На этой неделе в дорогих кабинетах на Охотном ряду в Москве должна состояться встреча депутатов Государственной Думы нового созыва с представителями ведущих – самых массовых – объединений футбольных фанатов страны. Мероприятия подобного рода спортивный комитет законодателей проводит регулярно. К изменениям, правда, они приводят лишь иногда, подтверждая правило об исключениях.
На этот раз темой беседы должен стать Законопроект № 1195605-7, по-простому «Закон про Fan ID», на основании которого правительство будет решать, на каких мероприятиях нужны дополнительные идентификационные документы, что нужно для их получения и кто не сможет их получить. С высокой долей вероятности этот «документ» нужен будет для прохода на футбол, внятных критериев выбора мероприятий и отказа гостям в проходе на них в нынешней редакции Законопроекта нет.
Специальные документы болельщика – затея не то, чтобы новая. 30 лет назад англичане, уставшие от бунтов голодных фанатов, смешивавшихся с разного рода хиппи и личностями странного социального достоинства, затребовали у футбольных ассоциаций создание официальных фан-реестров. 20 лет назад по аналогичному пути проследовали испанцы и итальянцы. Чуть больше 10 лет – турки.
Объединяет эти случаи… итоговое отсутствие декларировавшегося результата. Англия продолжает прибегать к системе «отмечаний» хулиганов в отделениях полиции в дни и часы матчей (по водительским правам или паспорту), а реестры превратились в фан-клубы с платным членством. Италия и Испания продают билеты на игры он-лайн с указанием данных паспортов, которые никто не проверяет ни в момент оплаты, ни на входе на арену. Турки ищут выгоду: партнера-спонсора среди платежных систем, который активирует за сезон как можно больше кредитных и дебетовых банковских карт, сочлененных с их версией Fan ID – по факту это навязанная покупателю билетов услуга, известная советским людям как «нагрузка» (когда вместе с банкой новогодней икры ты должен был приобрести три пакета сахара низкого качества, иначе икру не купить, только здесь ты приобретаешь банковскую карту).
В современном мире для идентификации все чаще используются биометрические данные – отпечатки пальцев, точки лица – и все реже бумагу и пластик. «Усы и хвост – вот мои документы», – это уже было в «Простоквашино» и стало частью жизни, не так ли? В стране, где через телефоны оплачивается более половины покупок – точно так.
В совсем недалеком прошлом, еще до чемпионата мира по футболу в России, успешно заработала и система «ведения» болельщика по аренам и их окрестностям. Демонстрировать свои позитивные аспекты технология начала моментально: на одном из первых стадионов турнира в день «футбольного» открытия столичный журналист-растяпа в суете событий и важных спикеров, слова которых нужно было срочно отправить в редакцию, потерял ноутбук. От того места, где он сообщил об этом сотрудникам клуба, был проделан виртуальный путь назад, до точки, где, собственно, ноутбук и спрятался в кресло пресс-центра.
Еще более глобально действовала система в 2018 году: в Санкт-Петербурге так нашли аккредитацию сотрудницы городской фан-зоны, потерянную в шальном проходе по барам улицы Рубинштейна в первую ночь после завершения рабочего марафона группового этапа. На всех стадионах, которые получают сертификацию для проведения матчей, можно в реальном времени выбрать конкретного болельщика на трибуне и посмотреть, как и куда он ходил. Этими возможностями редко в маркетинговых целях пользуются даже клубы – чтобы «отловить» посетителя, ставшего «юбилейным». «Зенит» показывал на своем канале видео миллионного посетителя арены на Крестовском острове.
Не стоит на месте и другая технология: разработка малой системы сигналов охотника, именуемая в магазинах фейерверков «фальшфеером», а на футбольном языке «файером». Если в конце нулевых такой огонь собирался из горючей бумаги и в процессе свечения буквально разваливался на куски в руках, то сегодняшние продукты и горят холодным пламенем, и собраны из материалов, которые за время «работы» почти не плавятся.
Качество пиротехники сегодня, в 2021-м году, выросло настолько, что в УЕФА всерьез обсуждают разрешение использования подобного способа поддержки команды на матчах Лиги чемпионов. Швейцарские бонзы бюрократии даже перестали активно штрафовать клубы за столь горячий выплеск энергии на секторах активной поддержки! Огнями отмечаются фанаты именитых европейских клубов буквально в каждый игровой день Лиги чемпионов, и сразу несколько больших фабрик в Европе общаются с футбольными чиновниками на тему того, чтобы именно их стандарты были признаны лучшими и подходящими к использованию в секторах активной поддержки.
А вот на некоторых стадионах России, похоже, забыли про не стоящий на месте прогресс и достижения цивилизации. Арена имени крупного банка, само название которого требует знания мировых трендов и современных технологий, отличилась после игры ЦСКА и «Зенита»: на самом продуваемом стадионе страны после главного матча тура сотни болельщиков хозяев (в том числе женщины, дети и даже посетители ВИП-лож) провели не только незабываемые 90 минут футбола с разминкой и перерывом на горячий чай, но и 180 минут заминки – ожидания разрешения на выход на бетонных лестницах арены, а потом еще 90 минут – а некоторые и всю ночь – в отделениях полиции.
Официальные комментарии скупы на фактуру: мол, неустановленные лица зажгли пиротехнику в концовке встречи, необходима проверка и выявление бедокуров. Одной из причин использования при данном мероприятии позорных архивных методов десятилетия Ельцина названы «хакеры», которые якобы активно атаковали системы видеонаблюдения стадиона… что выглядит весьма сомнительным. В партнерах у ЦСКА – великолепный технологический партнер ИКС-холдинг, работающий по высочайшим стандартам, а его сотрудники прекрасно знают, каким образом разграничивать внешний интернет и внутренние периметры информационной безопасности (этому учат сейчас на первых курсах соответствующих институтов, да и 20 лет назад учили).
Вероятнее всего болельщики армейцев оказались разменной монетой в борьбе за влияние «старых» и «новых» руководителей своего клуба, косвенно об этом свидетельствует удивительное (мягко говоря) по тональности и отстраненности от ситуации заявление пресс-службы, появившееся спустя три с лишним часа после первых сообщений о наличии проблемы с выходом с ВЭБ-Арены.
Официальное заявление ПФК ЦСКА о ситуации после домашнего матча с Зенитом. pic.twitter.com/mFsNRX7L6P
— ПФК ЦСКА Москва (@pfc_cska) November 28, 2021
Ситуации можно было избежать, да и антикризисная реакция могла была быть продумана заранее, ведь современная коммуникация клубов и болельщиков работает так, что про акцию в концовке матча гарантированно знали в ЦСКА. Ряд источников говорят о том, что красивый баннер в начале встречи фанаты красно-синих подписали официальным клубным слоганом сезона «Линией одной» как раз в обмен на неофициальное разрешение огненного шоу.
Специально ли данная информация не была донесена до полиции или случайно? Ответ на этот вопрос должны получить высшие футбольные власти, и воспользоваться полиграфом при этом точно не помешает…
Тысячам людей нанесли моральный ущерб, 408 человек потеряли драгоценные часы выходного дня, оценив похорошевший новый парк автобусов Росгвардии, и лишь 51 человек получил протоколы о правонарушениях… большинство из которых наверняка будут оспорены.
В 2016 году стычка болельщиков сборной России с пьяными поклонниками команды Англии на трибунах марсельского «Велодрома» на пару минут задержала пресс-конференцию англичан. Руководитель подразделения, отвечающего за связи с общественностью, начал мероприятие для прессы с извинений за опоздание, и зачитал несколько абзацев текста, общая суть которого сводилась к осуждению происходившего на трибунах в целом (!) с последующим объявлением поклонников нашей (!!) национальной команды в провокациях (!!!) и выражением невероятной озабоченности.
Все, кто хоть раз сталкивался с толпами англичан на выездных матчах их сборной, знают, насколько далеки от правды озвученные постулаты. Сами англичане спустя некоторое время запустили большую кампанию, в роликах которой люди вели себя акультурно не на стадионе, а в офисах-квартирах-театрах, общий слоган кампании звучал как «вы же не ведете себя как свиньи, не так ли?»: то есть в непубличном поле были признаны свои ошибки и начаты работы по их исправлению, а «на людях» за своих встали горой.
Представители РПЛ и ЦСКА в ночь с воскресенья на понедельник молчали 200 минут, и, возможно, именно этих минут формата «моя хата с краю» и не хватит для того, чтобы реанимировать и без того грустную статистику заполнения трибун стадиона на 3-й Песчаной улицы Москвы.
В сети уже полно видео разрезаемых ножницами сезонных абонементов, и понять авторов можно: не очень-то и хочется стремиться на стадион, где за 30000 рублей (стоимость 1 билета в ложу на 1 игру с «Зенитом») существует риск закончить вечер существенно позже запланированного. Что делал в этот момент делегат матча Дмитрий Солдаткин? Где находился инспектор встречи Юрий Баскаков? Как ответят ответственные лица за очередные финансовые потери всех футбольных клубов страны, чьи трибуны потенциально страстные и верные новые (да и старые) болельщики променяют на залы кинотеатров?
Создававшие атмосферу на итальянских и испанских стадионах объединения болельщиков начали возвращаться на трибуны спустя годы после отмены дополнительных документов для посещения стадионов. Люди на центральных местах арены в Турине перестали стесняться присоединяться к перфомансам секторов за воротами (и прыгали после голов в ворота «Зенита» итальянцы буквально всем стадионом), а полицейские в Севилье – таскать за волосы женщин и детей на гостевых секторах (как ранее не раз случалось как на национальных, так и на международных матчах). Про работу над комфортом на стадионе мы совсем недавно говорили в другой колонке.
Современный мир не требует жестокости и полицейских шеренг при выходе со стадиона: неотвратимость наказания за нарушения закона достигается техническими средствами, это вам подтвердит любой представитель отдела «Э» из тех, кто закреплен за командами.
Спорт и футбол не превратились в «транспортное средство повышенной сложности», для езды на котором необходимы «права», да и для поездки в автобусе вам не нужен документ, разрешающий его управлять.
Клубы всех уровней страдают от низкой посещаемости и стараются вкладывать деньги в свою привлекательность, и случившееся на московском стадионе вкупе с «правами на футбол» умножают эти усилия на ноль. Для заявившего о желании создать на трибунах в России эмоциональную и яркую футбольную атмосферу нового руководителя лиги Хачатурянца случившееся – тест на веру Простого Болельщика, причем провал этого теста грозит пустыми местами не только за воротами, но и на самых дорогих блоках стадионов.
Николай Пантелеев – спортивный медиа-менеджер, советник по медиа ряда спортивных федераций и клубов России. Текст представляет собой оценочную точку зрения самого автора и может не совпадать с позицией редакции