Лучший боксер во всех весах американец Флойд Мейуэзер победил по очкам своего соотечественника Андре Берто и защитил свои титулы WBA (super) и WBC в категории до 66,7 кг. Это была его сорок девятая победа в сорока девяти боях. Задолго до этого поединка Мейуэзер объявил, что это будет его последний бой, и хорошо бы он, ради собственной славы, остался верен своему решению.
Если бы Флойда Мейуэзера и закидали после этого боя цветами, то только в горшках, а многие еще с удовольствием предварительно залили бы в них по паре килограммов свинца и лишь прикрыли бы их землей и цветочками, чтобы приятнее было.
Мейуэзер остался верен себе: для зрителей он, как обычно, в этом бою не сделал ровным счетом ничего. Он не перенапрягался и легко выигрывал практически каждый раунд, стараясь рисковать не больше, чем карапуз в песочнице, который делает куличи. С таким соперником, как Берто, это было не так просто, но у Флойда в этот день, как и в большинство других дней, все получалось. Талант. Но не щедрый, как у Тайсона, который разбрасывался им, за что и был любим, а жадный, как у владельца краденого антиквариата.
Рассказывать об этом бое почти все равно, что рассказывать, как Маша ела кашу. Ела Маша кашу, ела и доела. Вот так и Мейуэзер с самого начала продемонстрировал, что во всем превосходит своего соперника, в скорости, в силе, в умении и в боксерских мозгах, а потом провел не слишком утомительный для себя двенадцатираундовый спарринг, удовольствие от которого могли получить только законченные гурманы от этого вида спорта. Бокс — это ведь прежде всего чувство дистанции, а не мегатонные удары. Вот оно-то и доведено у Мейуэзера до совершенства. Он всегда знает, с какого расстояния достает соперника, и с какого тот может достать его. Причем это знание приходит к нему само, на инстинктивном уровне, а помноженное на сумасшедшую скорость, невообразимую ловкость и чувство момента, когда именно надо нанести удар, оно и сделало Флойда лучшим боксером во всех весах.
Мейуэзер мог разорвать бедного Берто, но он этого не сделал. И вовсе не из человеколюбия. Наоборот, он максимально унизил соперника, показав, что и десяти процентов усилий на него хватит. Мейуэзер бил редко, но метко, заставляя Берто промахиваться в ответ. Боевая дистанция в боксе такова, что совсем не пропускать ударов не получается, и несколько раз Берто все-таки его достал: два-три его левых боковых дошли до цели, что-то там долетело справа, но все это было, как дельфину дождик. Мейуэзер сам бил мало, он ведь из тех, кто на «феррари» ездит, как на «оке», зато куда точнее. Джебом в сочетании с безупречными передвижениями по рингу он легко контролировал дистанцию и периодически пробивал серии с акцентом то на правом прямом или кроссе, то на левом боковом, то, совершенно неожиданно, на апперкоте, а иногда переходил на корпус Берто. И делал все это, любя себя и не напрягаясь.
Никто, конечно, не ожидал, что Флойд будет в этом бою прыгать из штанов (чего-чего, а этого он не умеет), но некоторые наивные люди надеялись, что хотя бы на прощание он решит показать что-то особенное, но он не решил. Только в последнем раунде немного выложился, да и то, если до сих пор он работал на десять процентов, то теперь отработал аж на двадцать. На том и закончил.
Один судья отдал Мейуэзеру «чистую» победу со счетом 120-108, то есть, посчитав его победителем во всех раундах. Двое других дали некоторую волю раздражению и поставили, соответственно, только 118-110 и 117-111 в его пользу, но это все равно ничего не меняло.
Потом пошли речи. Лично мне интересным показался лишь один момент: когда Флойда спросили, почему он уходит, когда его талант все еще в полном расцвете. Мейуэзер ответил в том роде, что ему уже почти сорок, устал он от такой тяжелой спортивной жизни… В общем, утомилось наше солнце.
Все это, наверное, так и есть. Боксерская карьера — это своего рода марафон, растянутый на десятилетия, в ходе которого тебя еще и лупят со всех сторон, так что устать тут есть от чего. Но главное, как мне кажется, все-таки другое. Мейуэзер — ярко выраженный человек интуитивного плана. Как он чувствует дистанцию — так он чувствует и время. Флойд почувствовал, что пора уходить. Он взял все вершины, победил среди прочих Артуро Гатти, Заба Джуду, Оскара Де Ла Хойю, Рикки Хаттона, Хуана Мануэля Маркеса, Шейна Мозли, Мигеля Котто, Саула Альвареса, Маркоса Рене Майдану и Мэнни Пакиао (только посмотрите на этот список!), а главное — умудрился утомить при этом публику. И решил уйти вовремя, не дожидаясь, пока уйдут его самого или, по крайней мере, отодвинут на задний план, проявив тем самым качество, которого спортсмены и артисты обычно лишены.
Если он не вернется, то заслужит сравнение со знаменитой кинозвездой 30-х годов Гретой Гарбо, которую до сих пор не забыли именно потому, что она вовремя ушла. Ее слава была безмерна, но в 1941 году ее последний фильм «Двуликая женщина» не то чтобы провалился в прокате, но не имел прежнего успеха, и она оставила Голливуд. Сразу и навсегда. Раньше, чем Голливуд оставил ее. Сейчас об этом не помнят, но тогда ее уход не сотворил особой сенсации. Началась война, и популярность ледяных стерв с одним на всех стервозным взглядом — а Грета Гарбо относилась именно к этому типу — резко пошла на убыль. В моду вошли плюшевые девочки с бархатными глазами и ощутимой даже через экран мягкостью на ощупь. А вот когда послевоенная Америка нагуляла первый жирок, Грету Гарбо вспомнили именно в связи с тем, что она за прошедшие годы не сделала ни одной попытки вернуться. Даже почетного «Оскара» дали, но она все равно не вернулась.
Вот и Мейуэзер, я надеюсь, возвращаться не станет. Потому что, если он вдруг вернется, то встретят его, конечно, с большой помпой, но потом он неизбежно перейдет на вторые роли. Те самые, на которые перешла бы и Грета Гарбо, попытайся она покорить Голливуд снова. А видеть Мейуэзера на подтацовках у кого бы то ни было, как-то не хочется. Гений, все-таки, пусть и не самый приятный.