Николая Михайловича Люкшинова называли олицетворением питерского футбола, легендой питерского футбола, профессором спорта… как только ни называли, но неизменно уважительно, даже почтительно.
Тренер, ученый, организатор
Он был футболистом, тренером, ученым, педагогом — очень редкое сочетание, как тут без почтительности. Он дружил с Юрием Морозовым и Кириллом Лавровым, Константином Бесковым и Александром Розенбаумом…
Люкшинов, удивительным образом сочетавший в себе талант тренера, ученого и организатора, создал и возглавил кафедру футбола и хоккея в Интституте физической культуры и спорта имени П.Ф. Лесгафта. Роль науки в спорте он понял очень давно, опередив большинство современников, но своим любимцам зенитовцам иногда делал послабления, помогал сдавать зачеты и экзамены на других кафедрах, просил за них коллег по институту.
Первый проявившийся у него талант — талант учиться. Приехав в Ленинград из Иванова, где начал выступать за местную футбольную команду, Николай Михайлович поступил в Институт физической культуры и спорта имени П.Ф. Лесгафта (ныне Академия). Уроженец села учился так, что вскоре был удостоен сталинской стипендии. С этим институтом Люкшинов впоследствии свяжет свою жизнь.
Футболист стал майором
Его карьеру футболиста прервет война. Николай Михайлович всю войну прошел в составе 276-го артиллерийского пулеметного батальона. Майор Люкшинов награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, орденом Почета; медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».
Уже в 1946-м Николай Михайлович начал преподавать на кафедре спортивных игр Института физкультуры. Тогда, впрочем, недолго. В 1947 году Люкшинов становится тренером «Зенита». Главным тренером флагмана питерского футбола он стал позже, в 1954-м. Работал Николай Михайлович и с другими питерскими командами — «Адмиралтейцем» и «Динамо». В пятидесятые годы Люкшинов тренировал и за границей, что по тем временам было редкостью. Работал в Албании с национальной сборной этой страны и клубом «Тирана».
Но опыт Николая Михайловича был необходим нашей стране. Он возвращается в Инфизкульт, давно ставший для него родным домом. В 1963-м организовал и возглавил там кафедру футбола и хоккея и проработал в должности заведующего кафедрой до 1989 года.
Его роль в победах питерского футбола огромна, и переоценить ее невозможно. Можно только недооценить, потому что интеллигентнейший Николай Михайлович был очень скромным человеком. Его учениками были и Юрий Морозов, и Герман Зонин, и Павел Садырин. Этот перечень можно продолжать долго.
Люкшинов защитил диссертацию, читал лекции, написал множество статей. Он создал комплексно-научную группу, оказывавшую своими методическими разработками огромную помощь питерским командам мастеров.
Наука — спорту
В «докомпьютерную» эру комплексно-научная группа, работавшая по методикам Николая Люкшинова, предоставляла наставникам команд полную информацию о физической готовности футболистов, о возможностях роста того или иного игрока, о проделанных им технико-тактических действиях.
Ведь нынешний заведующий кафедрой футбола Академии имени Лесгафта, популярный спортивный комментатор, мастер спорта Геннадий Орлов не зря говорил о профессоре Люкшинове, что он редкий пример соединения в одном лице теоретика и практика.
Кому, как не опытному футболисту и тренеру Николаю Люкшинову, знать, что наставники команд жаждут получить от ученых. Ведь профессор Университета стал еще и заслуженным тренером России.
Имя Люкшинова было тесно связано со ставшим для него родным вузом в течение 67 лет — уникальный случай.
Начиная примерно с 1960 года большинство молодых зенитовцев проходило через его руки, руки педагога. Он давал не только знания, которые остро необходимы будущим тренерам. У очень уважаемого ими человека, ученого, фронтовика молодые парни учились пониманию жизни, он был нравственным ориентиром для ребят, а подчас — просто мудрым, добрым советчиком.
Ученики-триумфаторы
Первые награды чемпионата страны в истории «Зенита» связаны с именем Юрия Андреевича Морозова, тренера-новатора. Но ведь Морозов никогда не скрывал, сколь многому обязан он Люкшинову, как велика роль Николая Михайловича в формировании его футбольного, тренерского мировоззрения.
Пройдет время, и «Зенит» впервые в своей истории станет чемпионом СССР. К победе команду приведет тренер Павел Федорович Садырин — ученик Люкшинова и его последователь.
Высочайший профессионализм Люкшинова был известен всей стране. Много лет он входил в тренерский совет Федерации футбола Советского Союза. Люкшинов немало поспособствовал профессиональному росту и становлению нескольких поколений тренеров не только города на Неве, но и СССР.
Достаточно сказать, что в 1972 году ворошиловградская «Заря» первой из нестоличных клубов стала чемпионом Советского Союза. А привел ее к этому триумфу ленинградский тренер, ученик Николая Михайловича Герман Зонин.
Герман Семенович потом работал с «Зенитом» и многого с ним добился, помогал Люкшинову в научной и педагогической деятельности.
На кафедре футбола потрудился и Юрий Морозов. К развитию питерской футбольной науки Николай Люкшинов привлекал лучших из лучших, а это в основном его ученики. Ученый и педагог прекрасно понимал, что спортивная наука — фундамент будущих побед команд нашего города, нашей страны. Он считал очень важным фактором преемственность поколений. Она существует в питерской спортивной науке, в питерском футболе, и в этом гигантская заслуга Николая Михайловича.
Он умер в 94 года.
Остались благодарные ученики — их очень много.
Осталось творческое и научное наследие преданного спорту профессора-фронтовика.
Осталась память в сердцах людей — добрая и светлая.
Осталась кафедра, где преподают его ученики. Остались книги, по которым учатся будущие тренеры.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.