• Три S Айвана Занатты

    04.08.10 17:09

    Автор: Спорт день за днём

    Признаюсь честно, для меня новый главный тренер СКА Айван Занатта — загадка. Он не стремится быть в центре внимания. Прост в общении, больше слушает, чем говорит. Вчера наставнику питерских армейцев исполнилось пятьдесят лет. Свой юбилей коуч не афишировал. Однако законный подарок получил. На вечерней тренировке игроки устроили «Ивану Ильичу» сюрприз. Постучав клюшками по льду и подарив традиционный сверток, они решили поздравить тренера по-американски. В отсутствие торта намазали пластиковую тарелку сливками. Затем один из игроков подкрался к нему сзади и залепил десертом в лицо. Разумеется, вначале Занатта решил, что такое мог сделать только Каспарайтис, но жестоко ошибся. Автором-исполнителем оказался Сергей Зубов. Этому человеку за мастерство можно простить все, даже такую легкую шалость…

    Душой еще молод

    — Скажите, о чем думает мужчина, когда ему исполняется пятьдесят лет?
    — Знаете, я не ощущаю своего возраста.

    — Правду говорят, что взрослые — это просто постаревшие дети?
    — Если посмотреть на то, чем мы занимаемся, — на спорт, — то вполне вероятно. Ведь игра — детское занятие. Думаю, в душе мы все мальчишки. Во всяком случае, хочу, чтобы наши хоккеисты ощущали себя так же. Понимаете, игра — это не работа. Вот дерьмо лопатой перекидывать в поле — работа.

    — Стало быть, вы считаете свою работу легкой?
    — Конечно. Пока мне выпадает счастье заниматься любимым делом — буду психически и физически здоровым человеком. Потому что хоккей — моя энергия и жизнь.

    — Бытует мнение, что сколько бы человеку ни стукнуло, он всегда остается в определенном возрасте и, несмотря на морщины, чувствует себя в душе, например, подростком. А вы на сколько себя чувствуете?
    — Точную цифру, пожалуй, не назову. Могу лишь сказать, что душой еще молод. Мне нравится, что в нашем тренерском штабе есть так называемый общий знаменатель. Тренеры счастливы, выходя на лед, они горят желанием работать. Именно такое отношение к профессии делает человека внутренне моложе. Юрзинов, Сикора, Каспарайтис — пронизаны положительными эмоциями. Это ведь важно. Любые чувства — будь то нервозность, паранойя или уверенность в себе — передаются игрокам.

    — Вспомните самый яркий ваш день рождения...
    — Хм… Никогда не относился ко дню рождения, как к какому-то особенному празднику. Мне не хочется акцентировать собственное внимание на том, что стал на год старше.

    — В общем, уже давно поняли, что день рождения — грустный праздник…
    — Именно поэтому и стараюсь занимать голову более важными вещами. Кстати, каждый год мне приходилось отмечать эту дату в разных городах. Потому что обычно мы находились на сборах. Что касается сегодняшнего юбилея, то приглашу на праздник своих коллег. А также всех ребят, что работают в клубе: Дениса, Юру, Андрея, в общем, всех массажистов. Врачей команды, нашего видеооператора. Так мы его называем — любя. Все эти люди часть летописи моей жизни. И не важно, окажутся они маленьким эпизодом книги или ее главой. Для меня это вопрос уважения. Мне повезло, что они работают со мной.

    К победе надо идти шаг за шагом

    — А игроков позовете?
    — Нет, к сожалению.

    — Сами же сказали — без шашлыка нет команды.
    — Разумеется, мне хочется отпразд­новать день рождения с ребятами, но он не вписался в план нашей подготовки. Шашлык у игроков пятого августа.

    — Айван, расскажите, кто ваши родители?
    — Итальянцы по происхождению. Обычные эмигранты. Они заложили в меня все самое важное. Родители свято хранили семейные ценности, много работали. В Канаде отцу пришлось начинать все с нуля. Сначала он работал каменщиком, мыл посуду за 25 центов в час — чтобы прокормить семью. Но он твердо знал, что безвыходных ситуаций не бывает. Надо просто найти свой путь. Сейчас у него своя строительная компания, в которой трудится полсотни сотрудников. Думаю, он достиг неплохих результатов для человека, оказавшегося в чужой стране без денег, знакомств и даже знания языка. Папа внушил мне: нет ничего невозможного. Приходит на ум замечательный слоган известной спортивной фирмы — просто иди и сделай это.

    — Очевидно, что вы любите афо­ризмы…
    — Пытаюсь найти в цитате два или три ключевых слова. Вот мы все время говорим о победе. Но это окончательный результат. Важными являются шаги, которые ты предпринимаешь, двигаясь к своей цели. Поэтому всегда концентрируюсь на всем том, что предшествует победе. Необходимо составить четкий план действий: шаг за шагом. Тогда ты будешь сконцентрирован каждую минуту. Необходимо расписывать каждый день поминутно и подключать людей в тот момент, когда они наиболее готовы к действию.

    — Говорят, если хочешь насмешить Бога — расскажи ему о своих планах…
    — Хорошее выражение.

    — Считаете ли вы, что хорошо разбираетесь в людях?
    — Разумеется, мне доводилось разочаровываться. И все же ни о чем не жалею. Те, кто обманывает ближнего, ничего в итоге не получают. Тот, кто сеет ненависть, пожнет ненависть. Хочу, чтобы у нас в команде сложилась доверительная атмосфера. Когда ты искренен, открыт, в том числе и для критики, — можно добиться большего.

    Мне не нужны двадцать пять баранов

    — Правду говорят, что хороший спортсмен — плохой характер?
    — Всегда говорил: чтобы победить, надо быть эгоистом (признаться, здесь Айван употребил более крепкое выражение). Просто эгоисты бывают хорошими и плохими. У хороших есть цель: личная и командная, у плохих — только личная. Это завистливые люди, желающие другим зла. Плохой эгоист во время бега по дистанции не хочет обогнать соперника, а лишь мечтает, чтобы конкурент сломал ногу. Хороший эгоист — работает на команду, понимая: только вместе они сила. Такой эгоист — великий эгоист! Такой парень нужен моей команде. Мне нужны не двадцать пять баранов, а двадцать пять эгоистов.

    — Вы производите впечатление очень дипломатичного человека. Способны ударить кулаком по столу?
    — Если уверен, что мои требования пойдут на благо команде, то, разумеется, могу. И все же считаю подобное поведение крайней мерой. В полемике можно добиться большего, чем в открытой конфронтации.

    — В прошлом сезоне вам удалось создать прекрасную питерскую молодежную команду — СКА-1946. Молодые ребята искренне полюбили вас. Теперь вам придется мотивировать игроков, которых уже трудно чем-либо удивить…
    — Прекрасно понимаю: задача не из легких. Нужно, чтобы бывалые игроки вновь пережили чувства, которые испытывали, когда только пришли в спорт. Желание побеждать приходит в тот момент, когда ты становишься мальчишкой, который, перекинув через плечо коньки, идет на пруд играть в хоккей. Тогда они не думали о том, что хотят стать миллионерами. Их увлекала только сама игра.

    — В теории звучит неплохо, но как этого добиться в реальности?
    — Есть способы. Надо общаться с людьми индивидуально. Невозможно говорить одно и то же молодому парню и опытному игроку. С водителем «КамАЗа» и с Гоголем вы же будете разговаривать о разных вещах?..

    — Раз уж речь зашла о Гоголе, скажите, много среди хоккеистов «мертвых душ»?
    — Абсолютно безнадежных не бывает. Некоторые люди умеют прекрасно распоряжаться возможностями, а некоторым необходима помощь, — Занатта взял листок бумаги и принялся рисовать. В верхней части моего блокнота он нарисовал человеческий мозг, в середине сердце, а снизу тот самый орган, который отличает мужчину от женщины. Здесь надо сделать ремарку. Как-то Занатте довелось проводить семинар в Европе, и нижнюю часть схемы он изобразил в виде двух футбольных мячей. Закончив набросок, он продолжил рассказ. — Я называю эту схему «три S». Так вот, необходимо достучаться до головы, сердца и характера, воли, мужского начала. В общем успехе важно все: как логика, мышление, так и эмоции. На адреналине человек способен преодолеть многое, даже страх. Важны и мужество, характер. Тяжелее всего бывает достучаться до сердца. Тренер должен уметь внушить игроку, что он обладает всеми тремя S. Ведь даже самого слабого человека можно сделать сильнее.

    — Главное — знать, где у него кнопка?
    — Верно.

    Доверяю каждому игроку СКА

    — Чего же не хватило армейцам в последних плей-офф?
    — Не хотел бы возвращаться к прошлому. Тем более не знаю, что на самом деле происходило в коллективе. Ведь между победой и поражением проходит очень тонкая грань. Представьте здание. Оно очень крепкое по всей окружности, но есть один-единственный кирпич: вытащишь, и строение рухнет мгновенно. Так и с командой. Очень важна своевременно приходящая удача. Трудно объяснить, но когда ты видишь, как танцует Фортуна, — это прекрасно. Помните, насколько близок был казанский «Ак Барс» к вылету в сериях с «Салаватом» и ХК МВД. Но именно в тот момент, когда команда играет на жилах, сжав зубы, и кажется, вот-вот сломается, начинается восхождение наверх. Словно натягивается лук, чтобы затем выстрелить. Сначала ты встаешь на колени, затем опираешься на одну ногу, потом на другую, а в конце бежишь к цели. Не все в победе зависит от тренера. Вера и надежда на успех и друг на друга должны быть в каждом.

    — Вы западный человек. Тяжело работать с русскими игроками?
    — Стереотип о том, что русскому игроку доверять нельзя, ложный. Ты доверяешь человеку — получаешь взаимность. Относишься с уважением — и тебя уважают. Относишься к делу страстно, с душой — и получишь результат.

    — Есть такая русская поговорка: что посеешь, то и пожнешь.
    — Именно так. Не буду врать, что знаю в СКА каждого человека досконально, но каждому из них доверяю. И они будут слышать это от меня весь год, даже когда станут ошибаться. Не хочу, чтобы кто-то из них потерял веру в себя. Растерянный, не уверенный в себе человек перестает двигаться к цели, чахнет. Сможем ли мы, тренеры, добиться желаемого? Могу сказать одно — мы готовы отдать всех себя.

    Финляндия


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»