На футбол пришлось идти в мокрых трусах. Море тут в Сплите. Как не искупаться.
…Утром разбудил коллега ни свет ни заря: а давай, дескать, съездим во владения Ивицы Крижанаца, мои хорватские приятели готовы отвезти на машине. Ну хорошо.
Вперед, в горы!
Приезжают к гостинице эти двое — Невен и Питер. Знакомимся. Добродушные, как и все хорваты. «Сейчас, — говорят, — мы вас отвезем». А вот дудки. Нам без полицейских в Сплите шагу сделать нельзя. Начинаем договариваться с полисменами. Невену приходится писать какое-то обязательство.
Пока суть да дело, наши хорватские друзья демонстрируют нам на айфонах фотографии, свидетельствующие о событиях, приключившихся в отеле «Достоевский». Они, оказывается, там были. На фото — осколки, стекла, кровь, хорватские болельщики с перебинтованными головами. Неудобно. Дарим сувениры, какие захватили.
И вот разрешение получено — в путь. Невен так вдавливает педаль газа, что у меня «после вчерашнего» («Зенит» пригласил на ужин) и плотного завтрака голова кругом. Дороги горные, еле разъезжаемся со встречным транспортом. Мчимся, как выяснилось, в город Омиш, расположенный километрах в двадцати от Сплита. Ну Невен и Питер, конечно, рассказывают, делятся впечатлениями.
— О, о! — кричит Невен, забывая про руль. — Видели? Это жена Ивицы поехала. Я ее по номеру машины узнал.
В общем, добираемся куда-то в горы. С верхотуры — только Адриатика и прибрежная зона. Красота! Ну и высотища! Вот куда Иво забрался. Он тут, кстати, местная достопримечательность. Показывают места его «боевой славы». Вот дом. Сейчас там никого нет. А вот стадион, где он начинал. На арене пара ребятишек.
— А вот церковь, — указывает Невен, — Иво ее спонсор. Один из нескольких.
Церквушка построена недавно, новая. А по соседству с ней — старая, тысячелетней давности, еще во время одной христианской религии возведенная в честь святого Петра.
В общем, колесили по горам долго. Ребята все нам показывали — и свою работу, и родственников.
Заехали и в одно кафе, владелец которого тоже Ивица. Пожилой. Он тоже был в «Достоевском». Как только уселся за стол, показал по нашей просьбе плечо, которое ему повредили в Петербурге.
— Зачем? Почему? — удивляется Ивица, который болельщик. — Мы сидели, никого не трогали. Вдруг врываются эти. Нам пришлось только защищаться…
Ивица приглашает отдыхать у него летом «в апартаментах». За все про все, кажется, 55 евро. Но с множеством услуг, включая парковку и выход к морю.
Живы будет — заедем.
Назад, на футбол!
Нам уже пора возвращаться в Сплит — на 12.00 запланировано что-то вроде экскурсии «за колючей проволокой». Ну потому что везде сопровождают копы. Но Невен не унимается. Гонит еще в какое-то кафе, которое, как выяснилось, «держит» человек по фамилии Билич. Брат «того самого» Билича, как объясняют наши сопровождающие. Но не Славена, как после долгих споров удается понять, а Матеи, играющего в испанском «Спортинге».
Этот «брат», не помню, как его звать, наливает сразу много вина. Мы пьем, почти захлебываясь. Спешим. Добродушные хорватские люди. Как и все горцы. И все время — чувство какой-то неловкости перед ними. Пытаемся загладить вину, к которой непричастны.
Но смысла, наверное, немного.
Тот же Ивица, который из кафе, говорит:
— У меня не изменилось после этого отношение к русским людям. Понимаю, что это были обычные хулиганы. Только вот холодно у вас.
…А тут — тепло. Почти плюс двадцать. Гоним по серпантину обратно.
— О, о! — кричит, забывая про руль, Невен. — Видели, это Ивица повез свою жену домой. Я его по номерам узнал.
«Ничего не понимаю, — думаю, — неужели Крижанац не будет играть? Как же его к жене отпустили?»
Утренняя поездка, напоминающая путешествие героев фильма «Спортлото-82» на мотоцикле «в Малый Мангал», завершается у гостиницы. Надо нам спешить дальше.
— Ну до звиденчи, до звиденчи!
Прощаемся. Еще раз обсуждаем жизнь нашу. Усташи. Сербы. Деньги. Фанаты.
Хорваты считают, что живут лучше сербов в два раза. «Дабл!» — уточняет Невен.
А тех, кто считает героями «усташей», поддерживавших режимы Гитлера и Муссолини, оказывается, немного в Хорватии — около пяти процентов.
— В городе нашем спокойно, гуляйте, ничего не бойтесь, — говорит Невен.
Гуляли. Под охраной. Без происшествий. А если бы не было полиции? А бог его знает, что бы тогда было. Нас окружали и люди в форме, и штатские в темных очках с мобильниками. Как в детективе, ей-богу. На футбольно-историческую тему.
После второй экскурсии осталось время и на море, и на короткий отдых, который закончился изучением Интернета. «Болельщики проносят шашки на стадион «Полюд» в анусах?» Это сильно.
…Полицейских рядом я не обнаружил только тогда, когда нас, журналистов, отправили в пресс-центр, привезя на стадион. Прошли мимо фан-клуба, кишащего фанатами «Хайдука». Как они смотрели! Но, видимо, журналисты приравнены к работникам Красного Креста в военное время.
Сплит