом 2004-го Лев Дмитриевич вел переговоры с «Петротрестом», мечтал создать в родном городе еще одну конкурентоспособную команду. Однако внезапно возникли проблемы со здоровьем. Во дворике одной из питерских больниц я общался с Львом Дмитриевичем в конце июля — буквально за полтора месяца до его смерти. Он понимал, что уходит. Онкология… Однако держался мужественно, не проронив ни слова о своей беде. Его волновало совсем другое — куда движется питерский футбол, в правильном ли направлении ведется работа с резервом, не останется ли «Зенит» без собственных воспитанников? Его мысли оказались пророческими... Мы проговорили больше двух часов. А 7 сентября 2004 года Льва Дмитриевича не стало.

    Здорово, что последние три года в Петербурге проводится международный футбольный турнир «Кубок Льва Бурчалкина» среди 13-летних мальчишек, в память о большом мастере своего дела!


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»