Стартовый отрезок чемпионата КХЛ позволяет дать первую оценку трансферных кампаний клубов. Традиционно богатый купец из Санкт-Петербурга, возвращенец Епанчинцев, удивляющие «Северсталь» и «Сибирь», а также самые романтичные, скандальные и оригинальные причины переходов — в «селекционном» обзоре «Спорта».
Попытка номер три
Традиционно поразил всех масштабами закупок в межсезонье питерский СКА. Хорошо еще, что Илья Ковальчук остался за океаном, иначе от звездного блеска ослепли бы все зрители Ледового на проспекте Пятилеток. Понять логику руководства питерского клуба непросто, ведь все то же самое они проделывали два года подряд, но результата так и не добились. Конечно, на сей раз изменения коснулись не только состава, но и тренерского штаба. Вот только сложно поверить, что Айван Занатта в качестве рулевого — именно то, чего так не хватало СКА для победы (ну, или хотя бы для прохождения первого раунда Кубка Харламова). Может, в Санкт-Петербурге рассчитывают, что сработает пословица про любовь высших сил к троице, потому и предприняли третью попытку купить буквально всех доступных хоккеистов высокого уровня, не обращая внимания на такие мелочи, как, например, потолок зарплат. Слова «перебор» в Северной столице, по-видимому, тоже не знают. В итоге голкипер Дмитрий Ячанов, до перехода в СКА привлекавшийся в сборную России, в прошлом сезоне провел на льду ровно 69 секунд, по окончании контракта с питерцами о завершении карьеры официально не объявил, но агентской деятельностью уже занялся — после такого простоя едва ли ему удастся найти новый клуб. Его коллега, двукратный призер мировых чемпионатов Максим Соколов тем временем безропотно отправляется в Высшую лигу в фарм-клуб, покуда ворота первой команды защищают (впрочем, не слишком здорово — иначе бы не «поднимали» Соколова обратно) два чемпиона мира: Евгений Набоков (2008 год) и Якуб Штепанек (2010-й). Другой обладатель золотой медали квебекского мундиаля — защитник Дмитрий Воробьев — и вовсе в первых девяти матчах нового сезона ни разу не выходил на лед. В любой другой команде Воробьев был бы лидером обороны и почти не покидал бы лед при реализации большинства, но не в Питере. А ведь это еще в лазарете лучший защитник-бомбардир прошлого чемпионата неувядающий Сергей Зубов. Когда он вернется в строй, близкое знакомство со скамейкой запасных придется завести еще кому-то из совсем не слабых хоккеистов.
Пока, несмотря на старания тройки новичков Вейнхадль — Мортенссон — Афиногенов, оккупировавшей верхние строчки рейтинга лучших бомбардиров клуба, ни результата, ни убедительной игры СКА не показывает. Со стороны очень шаткими теперь кажутся позиции Занатты. Тренер, не имевший до этого и минимального опыта управления таким сонмом звезд, еще перед стартом сезона предупредил: команде для роста необходимо пройти через поражения. Похоже, его слова игроки восприняли слишком буквально, с ходу подвергнув себя испытаниям неудачами. Другое дело, что переосмысление поражений происходит в клубе весьма странно: в своих интервью игроки и тренеры уверяют, что с ними все в порядке, и сетуют на острейший дефицит любви к себе со стороны общественности. Неизвестно, насколько хватит выдержки руководству СКА, но в случае продолжения череды невнятных результатов им вполне может захотеться провести еще один трансфер — на сей раз тренерский. С другой стороны, победами в регулярном чемпионате питерцы насытились и прошлом сезоне. Если Занатта сможет убедить руководство, что на этот раз все будет наоборот и команда расцветет в плей-офф, возможно, в клубе и согласятся потерпеть.
Позвони мне, позвони
Сразу несколько клубов в нынешнее межсезонье решились на радикальную смену состава. Традиционно чуть ли не полностью новую команду набрали в Мытищах. От «Атланта» образца прошлого года остались единицы. Но, избавляясь от «балласта», вместе с водой выплеснули и младенца. А точнее, счастливого отца: покинуть насиженное место пришлось родителю сына Ярослава, появившегося на свет буквально накануне окончания контракта, Вадиму Епанчинцеву. По словам Владимира Крикунова, главного тренера «Нефтехимика», куда перебрался форвард, Вадим очень скучал по семье. Поэтому, когда «Атлант» позвал нападающего обратно, нижнекамский клуб не стал выдвигать никаких условий. Воссоединившись с семьей и тремя детьми, Епанчинцев сразу выдал результат — 6 (1+5) очков в пяти матчах. Ценность каждого из этих баллов вырастает в разы, если вспомнить, что до возвращения Вадима «Атлант» в двух играх не забил ни разу. Не мог отличиться и главный снайпер подмосковного клуба Сергей Мозякин — у него дела пошли тоже только после воссоединения со своим привычным партнером. Удивляет только, что же мешало руководству «Атланта» подписать контракт с нападающим летом, а не дожидаться, пока команда прекратит поражать ворота соперников. Впрочем, как выяснилось, и нынешняя ситуация встревожила в первую очередь не менеджеров и даже не тренерский штаб, а… Мозякина. По признанию Крикунова, именно капитан мытищинцев постоянно звонил Епанчинцеву и жаловался: мол, у меня шайба в ворота без тебя, Вадим, не идет. С каких пор подобные дружеские беседы получили статус официальных предложений контракта, неизвестно. Впрочем, это еще не самое романтическое объяснение перехода хоккеиста из одной команды в другую. Агент Шуми Бабаев честно сказал, что ему пришлось посмотреть на небо и поговорить со звездами, чтобы Алексей Бадюков сменил московское «Динамо» на «Ак Барс». В свободное от основной работы время Шуми вполне может писать крайне милые новеллы.
Крупный опт
Другие оптовые покупатели прошедшего межсезонья — «Северсталь» и «Сибирь». Ранее эти клубы не были замечены за массированными закупками классных хоккеистов. Череповец особенно активно провел конец весны — начало лета. Последовательно «Северсталь» приобрела любимца новосибирских болельщиков Михаила Анисина, лучшего бомбардира ХК МВД в Кубке Гагарина — 2010 Алексея Цветкова, добротного нападающего Игоря Радулова, голкипера сборной России Василия Кошечкина и защитника «Салавата Юлаева» Владимира Воробьева. Теперь попадание в плей-офф если и может считаться задачей на сезон для «Северстали», то только с уточнением «минимум». Впрочем, пока именитые новички не подняли команду на новый уровень, лишь Анисин подтверждает свой класс, являясь лучшим бомбардиром клуба. Но и не до конца мобилизованных сил череповчанам хватило для уверенной — со счетом 3:0 — победы над СКА. Кстати, ровно через неделю после этого из Питера в родной Череповец вернулся нападающий Юрий Трубачев — один их тех, кому перестало хватать места в составе СКА.
Радикально и тоже весьма качественно обновилась «Сибирь». Потеряв, за вычетом Анисина, далеко не самых ключевых игроков, новосибирцы усилились неплохими (пусть и не топовыми) российскими хоккеистами и сильными легионерами. Главная гордость — олимпийский чемпион и чемпион мира голкипер Стефан Лив. Пока он не отличается сверхнадежной игрой, но откровенно неудачным у него получился лишь матч против «Салавата Юлаева». В том числе и благодаря усилиям новичков «Сибирь» на старте сезона даже помаячила среди лидеров Восточной конференции. Надолго ли хватит у команды запала — пока вопрос.
Открыто о возросших амбициях работой на трансферном рынке заявил и ЦСКА. Впрочем, усиление московских армейцев можно назвать скорее точечным, чем массовым. Защиту укрепили чехи Часлава и Пиларж, на роль капитана команды возвращен Николай Пронин, место в воротах доверено набирающему с каждым матчем форму Стиву Валикетту, плюс пополнил состав универсал Алексей Бадюков. Ну и, конечно, главное приобретение — забивала Марек. Тремя шайбами Ян принес армейцам победу в предсезонном Кубке мэра. Чемпионат для форварда начался не слишком гладко, но сейчас он — среди главных бомбардиров ЦСКА.
Разные мотивы
Как ни удивительно, но далеко не всегда определяющей в выборе хоккеистом новой команды является сумма контракта. Все больше игроков размышляют на тему игрового времени или доверия тренера. Так, например, Руслан Нуртдинов мог этим летом спокойно остаться в Уфе, но сам выбрал Хабаровск, чтобы играть там столько, сколько захочет. Известно, что Константин Глазачев отверг шикарные предложения из других команд, так как именно в Минске была возможность сохранить его тройку с Йозефом Штумпелом и Максимом Спиридоновым. А ведь известно, что Глазачеву и Спиридонову еще и сократили зарплату после того, как они подписали первый вариант контракта.
Свои «проблемы выбора» у молодых хоккеистов. Многие из них уже откровенно расстраиваются, когда их драфтуют или приглашают в команды уровня «Ак Барса» или «Локомотива». Понятно, что пробиться в состав олигархов очень сложно. Так, Евгений Еременко из «Витязя» в свое время уехал из Ярославля, хотя его ставили в первое звено, правда, второй команды. Он сначала помотался по Высшей лиге, а потом его заметили в Чехове.
Порой приходится менять команды и из-за конфликтов внутри предыдущего коллектива. Например, бульварная пресса раскопала, что Андрей Первышин переехал в августе из Казани в Омск только потому, что у него случился конфликт на личной почве с Дмитрием Обуховым. Вроде бы девушку не поделили, но в это никто не верит. С другой стороны, чисто хоккейных причин переходить в «Авангард» у ведущего защитника двукратного чемпиона не видно.
Но чаще на миграции хоккеистов влияют плохие отношения с руководством, а не с партнерами. Так, например, Кирилл Кольцов не едет в Омск на более высокую зарплату только потому, что в «Авангарде» главным менеджером работает Анатолий Бардин. Можно только представить масштабы неприязни защитника к Бардину, если он предпочел остаться в Уфе, где его отношения с руководством тоже далеки от идеальных. Ведь после вылета «Салавата» из Кубка Гагарина весной этого года Кольцов с жесткой критикой обрушился на тренеров команды Вячеслава Быкова и Игоря Захаркина. Развития эта история не получила, и теперь Кирилл спокойно играет по 20 минут в среднем за матч. Своя история у голкипера ЦСКА Сергея Гайдученко. Он наверняка очень зол на ярославский «Локомотив», из которого его буквально отчислили по ходу последнего плей-офф.
Его коллеге по вратарскому ремеслу Михаилу Бирюкову еще хуже. Даже не меняя команды (не считая формального перевода всех игроков московского «Динамо» в состав новообразованного ОХК), чемпиону мира 2008 года не повезло вновь встретиться с руководством, от которого он полтора года назад буквально сбежал. В Балашихе сначала завесили афишами с портретами Бирюкова полгорода, а потом обвинили голкипера в звездной болезни. Михаил спешно перебрался в «Динамо», где успел даже поработать под руководством любимого тренера Андрея Хомутова. Наверняка его более прочих огорчила новость об объединении бело-голубых с ХК МВД. Опасения оказались не напрасными: этим летом голкипера послали в «пешее эротическое путешествие на лыжах». По крайней мере, генеральный директор клуба Андрей Сафронов не скрывает, что именно этим закончилась его беседа с Бирюковым.
Незаманчивые предложения
Но все рекорды скандальности этим летом побило минское «Динамо». На протяжении нескольких недель публика могла наблюдать за сериалом «Клуб против агента». Подписав целую группу игроков (в том числе и упомянутых выше Спиридонова, Глазачева и Штумпела из «Барыса»), минчане гордо объявили об этом на своем сайте. Однако вскоре агенту хоккеистов Шуми Бабаеву было предложено пересмотреть условия контрактов его подопечных в сторону уменьшения. Говорят, руководство клуба получило серьезный нагоняй чуть ли не от главного болельщика республики — президента Белоруссии Александра Лукашенко — за ставку на дорогостоящих легионеров вместо местных спортсменов. Информационная война закончилась весьма мирно. После смены руководства клуба большинство новичков заключили-таки соглашения с «Динамо». Впрочем, этим нестандартные ситуации в Минске не исчерпались. Перед самым стартом чемпионата «Динамо» неожиданно покинул голкипер Виталий Коваль, перебравшийся в «Атлант». Выяснилось, что и ему было сделано «заманчивое» предложение: урезать зарплату больше, чем на предусмотренные регламентом КХЛ 20%. По словам голкипера, в Минске подобные действия называются «режимом экономии». Удивительно, что после таких попыток сэкономить «Динамо» не только собрало полноценную команду, но захватило на старте сезона лидерство в Западной конференции. Что интересно, ведут команду за собой как раз тройка новичков Спиридонов — Глазачев — Штумпел и перешедшие вместе с ними из «Барыса» (и столкнувшиеся летом с теми же проблемами) Дэвид Немировски и Петер Подхрадски.
И все же даже белорусскому клубу, пожалуй, далековато до «лучших» образцов трансферной политики прошлых лет. До недавнего времени все переходы вообще регламентировались какими-то странными правилами, которые иногда выдумывали на ходу, а затем переделывали, как кому было удобно.
В Перми, например, в один из сезонов хоккеистов увольняли просто так. Вечером они недостаточно хорошо проводили свой микроматч, а утром их просили сдать форму. В итоге «Молоту» пришлось прятать автобус, чтобы его за долги не арестовали приставы. Случались в Перми и странные переходы по инициативе хоккеистов. Например, Ильдару Юбину позвонили из какой-то команды и предложили зарплату в три раза больше, чем у него была в «Молоте». Команда собиралась на выезд, все грузились в автобус. Юбин вышел вместе со всеми, сказал, что пойдет купить водички, и больше никто в Перми его не видел.
В Хабаровске еще не так давно вместе с контрактом давали подписать бумажку, где было сказано, что хоккеист отказывается от всех претензий в случае досрочного расторжения договора. Этот документ подписывали те, у кого других предложений не было.
Существуют и более экстравагантные способы расстаться с хоккеистом. Тут вне конкуренции «Лада» из Тольятти. Словаку Эрику Вайссману просто прекратили оплачивать съемное жилье, одну ночь он провел в клубной раздевалке, и этого хватило, чтобы никогда больше не появляться в городе. А раз уехал сам — прогул. На выплату долгов по зарплате можешь не претендовать.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №38 (29 сентября — 5 октября 2010 года).