• Уроки футбола в школах. Популизм или шаг вперед?

    Детский тренер и классный руководитель комментирует инициативу РФС

    03.02.21 15:44

    Уроки футбола в школах. Популизм или шаг вперед? - фото

    Фото: Petersburgcup.ru

    Урок футбола – правильная, но не до конца проработанная инициатива. Перечисляем неприятные нюансы, которые будут сопутствовать её внедрению.

    Урок футбола разработали РФС и Министерство Просвещения. Что говорится официально?

    Идея урока футбола в общеобразовательных школах трактуется не совсем верно. Во-первых, это не обязательная история. Пилотных регионов, в которых будет осуществляться комплексная реализация элементов Стратегии развития футбола в школах, всего три: Нижегородская и Свердловская области, Республика Татарстан.

    Для остальных дело сугубо добровольное, о чем четко сказано в опубликованном на сайте РФС 31 декабря сообщении: «С начала 2021 года каждая общеобразовательная организация сможет проводить уроки футбола благодаря утвержденной 24 декабря рабочей программе предмета «Физическая культура» на основе футбола, разработанной РФС совместно с Министерством Просвещения и внесенной в реестр Федеральных государственных общеобразовательных стандартов».

    И далее: «Практики, наработанные в этих субъектах, будут в дальнейшем распространены на все регионы страны. Но уже сейчас мы приглашаем каждую школу, педагога и школьника стать частью нашего футбольного проекта». Иными словами, после каникул дети не станут в обязательном порядке гонять мяч – это дело весьма отдаленного будущего.

    Эта идея осуществляется примерно следующим образом: методическое объединение учителей физической культуры заинтересованной школы изучает предложенную РФС программу (она называется «Примерная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» (модуль «Футбол») для общеобразовательных организаций»), затем ее принимает педагогический совет и утверждает руководитель ОУ. Далее идет корректировка учебного плана, который в обязательном порядке согласуется в районных отделах образования. Завучи вносят изменение в расписание уроков, после чего счастливые дети раз в неделю играют в футбол.

    Чему должны научиться дети? Кто и где их должен научить?

    Юридически на запуск такого проекта потребуется как минимум два месяца, а в условиях пандемии, резко ограничивающей учебную деятельность по физической культуре, все шесть. Иными словами, фактически заработать нововведение может только с начала нового учебного года. При этом вынесем за скобки материальное обеспечение проекта: в региональных бюджетах просто нет денег на переоборудование школьных стадионов и модернизацию спортивных залов, начиная от укладки современных напольных покрытий и заканчивая установкой ворот.

     

    Вызывает вопросы и механизм реализации проекта «Футбол в школе». Осуществлять безусловно важный для развития футбола проект должны профессионалы, не только знающие методику преподавания физической культуры, но и сами умеющие работать с мячом. У нас же авторами-составителями программы «Модуль футбол» стали… заместители директора ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания», кандидат педагогических наук М. А. Грибачева и почетный работник общего образования РФ М. В. Анисимова. При всем уважении к коллегам, не дам гарантии, что они изнутри знают игру и владеют методиками его преподавания.

    Вот чем, по мнению составителей, должны владеть по итогам обучения дети 1–4 классов: «Знать состав судейской коллегии, обслуживающей соревнования по футболу и основные функции». «Подготавливать площадки для проведения подвижных игр».

    В 10–11 классах: «Знать и применять средства восстановления (массаж, самомассаж, баня, оздоровительное плавание) после физических нагрузок на занятиях футболом и соревновательной деятельности», «понимать последствия использования не сертифицированного инвентаря и оборудования в образовательной, тренировочной и досуговой деятельности», «знать и уметь использовать технологии предупреждения и нивелирования конфликтных ситуаций во время занятиями футболом». Из практики: «Демонстрировать комплексы упражнений, формирующих двигательные умения и навыки технических приемов и тактических действий футболистов».

    10 лет в «Краснодаре». Огромное интервью Александра Нагорного о тренерстве, детско-юношеском футболе и работе в академии

    Оценивать полученные знания предлагается в виде устного ответа на заданный вопрос, в форме собеседования, тестирование, сообщения, творческой работы. Вы еще будете утверждать, что эти рекомендации не оторваны от действительности? Тогда мы идем к вам…

    Футбол в школах хотят отдать на откуп учителям физической культуры, многие из которых либо вышли на пенсию, либо приближаются к пенсионному возрасту. Молодежь на низкооплачиваемую, не самую престижную в мире работу не идет, люди среднего поколения потеряли мотивацию из-за профессионального выгорания, а бывшие спортсмены предпочитают тренировать детей в клубах и секциях, а не погружаться в школьную жизнь, насыщенную детской вседозволенностью и родительским давлением.

    Мне хватит пальцев обеих рук для перечисления петербургских учителей физической культуры, заинтересованных в развитии футбола в общеобразовательных школах и (важно!) умеющих его преподавать. А директоров школ, вникающих в детали данного процесса, как руководители школы 346 Невского района В. И. Кравченко и лицея 214 Центрального района И. Я. Витте, еще меньше. Как быть? 

    Проблемы в Петербурге

    Немного теории. В психологии существует три вида восприятия: аудиальный, визуальный и кинестетический. Последний предполагает умение показывать элементы. Вы можете себе представить учителя физической культуры, никогда не игравшего в футбол и при этом демонстрирующего детям финты и специфические движения? Я – нет.

    Вообще введение третьего урока физкультуры без соответствующего материально-технического обеспечения стало печальным примером недальновидности чиновников: невозможно полноценно заниматься физической культурой без должного количества раздевалок, не соблюдая элементарную гигиену. В Санкт-Петербурге 700 школ, из которых по современным проектам, с двумя спортивными залами, построено не более пятидесяти. В остальных образовательных учреждениях до пандемии в одном зале занимались по два, а то и по три класса. С аналогичными проблемами столкнутся и исполнители инициативы РФС, намеревающегося научить играть в футбол одновременно шестьдесят детей на ста квадратных метрах.  

    Моя собственная многолетняя выборка показывает, что основная часть мальчишек, увлекающихся футболом, развивается в специализированных школах и футбольных секциях. Им, возможно, и стал бы в радость профильный третий урок, однако увлеченных спортом ребят в процентном отношении к равнодушным, увы, немного – в начальном и среднем школьном возрасте не более десяти процентов. В старших классах эта цифра уменьшается в разы: законопослушные юноши и девушки ходят на уроки физкультуры либо потому, что боятся гнева учителей и родителей, либо из-за нормативов ГТО, накидывающих дополнительные баллов к ЕГЭ. Остальные ищут повод прогулять урок или заканчивают специализированные спортивные школы.

    В общем, для веселого времяпровождения несколько юношей действительно погоняют мяч на школьном стадионе, остальные в лучшем случае походят по беговым дорожкам, в худшем сорок пять минут просидят в гаджетах. Стоит ли огород городить? 

    «До ЧМ-2018 интенсивность РПЛ была хуже». Большое интервью Евгения Калинина о работе с данными и Sport Science

    Другой важный вопрос, как поступать с девочками. В обучающем модуле РФС сказано так: «Не вовлекая девочек в футбол, мы неосознанно закрепляем представление детей (обоих полов) что девочки не могут и не должны играть в футбол. Задача учителя – изменить эти установки в контексте смешанных групп». Вот уж поистине спорный вопрос. Предоставить возможность? Соглашусь. Делать это в обязательном порядке? Категорически нет.

    На мой взгляд, для женщин есть гораздо более подходящие им по физиологии и генетике виды спорта: фигурное катание, гимнастика, синхронное плаванье. Подчеркну, это мое личное мнение, однако вопрос, что во время таких уроков делать девочкам (да и не предрасположенным к футболу по комплекции и темпераменту мальчикам), остается открытым. 

    «Футбол в школу» даст возможность каждому ребенку заниматься спортом и стать ближе к футболу, – пишут в РФС. – А тем учащимся, кто по каким-то причинам не попал в спортивную школу, проявить себя на школьных соревнованиях, чтобы в дальнейшем быть замеченными региональными тренерами-селекционерами».

    Что ж, к сведению: в средней школе уже не остается детей, способных составить конкуренцию сверстникам из спортивных школ, профессионально занимающихся футболом с шести, семи лет. В соревновательных вопросах вообще много нюансов. Например, один из принципов, озвученных в методичке РФС – игры равных с равными. Но в матчах между школами побеждает не та команда, которая чаще тренируется, а та, в которую учителя физической культуры наберут больше профессионалов. 

    Пункты для доработки программы

    Что хорошо? Во-первых, само принятие проблемы. Государство обязано развивать массовый спорт, а урок футбола в школах – один из шагов к реализации этой задачи. Во-вторых, РФС организовал великолепные онлайн-курсы по повышению квалификации. В-третьих, программа подразумевает определенное финансирование, благодаря которому давние мечты заинтересованных учителей физкультуры о современном футбольном инвентаре наконец-то сбудутся. 

    На мой взгляд, РФС и Министерству просвещения сейчас надо сделать несколько важных вещей.

    1. Дать регионам возможность выбора. В Мурманске, например, третий урок физической культуры резонно посвятить углубленным занятиям лыжной подготовкой или биатлоном, тогда как в Краснодарском крае действительно есть возможность для развития проекта «Футбол в школах».

    2. Третий урок физкультуры по всей стране отвести на шахматы, хоккей, легкую атлетику, плаванье, гимнастику, теннис, и тот же футбол. Опять же, по выбору детей и родителей.

    3. Организовывать живое общение детей со звездами спорта, дифференцированно подходить к оцениванию знаний, умений и навыков по физкультуре (зачет – незачет и балльная шкала, влияющая на итоговую аттестацию).

    4. Предоставить возможность проявить себя детям из специальной группы здоровья, которые могли бы внести вклад в организацию соревнований, судейство, создание сайтов и чатов по предмету и так далее. Посещение спортивных соревнований, футбольные фестивали, создание тематических телевизионных передач на телеканале «Матч ТВ», прозрачные, хорошо продуманные турниры – вот механизм приобщения детей к здоровому образу жизни посредством занятий футболом.

    Как вишенка на торте (если помечтать) – отменить ЕГЭ, негативно влияющий на психологическое здоровье детей. И, главное, поднять престиж урока и возвысить фигуру учителя.

    В ноябре с депутатом Законодательного собрания Ленинградской области, экс-капитаном «Зенита» Алексеем Игониным мы готовились к выступлению на VII Всероссийском форуме «Актуальные вопросы развития студенческого спорта», на котором среди прочих поднималась проблема преподавания физической культуры в школах. С обладателем Кубка России сошлись во мнении: двигателем перемен должна быть мотивация и мотиватор. Увы, в России слово «физрук» – нарицательное, особенно после одноименного телевизионного сериала. 

    Подчеркну, мы говорим не о профессиональном спорте и уж тем более не о спорте высоких достижений, а о массовом футболе, из которого и выходят будущие звезды. Чем выше будет зона охвата, тем вероятнее появление новых Аршавиных, Кержаковых, Кузяевых, Крапухиных и Прохиных. Александра Белова, Дмитрия Радченко, Максима Бокова тренеры нашли на уроках физической культуры. Профильный урок футбола – неплохой, но в данном варианте не до конца продуманный шаг. Впрочем, с чего-то надо начинать, и за это РФС и Министерству просвещения – уже спасибо.

    Автор – президент ФК «Прорыв» (Санкт-Петербург), лауреат премии «Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга», награжден грамотой Законодательного собрания Санкт-Петербурга за развитие физической культуры и спорта

    Читайте также

    Алексей Стрепетов: Чистяков в «Зените» и в «Ростове» – два разных футболиста, я бы подождал с выкупом


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»