Все, как в «Горце» – остаться должен один. 66-летний тренер, съездивший на два чемпионата мира и три чемпионата Европы, видевший с тренерской скамейки успех «Манчестер Сити» в АПЛ спокоен, и даже доволен – «Газпром» – тренировочные сборы» проходят без осложнений, несмотря на недостаток игроков, а молодежь из «Газпром» – Академии «Зенита» приятно удивляет. Не меньше, чем сборная Италии. «Спорт День за Днем» поговорил с удивительным Иваном.
– Сергей Семак говорит, что самое сложное - привести всех игроков в одно состояние к сезону. Тем более, многих еще на сборе нет. Как идет процесс, за который отвечаете именно вы?
- Совершенно согласен с Сергеем. Действительно, приходилось ждать 10-11 игроков, которые нам очень нужны. Только что приехали ребята из сборной России, остаются еще двое – Ловрен и Барриос. Мы пытаемся быть гибкими, добавляем тем, кто приезжает позже, упражнения с акцентом на физику. Думаю, в течение трех недель все постепенно подтянутся друг к другу. Тесты, которые мы сделали после отпусков, показали, что состояние у всех удовлетворительное, можно спокойно работать.
– В прошлом сезоне «Зенит» существенно уступал по интенсивности соперникам по Лиге чемпионов, в том числе «Брюгге», который перебегал вашу команду дважды. Как будет в этом сезоне?
- Физически, технически, тактически европейские команды сейчас превосходят российские клубы, это объективно. И особенно – в вопросах интенсивности. К сожалению, в прошлом сезоне первый же матч с «Брюгге», проигранный дома, выбил нас из колеи. Но сейчас, надеюсь, все будет лучше. Наша цель -по-прежнему показывать свой максимум, хотя интенсивность игры большинства соперников в Лиге чемпионов, скорее всего, по-прежнему будет выше.
«Судьи тоже могут влиять на интенсивность игры и развитие футболистов»
– Плотный календарь доставляет проблемы всем. «Шальке» при Доменико Тедеско занял второе место в бундеслиге, не участвуя в еврокубках, но может ли это быть объективным показателем в нынешних реалиях?
– Ну а что делать, если телевидение диктует правила? Больше матчей, больше доходов, ничего с этим не сделаешь. Все игроки понимают, что нужно быть готовыми физически и ментально, чтобы выступать на таком уровне. Необходимо также отдыхать, правильно питаться, чтобы не упускать каждую деталь. Машины в «Формуле-1» могут не прийти к финишу из-за малейшей поломки, микроскопической детали. Что же говорить о футбольной команде?
– Вы сравнивали показатели игроков из РПЛ с цифрами футболистов из лучших европейских чемпионатов?
– Разумеется, ведь я достаточно стар! Я видел цифры, когда работал в «Манчестер Сити». И дело не только в том, что игрок из России, например, пробегает 11 километров за матч, а футболист из Англии – 15. Например, судьи в разных лигах работают по-разному. Кто-то прерывает игру чаще, а кто-то реже.
– То есть, судьи влияют на интенсивность?
– Не только судьи, но и игроки, которые могут лежать дольше, а могут меньше. Например, в Англии арбитры вмешиваются гораздо реже, чем в других чемпионатах. Следовательно, игрок должен соблюдать концентрацию дольше. Не всегда важно то, сколько игрок пробежал, гораздо важнее интенсивность его работы и возможность быть включенным на долгое время.
– Я правильно понял, что ВАР – ваш враг?
– Как раз нет. Например, в матче Дании с Англией он сработал.
– То есть, по-вашему, пенальти на Стерлинге был?
– Там было касание ноги. Хорошо, вы можете сказать, что Стерлинг мог остаться на ногах, но контакт все равно был! Так что технология оправдала себя – дальше, вопрос интерпретации эпизода.
– Допустим, что она оправдала себя с точки зрения определения факта нарушения. Но мы говорим об интенсивности. Как быть игрокам после паузы в 4-5 минут из-за просмотра эпизода?
– Безусловно, такие долгие перерывы могут влиять на интенсивность и тонус игроков. Я не мог смотреть сейчас матчи Копа Америка, но, наверное, частые перерывы в них также особенно влияют на обратное включение игроков в игру.
– Вы заговорили о Латинской Америке. Игрокам оттуда тяжелее привыкать к постоянному европейскому тему, учитывая то, что матчи там проходят в более рваном ритме?
– Разумеется, ребятам оттуда нужна адаптация. И не только им. Давид Сильва совсем недавно считался одним из лучших игроков Европы, но первые 3-4 месяца в «Сити» у него были проблемы именно из-за интенсивности. В Англии играют совсем по-другому, чем в Испании! Вряд ли вы скажете при этом, что «Валенсия», где он выступал до этого, плохая команда, так? Но адаптироваться ему было нелегко.
«Последние 10 минут не похожи на предыдущие 80»
– Станислава Черчесова раскритиковали, когда он в интервью на ТВ привел в пример цифры по спринтам. Это совсем, по-вашему, не важно?– Важно, конечно. Вообще, самое важное в футболе – как можно быстрее завладеть мячом и отправить его в чужие ворота. Нужно быстро двигаться, быстро думать и принимать решения. Быстрота вообще очень важна. Но когда в сезоне так много матчей, также необходимо быстро восстанавливаться, чтобы выдерживать в таком темпе каждые 90 минут. Быть в форме – значит сохранять все качества, которые позволяют тебе быть конкурентоспособными.
– Вы согласны, что последние 10 минут матча не похожи на предыдущие 80, вне зависимости от готовности команд или тактических установок?
– Безусловно. Последние 10-15 минут многое решают. Когда ты устал, меняются стиль мышления и, соответственно, игры. И тот, кто лучше готов физически, начинает прибирать инициативу в эпизодах.
– Вы наверняка помните такую ситуацию. Ведь вы были на скамейке «Манчестер Сити», когда под руководством Роберто Манчини клуб выиграл первый титул в последнем туре АПЛ, хотя проигрывал «Куинз Парк Рейнджерс» 1:2, но вырвал победу в добавленное время. Могла ли физика повлиять на ту концовку?
– Я помню, что ту игру изменили два игрока – Джеко и Балотелли. Последний помог создать решающий мяч своей техникой, Марио ведь в этом отношении – уникальный игрок. И именно это оказалось очень важно! Ощущения были фантастические, ведь игроки «Юнайтед» в это время закончили свой матч и досматривали наш на большом экране… Мы же были на краю пропасти, но в итоге выиграли и стали чемпионами.
– Чтобы проводить такие концовки и иметь уверенность в себе необходимо быть хорошо готовыми физически, так?
– Безусловно, но все-таки решает голова. Именно личность, характер выходят на первый план.
«Зенитовцы были идеально готовы к Евро»
– Теперь уже бывший тренер сборной России Станислав Черчесов говорил, что его штаб всегда отправлял данные по состоянию игроков сборной в их клубы перед их возвращением. Каковы обычно показатели зенитовцев?– Мы, кстати, делаем то же самое перед тем, как отправить наших игроков на сбор. Это очень ценный обмен. Я видел репорт по игрокам, который нам прислали дней десять назад. И с точки зрения физического состояния цифры были весьма впечатляющие. Другое дело, что результат рождается не только из этого, нужно чтобы сложились и другие компоненты.
– Ваш напарник Андреа Сканавино сейчас помогает Италии становиться чемпионом Европы. Не тяжело приходится вам одному?
– Мы с Андреа общаемся практически через день, делимся информацией. Да и эмоциями, конечно, ведь Италия выступает очень хорошо! Он в курсе данных игроков «Зенита», мы всегда можем это обсудить. Да и скоро он уже приедет…
– Андреа что-то рассказал о чудесах подготовки Манчини? Италия выглядит на Евро самой скоростной командой с точки зрения атаки…
– Особых секретов-то и нет. У Италии собралась отличная команда с точки зрения сплоченности коллектива, все сосредоточены на цели выиграть турнир. На сборе перед турниром было 10 дней тяжелой подготовки, ну а по ходу игр уже на первый план вышло правильное восстановление. Правильно питаться, высыпаться после переездов, отдыхать.
– Видимо, все происходит правильно, раз Италия показывает такие чудеса интенсивности?
- Действительно, по «физике» Италия стала одной из лучших. Чтобы показывать хорошую скорость, нужно обладать ей на генетическом уровне. То есть, за это стоит сказать спасибо папе и маме (cмеется).
– Как раз это и удивляет, на предыдущих турнирах Италия не могла похвастаться скоростью.
– Я верю, что иногда психология может изменить все, что угодно. Возможно, повлияла работа на сборах или то, что Манчини предложил команде именно такой стиль игры. Как я уже говорил, результат складывается из многих компонентов, как и раскрытие возможностей игроков на поле.
– Были ли моменты в игре команды, когда вам казалось, что она уже на грани усталости? Может, в матче с Австрией?
– Я бы сказал, что очень сильно потратились в полуфинале, когда пришлось бить пенальти. У Испании очень сложно забрать мяч, за ним нужно упорно охотиться. Очень надеюсь, что к финалу удастся восстановиться. В целом я ни разу не переживал за команду на этом турнире. Немного настораживала игра с Бельгией, но в итоге Италия показала в этом матче выдающийся футбол.
– Как считаете, Дании не хватило против Англии именно физики?
– Нельзя все списать на одну лишь физику. Я был со сборными на двух чемпионатах мира и трех чемпионатах Европы, и могу только повторить, что на стадии полуфиналов практически все решает психология и восстановление. Пожалуй, Англия была все-таки сильнее. Также важно и то, какая у тебя скамейка. Есть ли там один-два игрока, которые могут изменить игру после выхода на поле, как, например, делали Кьеза и Пессина.
Свен-Еран Эрикссон: «Других шорт нет, можем только заменить тебя»
– Вы работали в штабе Свена-Ерана Эрикссона в сборной Англии, когда там были звезды уровня Руни и Бекхэма, но до финалов не добирались. Сейчас Англия, скажем так, более ровная по составу, но сыграет в решающем матче Евро…– Для успеха нужно, чтобы все футболисты смотрели, образно говоря, в одну сторону. При этом и Бекхэм, и Руни были очень профессиональны, но нам, например, не везло в серии пенальти.
– Кстати, о серии пенальти: фитнес играет роль при выборе бьющих?
– Не сказал бы. Помню, что Эриксон работал с психологом, стараясь понять, как лучше тренировать исполнение одиннадцатиметровых. Но это сложно, потому что можно сколько угодно их отрабатывать, но воссоздать обстановку, когда на тебя смотрит 50 тысяч зрителей, а то и больше, когда идет прямая трансляция. Самые сложные минуты для бьющего, это когда он идет от центра поля к точке. Это длится всего одну минуту, но за нее в голове футболиста хаотично проносятся мысли. Куда бить? Как это делать?
– Эриксон в Италии – изначально интересный опыт. Ведь Скандинавия и мышление ее представителей сильно отличается от итальянского. Как ему удалось убедить в себе, например, вас, работавшего в его штабе в «Лацио» конца 90-х?
– У него был успех – скудетто. Свен – очень интеллигентный человек с прогрессивным мышлением. Много общался с игроками и доверял своему штабу. Это доверие заставляло работать на сто процентов, потому что мы знали – главный не держит ничего за пазухой.
– Неужели ничего и никогда вам не казалось странным в его взглядах?
– Странным нет, забавное было. Однажды мы приехали на матч, игроки выходят на разминку. И Ален Бокшич говорит: «Тренер, что-то шорты мне выдали какие-то тесные!». Свен улыбнулся: «Других нет, можем заменить только игрока…».
– В штабе сборной Украины тоже много итальянцев. В курсе ли вы, что происходило у них?
– Я хорошо знаю Мауро Тассотти, своего коллегу. Также еще одного парня, с которым работал в «Манчестер Сити». У них сплоченная тренерская команда, которая позволила сделать хорошую работу. Что касается последнего матча, когда Украина проиграла 0:4, то показалось, что после первого гола англичан все было практически предрешено.
– Вы говорили о важности восстановления. Во Франции причину раннего вылета нашли именно в том, что игроки мало спали и неправильно ели. Верите?
– Не знаю, что там у них происходило, но на высшем уровне ты должен быть как болид «Формулы-1». Иногда мы придаем огромное значение тренировкам, но уверен, что в недалеком будущем гораздо глубже будем изучать именно вопросы восстановления. Если ты хорошо работаешь на тренировках, но при этом ешь плохую еду, не спишь и не отдыхаешь, твое тело не сможет тебя поддерживать. Нужно с умом относиться к себе, к своим выступлениям, к своим деньгам, в конце концов. В последние лет двадцать менталитет игроков сильно изменился, они стали более профессиональными. Например, перед тренировками уже мало кого нужно загонять в тренажерный зал для разогрева силой. Но каким-то игрокам все же требуется иногда объяснять, какой диеты лучше придерживаться, направлять их правильным путем. Не всегда все происходит автоматически.
– Кокорин любил бургеры…
– Ну что делать… В конце концов, в году 365 дней, а в сутках – 24 часа. Иногда можно позволить себе бокал пива или вина, это обычная человеческая жизнь. Что касается Кокорина… Я был удивлен, что его взяла «Фиорентина». Он играл совсем немного, а почему – не знаю.
– Есть мнение, что неправильное питание повышает риск получения травмы крестообразных связок…
– Думаю, на это еще часто влияет качество поля или обуви. Бывает такой тип бутс, который не всем подходит. Но игроки выбирают их, и не всегда на это можно повлиять.
«За 90 минут прессинга вам придется платить»
– На «Газпром – тренировочном сборе «Зенита» много, как никогда, молодых игроков. Вы как-то хвалили защитника Илью Скроботова, видели в нем потенциал. Все еще так считаете?– Три года назад Скробо хорошо начинал, но ему не повезло получить сразу две разных травмы на одном колене. Сейчас мы наблюдаем за ним, ждем прогресса. Ему нужно немного прибавлять в агрессии, нельзя быть слишком «добрым» на поле. Кроме того, мы очень довольны и приятно удивлены тем, как проявляет себя Кравцов. Заметил, что обычно на разминку первыми выходят взрослые игроки, но он от них не отстает. Это правильный настрой для того, чтобы прогрессировать.
Еще жаль, что на этом сборе нет Хотулева. Но в целом нам нравится, что все молодые ребята, которые помогают решить вопрос с отсутствием некоторых основных игроков, правильно воспринимают информацию, что мы им даем, понимая, что это их шанс в большом футболе. Конечно, огромная разница – тренироваться с юношеской командой, и работать с профи. Совершенно другая скорость реакции. Здесь тебе никто не даст лишней секунды на принятие решение – теряешь мяч, и все. В первое время им, безусловно, сложно, кто-то со стороны может сказать: «Они медленные!». Они не медленные, просто попали в непривычные условия и привыкают к ним.
– Многие молодые ребята были очень удивлены, как быстро играл «Вердер» из второй бундеслиги…
– Надо сказать, что поле все-таки было узковато. Но благодаря этому обе стороны остались довольны игрой, и болельщики в том числе. Было интенсивно и интересно!
– Некоторые тренеры, как, например, Марсело Бьельса в «Лидсе», требуют от игроков постоянный командный прессинг. Возможно ли это в принципе не в ущерб результату?
– Идея неплохая, но сложно ее осуществить. 90 минут прессинговать невозможно, иногда нужно восстанавливаться. Но, действительно, есть тренеры, которые требуют это от своих команд. Иногда все выглядит со стороны ярко, но потом – бум! – приходит полное выключение. И соперник, особенно если там есть опытные игроки, пользуется этим и добивает. Поэтому старая добрая аритмия еще никому не мешала.
– Вы работали с такими тренерами, как Невио Скала, Свен-Еран Эрикссон, Роберто Манчини. Все серьезные люди, но с разным взглядом на игру и разного поколения. Что их отличало?
– Проще сказать, что объединяло. Все они – однозначно профессионалы, которые собирали максимально эффективные команды. При этом стоит принять во внимание разницу во времени. Футбол меняется, и поэтому сложно сказать – мол, это было хорошо, а это плохо. Люди представляли футбол разного направления. Сейчас наша игра состоит из массы компонентов – коммуникации, экономики, менеджмента. И тренер должен быть умен и открыт.
– С Невио Скалой вы были в дортмундской «Боруссии» в середине 90-х, когда немцы еще не были прогрессивными, зато достаточно упрямыми и чуждыми новшествам. Как ощущали себя там?
- Не было ничего такого, что бы сильно отличалось от первых дней в английской сборной. Если бы не доверие Скалы, пришлось бы, конечно, тяжело. Для тех же британцев существовало только то, что на поле. Все, что за его пределами, не имело отношения к делу. Ребята, может, пойдем побегаем хотя бы пять минут? Или в зал? Нет! Они так привыкли, потому что в Англии работали в основном местные тренеры со своими представлениями.
«Футбол – это не 1+1 равно 2!»
– Кто из игроков для вас – икона стиля? Тот, кого вы приводите в пример игрокам «Зенита»?– Сразу вспоминаю Павла Недведа. Он произвел огромное впечатление в «Лацио», при том, что Павел не был самым одаренным игроком, которого я видел, но принимал любую работу, как должное. Более того – в первое же Рождество Недвед как ни в чем ни бывало запросил у нас программу тренировок, несмотря на то, что у команды был выходной. Можете себе представить, как он был сосредоточен на футболе! Что удивительного в том, что он получил «Золотую бутсу»? Еще бы отметил Хавьера Дзанетти, он точно такой же трудолголик, который никогда не сдавался.
– Вы еще часто наблюдали Марио Балотелли…
– О, это удивительный парень! До сих пор помню, как он появился в составе «Интера» при Манчини в возрасте 18 лет, играл вместе с Крусом в паре в Бергамо… Еще знаю его мачеху, она ездила за ним в Манчестер. Обычная семья, хорошие люди, как у многих. Но вы знаете – Марио есть Марио (смеется).
– В России все чаще говорят о еще большем ожесточении лимита. Считаете ли вы, что это правильно? Мне вот кажется странным, что в Серии А в топ-клубах все меньше и меньше решают итальянские игроки…
– Прекрасно понимаю, о чем вы говорите, потому что в «Интере», где я работал, случалось так, что в основном составе не было итальянцев! Все зависит от уровня игроков, в том числе от тех, кто приходит из-за рубежа. Хороших зарубежных футболистов в Италии, надо сказать, достаточно. Что двигает лигу вперед, поэтому я против лимита, должна быть здоровая конкуренция.
– Странно, что при этом ваша сборная может стать лучшей на континенте уже сегодня!
– Ха! Футбол непредсказуем. В нем не работает «1+1 равно 2». Иногда это действительно 2, но бывает, что и 1,5. Да, согласен, что в топ-клубах у нас сейчас не так много решающих игроков, но Роберто нашел верное средство, подобрал такой состав, создал такой командный дух, что позволяет рассчитывать на огромный сюрприз на Евро!
– В России как раз многие удивлены, что Манчини создал командный дух. Его и близко не было, когда он работал в «Зените». Он запомнился, как очень холодный Мистер…
– Конечно, я слышал об этом. Не все его идеи работали так, как задумывалось… Но больше я не могу сказать.
– Может быть поможет такой вопрос: вы живете в России четыре года. Есть что-то, что вы так и не смогли принять?
– Ох!.. Наверное, я никак не могу пережить, когда люди в ресторане пользуются зубочисткой, не прикрывая рот рукой!
– Но Петербург вы любите?
– Несомненно! Для меня этот город сравним только со Стамбулом и Римом. Его насыщенность историей и культурой для меня очень-очень важна.
– Вы поздравите Манчини, если Италия станет чемпионом Европы?
- Безусловно. Перед турниром я пожелал ему удачи, но с тех пор больше не писал. Представляю, как много людей ему пишет сообщения! Но я очень надеюсь, что смогу поздравить Роберто. Очень.
– Я понял, что футбол – это не «1+1 равно 2». Но все же есть интуиция, как закончится матч Италия – Англия?
- Сказал бы, что Италия фаворит. Но Англия играет дома. И это позволяет говорить уже о «фифти-фифти»…
Шеффау
Читайте также
«Многие не любили Манчини в Италии. Теперь он может залететь в обойму к Липпи, Сакки и Капелло»: Интервью с журналистом La Gazzetta dello Sport Кудиновым