Расставание «Зенита» с Игорем Денисовым вызвало огромный резонанс среди болельщиков. Оценки звучат большей частью эмоциональные. Оно и понятно: в истории «Зенита» не так-то часто ведущий игрок покидал команду, усиливая к тому же прямого конкурента. «Спорт День за Днем» ушел с головой в историю и накопал похожие на денисовский случаи. У каждого игрока были свои причины, но что характерно: победителей в этих войнах, как показала дальнейшая жизнь, не было.
1975
Владимир Казаченок, 23 года* («Динамо», Москва)
Переход
Осенью 1975-го «Зенит» играл в Москве, и к Владимиру подошли известные столичные журналисты Владимир Перетурин, Валерий Винокуров и Олег Кучеренко. Взяв с зенитовского форварда слово о «неразглашении тайны», сообщили, что видели список старшего тренера ЦСКА Анатолия Тарасова (хоккейный мэтр в то время тренировал футбольную команду), куда входил и Казаченок. Но играть в ЦСКА не входило в планы футболиста. Винокуров был в прекрасных отношениях с Севидовым, сделал протекцию… «Динамо» быстро договорилось с игроком, а вот «Зенит» в штыки воспринял переход. Казаченку не разрешали играть восемь месяцев!
Последствия
Уход Казаченка не сильно отразился на результатах «Зенита». В весеннем чемпионате-1976 команда заняла 13-е место (после 14-го — в 1975-м), а в осеннем первенстве (в тот год в Союзе проводились два чемпионата) подопечные Германа Зонина забрались на пятую строчку, что для тех времен было сродни подвигу! Казаченок же в 1979-м вернулся в «Зенит», чтобы стать лидером и вожаком новой команды Юрия Морозова.
1980
Сергей Швецов, 20 лет («Спартак», Москва)
Переход
Интересной была история переезда Швецова из Кутаиси в Ленинград. В 1977-м «Торпедо» играло против «Спартака» в союзной первой лиге. Константин Бесков, увидев Швецова, сообщил об этом Юрию Морозову, с которым приятельствовал, попросил привезти юного таланта в… «Спартак». Потом два великих тренера разругались, в 1978-м Морозов принял «Зенит» и вспомнил про Швецова, который рос как на дрожжах. В 1980-м форвард внес лепту в завоевание бронзовых медалей — первых в истории «Зенита». Вот тут-то Бесков и взял реванш. Пригласил парня в сборную. Там его обработали, а заодно женсовет (так называлось неформальное объединение жен футболистов «Спартака») рассказал супруге Швецова о всех преимуществах жизни в столице. Вопрос о переходе решался на самом высоком уровне. В Питере Сергея заклеймили: исключили из комсомола, зажали бронзовую медаль и даже лишили звания мастера спорта. Когда же Швецов приехал со «Спартаком» в Ленинград, болельщики устроили ему «теплый» прием. «В Союзе много подлецов, один из них — Сергей Швецов…» — пожалуй, это было самое культурное скандирование.
Последствия
После бронзы «Зенит» откатился на 15-е место. Хотя объективно это никак нельзя было связывать лишь с уходом Швецова. Да и Сергей в «Спартаке» счастья не нашел — помешали травмы.
1988
Сергей Дмитриев, 24 года («Динамо», Москва); Олег Саленко, 19 лет («Динамо», Киев)
Переход
Тандем форвардов в сезоне-1988 на двоих забил 16 мячей, и во многом благодаря этому «Зенит» сумел завоевать путевку в Кубок УЕФА. Однако уже осенью в околофутбольных кругах стало известно, что Дмитриев и Саленко — оба, к слову, как и Денисов, воспитанники СДЮШОР «Смена» — покидают город трех революций. Развод получился громким, с битьем посуды. Дмитриев опубликовал открытое письмо в еженедельнике «Футбол-Хоккей», где обвинил в некомпетентности тренерский штаб во главе со Станиславом Завидоновым. «Зенит» просто решил Саленко «не отпущать». В итоге киевляне впервые в истории отечественного футбола заплатили за игрока компенсацию — 36 тысяч рублей!
Последствия
Увы, последствия были печальные. Без ударных форвардов команда заняла 16-е место и отправилась в первую лигу. Дмитриев на свой прежний, зенитовский уровень так и не вернулся, уже в зрелом возрасте попытавшись реанимировать свои отношения с «Зенитом». Саленко же грех жаловаться на судьбу. Карьера в Киеве, в Испании, пять мячей Камеруну на ЧМ-1994…
1996
Владимир Кулик, 24 года; Максим Боков, 23 года; Дмитрий Хомуха, 27 лет (все — ЦСКА)
Переход
После нескольких лет забвения «Зенит» вернулся и закрепился в классе сильнейших. Президент Виталий Мутко своеобразно отблагодарил тренера Павла Садырина за возрождение команды — гордости Петербурга, не став продлевать с ним контракт. Город бурлил, казалось, «Аврора» вновь начнет палить — на этот раз по офису ФК «Зенит». Футболисты написали письмо в поддержку Садырина. Но времена наступили другие — тренер был уже наемным работником, а заказывал музыку тот, кто платил деньги. Садырин недолго оставался без работы, забрав с собой в ЦСКА тройку лучших игроков в каждой линии — защитника Бокова, хавбека Хомуху и лучшего бомбардира «Зенита» первой половины 1990-х Кулика. В последний момент удалось хотя бы сохранить вратаря Березовского, которого в буквальном смысле сняли с трапа самолета, вылетавшего в Москву.
Последствия
Только ленивый не предрекал новому тренеру Анатолию Бышовцу провал и мучительную борьбу за выживание. Однако обновленная команда не только встала на ноги, но и поднялась на две строчки в таблице — после десятого места в 1996-м оказавшись на восьмом в 1997-м. Впрочем, и армейское трио особо не жалело о переезде в Москву, бросив в Первопрестольной якорь уже после завершения футбольной карьеры.
2001
Максим Деменко, 25 лет («Ростов»); Андрей Кобелев, 33 года («Динамо», Москва); Александр Горшков, 31 год («Сатурн»)
Переход
«Зенит» выиграл первые медали в российской истории. Вклад трио полузащитников в тот успех трудно было переоценить. Кобелев — Горшков — Деменко — тот фундамент, на котором Юрий Морозов строил молодую команду. Однако сразу после награждения зенитовцев бронзовыми медалями выяснилось, что все трое покидают Петербург. У каждого была своя история. Кобелев без каких-либо претензий просто возвращался домой с чувством выполненного долга. А вот Горшков и Деменко уходили разочарованными, не найдя общего языка с мэтром. Каждый из них ощущал недоверие Юрия Андреевича, хотел иметь гарантированное место в «основе». Но разве Морозов давал кому-то какие-то гарантии?! Позже мудрый Юрий Андреевич признал свою ошибку, в особенности по отношению к уходу Горшкова. И еще: все трое покинули «Зенит» в статусе свободных агентов.
Последствия
По традиции прошлых лет после удачного сезона «Зенит» провалился, опустившись на десятое (!) место. Перестроить игру без хребта ни Морозову, ни его последователям было не под силу. Спустя два года 34-летний Горшков вернулся в Петербург и отыграл еще четыре ярких сезона.
2005
Владимир Быстров, 21 год («Спартак»)
Переход
«Володенька, я же тебя зубами загрызу!» Представляете, каков был бы эффект, если «Петровский» хором скопировал бы горбатого главаря Армена Джигарханяна из великого фильма «Место встречи изменить нельзя»? А ведь все зрители в 2009 году, когда Владимир Быстров вернулся в Петербург после нескольких лет в «Спартаке», имели все основания устроить такой высокоинтеллектуальный «троллинг» вместо грубых оскорблений, которые не один месяц неслись с фанатского «виража».
Между тем в 2005-м многие ошибочно посчитали переход Быстрова из «Зенита» в «Спартак» неоднозначным, хотя проще ничего и быть не могло. Как и сейчас в случае с Денисовым, под боком у начавшего выбиваться из плотного ряда единомышленников молодого, а оттого склонного к звездной болезни футболиста быстро образовался агент, который, собственно, всегда пристально следил за развитием его карьеры. Бизнес есть бизнес — едва Быстров перестал быть в коллективе «своим в доску», оставалось лишь нарастить противоречие искусственно, то есть превратить его в конфликт. А уже на этом фоне подготовить выгодное предложение из другого клуба, более платежеспособного, чем «Зенит». И уж коль скоро покупателем оказался «Спартак», заплативший 4 млн евро, всю вину на трансфер взвалить на руководство петербуржцев, которое «тянет чехов, плюет на своих молодых воспитанников». Такие вещи толпа ест буквально на лету, особенно в Петербурге.
На самом деле у тогдашнего руководства «Зенита» были все основания прощаться с Быстровым. На заносчивое поведение «34-го скорого» жаловались как персонал базы, так и гендиректор Илья Черкасов. Впрочем, последний не жаловался — просто пытался объяснить уже тогда начинавшим зарываться юнцам, что вести себя следует прилично. Только и всего. И тот же Черкасов, человек весьма интеллектуальный, вряд ли расстроился, что Быстрова отдали в другой, какой угодно клуб.
Трансфер состоялся после того, как Быстров, выйдя на замену в концовке матча с «Рубином», потерял своего игрока и соперник забил мяч. «Зенит» выдал 15-матчевую серию без поражений, которая прервалась только глубокой осенью на Восточной улице.
Последствия
Руководству быстро и эффективно удалось предотвратить намечавшийся в коллективе раздрай, и «Зенит» «призыва Петржелы» был рентабелен еще почти целый год, добравшись до четвертьфинала Кубка УЕФА! Быстров же обрек себя на мучительное возвращение и крики про Иуду. И было его жаль, так как футболист, как правило, самостоятельных решений не принимает.
2006
Александр Кержаков («Севилья», Испания)
Переход
В этом случае налицо пресловутый конфликт: игрок — тренер. Еще в начале года Кержаков был в фаворе у Властимила Петржелы. Все изменилось, когда Газпром захотел видеть у руля команды тренера с мировым именем. Пришел Дик Адвокат — и Керж, любимец тысяч питерских мальчишек и девчонок, оказался на «банке». По большому счету Александр не пытался как-то переломить ситуацию, что-то доказать тренеру и руководству. Кержаков просто решил сменить клуб. Но уйти из «Зенита» игроку с действующим контрактом и высокой зарплатой было не так-то просто. Появился вариант оправиться проторенной дорожкой — в киевское «Динамо». Однако накануне новогодних и рождественских праздников Кержаков получил вольную в направлении Андалусии, подписав контракт с «Севильей» на 5,5 года. Сумма трансфера составила 5 млн евро.
Последствия
Отряд на заметил потери бойца. Неограниченные финансовые возможности Газпрома позволили компенсировать потерю бомбардира. В 2007-м «Зенит» выиграл чемпионат России, а на следующий год — Кубок УЕФА и Суперкубок Европы. И все равно про Кержакова помнили, его никто не называл предателем, поэтому возвращение форварда в 2010-м питерцы встретили с чувством глубокого удовлетворения.
2009
Андрей Аршавин, 27 лет («Арсенал», Англия)
Переход
Кажется, к скандальному уходу из «Зенита» Андрея Аршавина трудно что-то добавить. Поэтому вспомним мыльную оперу в хронологическом порядке. В ноябре 2008-го один из лучших футболистов Евро-2008 заявил, что у него нет мотивации оставаться в «Зените» и если руководство не отпустит его, любимого, то в «Зените» Аршавин останется играть лишь на бумаге, то есть — формально. Форменный шантаж! Учитывая, что двумя годами раньше Андрей переподписал четырехлетний контракт на сказочных условиях. Вот тут-то на горизонте появился никому доселе не известный агент Денис Лахтер. Прямо из Эмиратов, где «Зенит» проводил предсезонный сбор, Аршавин и Лахтер вылетели на частном самолете в Лондон. После мучительных переговоров, за несколько часов до закрытия трансферного окна лондонский «Арсенал» заплатил за питерского вундеркинда 16,5 млн евро.
Последствия
И без Аршавина мир не рухнул. После небольшого отступления, бронзы-2009, команда под предводительством Лучано Спаллетти и чемпионом дважды становилась, и в плей-офф Лиги чемпионов играла. А вот Аршавин постепенно терял мотивацию играть в футбол.
* — возраст на момент перехода