Если не считать многократных триумфаторов «Дакара» из «КамАЗа», Леонид Новицкий – один из самых опытных российских участников этого легендарного ралли-марафона. Второй год подряд он успешно добирается до финиша автогонки, причем на этот раз экипаж Новицкий – Тюпенкин вошел в двадцатку сильнейших.
– Вас можно поздравить с удачным выступлением?
– Наше 20-е место в общем зачете – отличный результат, хотя, уверен, мы могли выступить еще лучше. Машина ехала замечательно. Даже на самых первых этапах, когда все лидеры были еще в строю, мы стабильно попадали в первую двадцатку. К сожалению, по политическим соображениям организаторы отменили два интересных спецучастка в районе Тимбукту, а мы очень рассчитывали именно там улучшить свои позиции. В общей сложности это около 1100 километров по песку, а песчаные гонки нам в этом году особенно удавались. Однако вместо двух спецучастков все проехали только один, да и тот протяженностью всего 250 километров. Второй день был и вовсе потерян, так что наши надежды не оправдались, а впечатления от этой части «Дакара» были смазаны.
Дух «Дакара»
– В составе команды Team Russia было пять экипажей. Все на разных автомобилях, у каждого свои механики… Значит, понятие «команда» в данном случае – чистая формальность?
– Не совсем. Конечно, все экипажи готовились к «Дакару» по своей программе, самостоятельно приобретали и доводили до ума автомобили, однако в самой гонке мы были командой в полном смысле этого слова. У нас была разработана интересная командная тактика. Мы разделились (Леонид Новицкий/Олег Тюпенкин – Алексей Беркут/Антон Николаев и Борис Букатов/Сергей Додонов – Ярослав Соловьев/Константин Жильцов – Павел Логинов/Алексей Кузьмич) и самые сложные спецучастки проходили вместе, друг за другом, именно в таких сочетаниях. Если на одной машине спускало колесо, то останавливались оба экипажа и совместно решали проблему. К сожалению, Беркут и Букатов сошли еще в первой части «Дакара», поэтому до конца нашу тактику мы не реализовали.
– А другие участники помогают? Ведь говорят, что на «Дакаре» есть неписаный кодекс чести…
– …Который, поверьте, неукоснительно соблюдается! Он называется «дух «Дакара»». Это некое понимание того, что все должны помогать друг другу. Если во время гонки ты видишь остановившийся, а тем более перевернувшийся автомобиль, то обязан затормозить и предложить помощь, за какое бы место в абсолютном зачете ты в этот момент ни боролся. Один пример. Камаз Владимира Чагина попал в аварию, а вслед за ними этот участок проезжали Ярослав Соловьев и Константин Жильцов. Они не только остановились, но и помогли эвакуировать камазовцев. Конечно, это были соотечественники, но если бы авария произошла с кем-нибудь из иностранных участников, ничего бы не изменилось.
Безопасность зависит от участников
– К сожалению, на «Дакаре» регулярно случаются катастрофы с куда более трагичным исходом, и нынешний марафон не стал исключением. Подобные инциденты сильно влияют на общую атмосферу гонки?
– Официально об этих трагедиях организаторы сообщают на ежедневном вечернем брифинге, хотя слухи, конечно, доходят до нас значительно раньше. Все поднимаются со своих мест, в память о погибших проходит минута молчания… «Дакар» – это очень опасное соревнование, поэтому, к сожалению, марафон очень редко обходится без подобных траурных церемоний. Я думаю, каждый гонщик, прежде чем подать заявку на участие, должен в первую очередь реально оценить собственные силы. Безопасность зависит не столько от организаторов, сколько от самих участников. Не секрет, что многих трагедий удалось бы избежать, если бы спортсмен вовремя остановился передохнуть, а не боролся с усталостью до конца.
– Но ведь подразумевается, что организаторы проводят тщательный отбор участников. Каждый год далеко не все желающие попадают на старт марафона.
– Это вопрос к организаторам. Я не знаю, по каким критериям производится отбор. Наша задача – как можно раньше подать заявку и соблюсти прочие формальности.
Машина к гонке готова
– Заявка на следующий год уже готова?
– Зря смеетесь. Гонщик начинает готовиться к следующим соревнованиям, как только заканчиваются предыдущие. У нас за плечами уже два «Дакара», а значит, большой опыт. Есть четкое представление, что нужно делать, в каком направлении двигаться. На данный момент я знаю одно: мы приложим все усилия не только для того, чтобы выйти на старт, но и чтобы финишировать с лучшим результатом, чем раньше.
– К «Дакару»-2008 будете готовить новую машину?
– Нет, мы очень довольны этим автомобилем («Мицубиси». – «Спорт»). Машина в отличном состоянии, хоть сейчас готова опять участвовать в гонке. В общем, пока планируем ездить именно на ней.
– Гонщики готовятся к «Дакару» по особой программе?
– Обязательно. По традиции незадолго до старта «Дакара» в Объединенных Арабских Эмиратах проходит ралли-рейд Desert Challenge. Это также гонка по пескам, спортсмены называют ее генеральной репетицией. Мы тоже принимали участие в этих соревнованиях. И о российских соревнованиях стараемся не забывать.
– Нынешний «Дакар» был легче предыдущего или сложнее?
– Немного легче. Во многом из-за отмены двух спецучастков у Тимбукту, о которых я уже говорил.