• Ушел Герман Зонин. После его победы в Ворошиловграде уволили секретаря обкома КПСС

    История тренера, который создавал команды и открывал ярких мастеров

    27.11.21 12:40

    Ушел Герман Зонин. После его победы в Ворошиловграде уволили секретаря обкома КПСС - фото

    Фото: ФК «Зенит»

    26 ноября скончался один из самых именитых и авторитетных тренеров советского еще футбола, чье имя ставили в один ряд с Валерием Лобановским и Константином Бесковым, 95-летний Герман Семенович Зонин. 

    Шок, потому что все мы привыкли: время над ним не властно, да, болел, ноги, до ампутации дошло, но голова светлая, эксперт уникальный, память, как у молодого, весел, доброжелателен, остроумен…

    Настойчиво посоветовали вступить в партию

    Герман Зонин родился в Казани, там и играть начинал за местное «Динамо» в защите, но в 24 года перебрался команду ленинградских одноклубников и навсегда связал свою жизнь с городом на Неве. Хотя и поколесил по стране, да и по миру, немало, став тренером. 

    Первый же опыт самостоятельной работы принес большой успех: Зонин вывел воронежский «Труд» в высшую лигу. Это было в 1960-м и эффективного тренера заметили. Герман Семенович и в глубокой старости был неподражаемым, обаятельным рассказчиком, а уж в молодые годы, да под рюмочку...

    Иронично улыбаясь, вспоминал как-то во второй половине 80-х, сидя в пресс-баре стадиона имени Кирова:

    - Выходим мы в вышку, меня вызывают и настойчиво советуют вступить в партию.

    Я уточнил:

    — Куда вызывают, Герман Семеныч? В воронежский обком?
    — Бери выше! В Москву, в отдел, курирующий спорт в ЦК КПСС.
    — Ну и…? Вы, надеюсь, не спорили? Согласились?
    — Естественно. Я же понимал, какие возможности открываются.

    Возглавил сборную… иностранного государства

    Вскоре выяснится, что не очень-то и понимал. В 1965-м году коммуниста Зонина Спорткомитет отправляет работать со сборной Бирмы. По тем временам работать за границей — везение уникальное. На месте выяснилось, что советскому тренеру предстояло работать не только с главной командой страны, но и с молодежной сборной. Уже в 1966-м сборная Бирмы становится победительницей Азиатских игр, фантастический успех для этой неизбалованной победами команды.

    Жизнь за границей, как ни странно, особой радости тренеру не принесла. От местной кухни, его, как он сам впоследствии вспоминал, воротило. Начались проблемы с пищеварением. Авитаминоз привел к фурункулезу руки. 

    Зонин вернулся. Взял паузу в практической работе, начав трудиться на кафедре футбола института им. П.Ф. Лесгафта в Ленинграде. Говорил, что совместная работа с Николаем Михайловичем Люкшиновым многое ему дала. Так формировался большой тренер.

     

    Эрман Семеныч и его звезды

    В октябре 1969-го эмоциональный любитель футбола, первый секретарь ворошиловградского (ныне Луганск) обкома КПСС Владимир Шевченко лично приглашает Зонина возглавить «Зарю», которую надо было спасать, команде грозил вылет из высшей лиги. С этой задачей Герман Семенович справился и остался работать в этом украинском городе.

    До легендарного «ворошиловградского чуда» оставалось потрудиться еще 3 года.

    В 1972-м году «Заря» становится чемпионом СССР! Впервые в истории в этом турнире победила команда из областного центра, не из Москвы и не из столицы союзной республики. Эффект на все футбольное сообщество оглушительный! 

    Состав, подобранный Зониным, впечатлял. В нем были и свои лидеры, футболисты международного класса. Ворота «Зари» защищал 25-летний на тот момент Александр Ткаченко, обладавший фантастической реакцией и кошачьей прыгучестью. Игра на выходах к его козырям не относилась, возможно, поэтому его карьера в национальной сборной оказалась очень короткой. 

    Тогда в каждом голкипере хотели видеть нового Льва Яшина. А Ткаченко сыграл потом, уже в 33 года, огромную роль и в чуде питерском, когда помог «Зениту» выиграть первые медали в его истории (бронза-1980).

    В середине поля восхищал дирижер, как тогда именовали плеймейкеров, 25-летний Вячеслав Семенов. Мастер точного, длинного паса, умевший одной неожиданной передачей в штрафную вскрыть оборону соперника.

    Вся игра «Зари» строилась через этого воспитанника киевского «Динамо», которого легендарный тренер Виктор Маслов три года мариновал в дубле, но талант не разглядел. Семенова звали в «Торпедо» и в «Арарат», но в советские времена переходы из одной республики в другую допускались только с позволения местной федерации футбола.

    Украинцы не дали Семенову разрешения перебраться в Москву, в «Торпедо» и он оказался в «Заре», где Зонин и вылепил из него подлинную звезду. Кстати, этот хавбек, обладавший прекрасным ударом издали и отменно исполнявший стандарты, сам немало забивал. 

    В чемпионском сезоне он 7 раз поразил ворота соперников. Чаще отличался лидер атак «Зари», впоследствии — форвард высокого международного класса 22-летний Владимир Онищенко. Вот его-то Маслов в Киеве быстро оценил, но затем Деда сменил Александр Севидов и отцепил быстрого дриблера. Так Онищенко оказался в «Заре».

    Тренерская команда разгневала хозяина Украины

    Зонин в то время уделял уже много времени теоретическим занятиям, детально изучал каждого следующего соперника, делал ставку на длинные передачи и быстрый переход от плотной обороны к атаке. Так родилась чемпионская «Заря». 

    Недолго музыка играла. Времена, напомню, были махрово советские, набирал силу застой, все по ранжиру. Хозяин Ворошиловграда Шевченко, говоривший с заметным южным акцентом, нарадоваться не мог на своего Эрман Семеныча и помогал команде, чем мог. Но на Украине был и куда более влиятельный футбольный болельщик, всесильный хозяин республики, первый секретарь ЦК КПУ, близкий друг «дорогого Леонида Ильича» Владимир Щербицкий. Тот вызвал Шевченко в Киев. 

    О том, что с ним произошло в украинской столице, тот откровенно рассказывал Эрману Семенычу, а Зонин уж нам, журналистам, в Питере. Взбешенный Щербицкий, перемежая речь матерком и топаньем ногами, орал на Шевченко: «Ты можешь кого угодно обыгрывать, опережать, кроме меня! Меня — права не имеешь!».

    Уточню, что в 1972-м году киевское «Динамо» финишировало вторым, за «Зарей». Lаже всесильный Щербицкий не мог освободить ворошиловградского секретаря обкома от должности, за то, что курируемая им команда опередила в чемпионате страны любимцев члена Политбюро ЦК КПСС. Когда Шевченко вернулся домой, там уже работала комиссия партийно-хозяйственного контроля из Киева. 

    Вот она-то и нашла нарушения в его работе и Шевченко был отправлен в отставку. А вслед за ним и триумфатор Зонин. Семенова и Онищенко в срочном приказном порядке рекрутировали в «Динамо». Так громили дерзких выскочек - «Зарю».

    В Питере тоже ждали чуда

    В выигрыше оказался… «Зенит». В 1973-м году ленинградцев возглавил Зонин. Команду тогда курировал первый секретарь горкома КПСС Борис Аристов. Зонин с ним наладил прекрасный контакт, это помогало «Зениту». 

    Имя Зонина вселяло оптимизм. Питерские болельщики ждали от него повторения «ворошиловградского чуда» на берегах Невы. Зонин резко увеличил нагрузки и начал перестраивать игру команды. В результате 6 поражений на старте чемпионата. Кредит доверия к нему был огромен. 

    Герман Семенович продолжил работу и выправил положение (11-е место). А на следующий год «Зенит» финишировал 7-м, по тем временам очень хороший результат. Именно Зонин приглашает в команду целую группу футболистов, которые впоследствии сыграют очень важную роль в ее судьбе. 

    Это он раскрыл и отточил мастерство Анатолия Давыдова, Вячеслава Мельникова, Александра Маркина, единственного зенитовца, ставшего лучшим бомбардиром чемпионата СССР, острого форварда Андрея Редкоуса и Владимира Олейника, много лет защищавшего ворота «Зенита». 

    В 1975-м в команде дебютирует будущий капитан золотого состава Николай Ларионов, еще одно открытие Семеныча. В 1976-м году осенью «Зенит» финиширует 5-м — на тот момент 2-й результат в истории команды. «Зенит» при Зонине заметно прибавил в надежности, стабильности, классе игроков.

    Авторитетный эксперт, признанный Москвой

    Достаточно редкий по тем временам случай: тренер проработал в команде 5 лет и ушел сам, увы, по состоянию здоровья после перенесенного инфаркта. Счел за благо поработать в более спокойной обстановке, вернулся на кафедру футбола. 

    Где и трудился много лет, но с перерывами, поправив здоровье, все же принимался тренировать, достаточно успешно возглавляя ростовский СКА и тбилисское «Динамо».

    Большую часть времени Зонин жил в Питере, ставшем для него родным. Не пропускал ни одного матча «Зенита». Частенько посещал игры дубля, «Динамо», уже в 21-м веке вспоминаю, как удивился, увидев Семеныча на встрече только что созданной «Руси». Тот, поймав мой изумленный взгляд, объяснил: «Саша (владелец несуществующего ныне клуба Александр Якимец — «Спорт День за Днем») попросил посмотреть, проконсультировать».

    На матчах «Зенита» журналисты слушали его комментарии, раскрыв рты. В 80-е годы лениградскую команду показывали по единственному всесоюзному каналу, когда в гости к ней приезжали столичные клубы. 

    Сразу по завершении матча московские телевизионщики бежали к Зонину за разбором матча. Практически он был для них безальтернативным экспертом в Питере. Таков был их выбор. И экспертиза прекрасная, и речь поставленная, и фигура уж очень авторитетная, даже для Белокаменной.

    Будем помнить

    Ничто земное, человеческое было ему не чуждо, перед началом матча и в перерыве он частенько пропускал в пресс-баре рюмку-другую, это совершенно ему не мешало в ходе телеинтервью.

    Катастрофическая утрата. Вот, кого всегда будет не хватать футбольному сообществу нашего города. А во время ЕВРО-2012 уроженец Ворошиловграда Александр Заваров рассказал мне, что в нынешнем Луганске о Германе Семеновиче и сегодня говорят с пиететом и вспоминают с гигантской благодарностью.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»