Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заверяет, что ждать открытия новой арены на Крестовском острове осталось недолго, до сентября 2016-го. Говорят, власти надо верить?.. Последнее время как-то все мы стали забывать, что футбол существует для болельщика. И совсем необязательно каждому болельщику непременно знать, в каком матче условный Александр Кержаков забил сотый мяч в зачет клуба Григория Федотова или сколько технико-тактических действий за игру совершает правый латераль «Барселоны»…
Несколько дней назад позвонил друг детства и юности — превосходный врач, профессионал в своем деле. Но футбол для него — далеко не смысл жизни. А вот сходить на матч «Зенита» с сыном-первоклассником — прекрасная идея. Возможно, я не прав, но отговорил товарища от культурно-массового похода на стыке осени и зимы. Аргументы? Первый в жизни визит на стадион должен стать для ребенка чем-то ярким, запоминающимся. Однако дискомфорт «Петровского» не позволит в полной мере ощутить праздник. Можно, конечно, со мной не согласиться. Дескать, футбол — игра под открытым небом и ради любимой команды нужно приносить себя в жертву? Но я порекомендовал другу подождать, а пока сводить сынишку на хоккей, в Ледовый.
Стадион, который мы ждем: нельзя увидеть, можно услышать
Удивительное совпадение: мое очное знакомство с игрой «ногомяч» состоялось ровно тридцать пять лет назад, 13 ноября 1980 года, в день открытия Спортивно-концертного комплекса на проспекте Гагарина. Футбол под крышей, круглый год. Для того времени это было что-то космическое. «Вместе с отцом я, школьник, отправился на матч «Зенит» — «Динамо» (Киев). Все тогда казалось в диковинку: полосатый ковер, отсутствие комментатора (думал-то, что он должен быть не только в телевизоре), табачный дым, стелившийся над трибунами, хотя, наверное, раз пять звучало объявление знаменитого диктора Генриетты Покровской, что «курение во всех помещениях СКК категорически запрещено», программка к матчу, подготовленная мэтром питерской журналистики Юрием Бржежинским. Я увидел живьем, как сегодня сказали бы «лайф», Олега Блохина и Владимира Казаченка, Юрия Желудкова и Владимира Бессонова, а на тренерских скамеечках — Валерия Лобановского и Юрия Морозова! С того момента я заболел футболом! Эта «болезнь» затянулась на тридцать пять лет, разве что приобрела сегодня несколько иные формы.
Мне кажется, нам всем не хватает среднестатистического болельщика. Как ни парадоксально, «Кузьмича» (пассивный болельщик, то есть не состоящий в каких-либо фанатских группировках, — это на фанатском сленге). И не интернет-интеллектуала, который бьет по клавишам сильнее, чем Халк по мячу, а именно ЛЮБИТЕЛЯ ФУТБОЛА. Ведь хоккей в Питере по популярности у простых болельщиков превзошел игру №1. И не в последнюю очередь, к слову, по причине отсутствия комфортных и безопасных условий на «Петровском». Теперь долгострою на Крестовском уже ничего не помешает открыться? Откроются и семейные сектора. На мой взгляд, новый стадион должен поменять культуру, менталитет боления. Надеюсь, рано или поздно мой друг поведет сына на футбол. А может, это произойдет как в моем случае, в день открытия нового стадиона? Увидит мальчишка Халка — и тоже заболеет футболом?!