• Тренер вратарей «Зенита» Михаил Бирюков: «Встал в ворота потому что нравилось падать и быть ободранным»

    23.07.11 03:46

    Тренер вратарей «Зенита» Михаил Бирюков: «Встал в ворота потому что нравилось падать и быть ободранным» - фото

    Фото: Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»

    Трудно ли голкиперам «Зенита» было возвращаться в рабочий ритм после отпуска? Как мотивирует на конкуренцию коллег Дмитрий Бородин? Чего не хватает Андрею Зайцеву для прогресса, а также какими «модельными» характеристиками должен сегодня обладать успешный страж ворот? Обо всем этом в эксклюзивном интервью «Спорту» рассказал тренер вратарей «Зенита».

    Словно начинаем новый чемпионат

    — Пауза в чемпионате сказалась на ребятах двояко, — говорит Бирюков. Возможность больше времени провести с семьей, отдохнуть вместе с родными оказывает положительное влияние. С другой стороны, появилось такое чувство, что чемпионат закончился и сейчас мы готовимся к новому. Но это нельзя назвать серьезными сложностями, надо просто привыкнуть. Думаю, через год летний перерыв будем воспринимать абсолютно нормально.

    — Сейчас вратарям приходится перестраиваться психологически или пауза повлияла и на их кондиции?
    — В первую очередь, конечно, непривычно в середине лета долго не иметь игровой практики. Тем более сразу после отпуска игроки получили большую нагрузку на тренировках. Отсюда и возникает чувство, что было межсезонье. Впрочем, через год именно так этот перерыв и будет называться. Что касается кондиций ребят, то у некоторых была пара лишних килограммов, но это по большому счету не проблема. Потребовалось несколько занятий, чтобы прийти в оптимальное состояние.

    — Как мотивирует себя на тяжелую работу Дмитрий Бородин, зная, что у него практически нет шансов выйти на поле?
    — Наверное, ему тяжело. Но его отношение к работе очень профессионально — Дмитрий постоянно держит себя в форме и всегда готов к тому, чтобы при необходимости выйти и достойно сыграть. Это показал прошлый год, когда Бородин вышел на поле в единственной игре (В Казани против «Рубина». — «Спорт») и действовал уверенно и надежно. Надеюсь, он и дальше будет столь же ответственно подходить к делу.

    — Может быть, ему имеет смысл найти приложение своему мастерству? Наверняка многие команды как минимум первого дивизиона хотели бы видеть его в своих рядах.
    — Мне сложно говорить за Бородина, что для него было бы лучше. Но со своей стороны я вижу, что он всегда готов составить конкуренцию Малафееву и Жевнову и занимает свое место в нашей команде по праву.

     

    Зайцеву пора заявлять о себе

    — Какими видите ближайшие перспективы Андрея Зайцева?
    — Мы возлагаем на него надежды, но не хотелось бы, чтобы этим все закончилось. Не хочу его критиковать, но пора бы уже Андрею становиться мужиком.

    — Поясните.
    — Хотелось бы видеть его прогресс более интенсивным. Наверное, можно сказать, что молодежную команду он уже перерос, а до «основы» пока недотягивает. Но тем не менее он должен создавать конкуренцию нашим опытным вратарям, без пиетета перед ними, проявляя спортивную наглость, показывая себя в главной команде. Его данные позволяют рассчитывать, что он может вырасти в очень хорошего мастера.

    — Какие именно его данные можете выделить?
    — В первую очередь Андрей «игровик». То есть умеет хорошо читать игру, не «привязан» к воротам. Способен и в поле удачно сыграть. При этом антропометрические данные для голкипера у него очень хорошие. Так что, повторюсь, я на него очень надеюсь. Но сам он должен быть поувереннее психологически и не думать о том, что он железный первый номер молодежки, а как бы доказать свою состоятельность в «основе».

    — Может быть, уйти в аренду для него сейчас оптимальный вариант?
    — Я думал на эту тему. Конечно, это хороший вариант. Но в то же время хочется, чтобы Зайцев поехал туда «железным» первым номером, постоянно имел игровую практику. В таком случае и я, и Юрий Окрошидзе, да и другие тренеры будем за Андрея спокойны. Но ведь может где-то и не сложиться. И случается, что в таких случаях вратарь может потерять уверенность и вообще «закиснуть». После этого возвращать голкипера в прежнее состояние очень сложно. В то же время надо помнить, что стражи ворот созревают как мастера медленнее полевых игроков. Крайне редки случаи, когда они уже в 17 лет стабильно играют на высоком уровне, как Акинфеев. Как правило, для обретения уверенности и опыта надо набить шишки. Пропустить свои сто мячей, проанализировать их и двигаться дальше.

    Неважно где, но голкипер должен играть

    — Как, на ваш взгляд, развивается карьера Михаила Кержакова?
    — Я был очень рад за него, когда он часто выходил на поле в составе «Алании», а до этого в клубе первого дивизиона. Сейчас у него ситуация сложная, он вообще не играет, что для вратаря недопустимо. Голкипер, особенно молодой, должен постоянно иметь игровую практику. Пусть в первом дивизионе, пусть даже во втором, но играть! Можно быть чемпионом мира по тому, что ты показываешь на тренировках, но без практики в мастерстве не прибавишь и ничего не добьешься. Возможно, Михаилу имеет смысл найти другую команду, ту, где ему станут доверять. Главное, не опускать руки и двигаться к своей цели.

    — Новые имена среди стражей ворот увидели в этом сезоне?
    — Играют в основном те, кто уже давно на виду. Каких-то ярких новичков не увидел.

    — Можете объяснить, зачем наши клубы приглашают вратарей из Африки? Понятно, что там хватает мастеровитых полузащитников и нападающих, но неужели с Черного континента в Россию едут вратари, которых здесь нет?
    — Я за то, чтобы доверяли российским вратарям, особенно учитывая лимит на легионеров. И если уж приглашать на это место иностранца, то безусловного первого номера. Который постоянно выручает, действует без перепадов, является лидером. В таком случае это оправданно. При этом не будем забывать, что 1990-е годы стали периодом провала для всего нашего футбола, что сказалось и на голкиперах. И должно пройти какое-то время, дабы в этом аспекте мы выдерживали конкуренцию. Но уже многое меняется к лучшему, тем более во всех командах теперь есть тренеры вратарей, а потому я уверен, что не за горами времена, когда отечественная школа выйдет на новый уровень и во всех российских клубах будут играть свои голкиперы.

    Почему вратари стали вратарями

    — Какая страна больше других богата выбором классных вратарей?
    — Давайте порассуждаем. По большому счету проблем-то в каждой стране хватает. Возьмите для примера Германию, Францию или Италию. То, что Буффон уже 10 лет бессменно защищает ворота сборной, вряд ли говорит об их богатом выборе. Ведь вратарь — это отдельная специальность, и, наверное, не стоит рассчитывать, что звезд среди них всегда будет много.

    — Какими данными должен обладать голкипер, чтобы стать сегодня заметной величиной?
    — Все очень быстро меняется. Если раньше, в советское время вратари были в большинстве своем достаточно высокие, за исключением, например, Ткаченко и Рудакова, то сейчас очень уж высоких не так часто встретишь. И если, скажем, Чех и Буффон представляют одну категорию — они схожи по росту и комплекции, — то в той же Испании чаще встречаешь вратарей пониже. К тому же сегодня в футболе делается все для того, чтобы осложнить жизнь вратарям. Ведь все новейшие технологии мячей направлены на увеличение количества голов. И голкипер сегодня должен быть мастером на все руки. Это в мое время достаточно было разыграть мяч от ворот и выбить его с рук. А теперь они должны уметь все: и в «рамке» играть, и на выходах, и ногами владеть мячом и скоростью хорошей обладать. Учитывая эту тенденцию, высоким вратарям сегодня очень сложно обладать всеми необходимыми качествами.

    — В каком возрасте дети должны определиться, что хотят быть голкиперами?
    — Я как-то был на одной передаче, где меня спросили, почему я выбрал именно профессию вратаря. И что интересно, я не смог объяснить. Что меня заставило это сделать, не знаю. Просто пришел и сразу занял место в воротах — мне нравилось постоянно падать, быть в грязи, ободранным... Думаю, и мои коллеги не смогут логически обосновать свой выбор. А то иногда говорят: «Сделайте из ребенка вратаря». Но как можно сделать, если человек сам в первую очередь должен к этому тягу почувствовать?! Поэтому про возраст здесь едва ли можно говорить определенно. Я начал играть в первом или втором классе, но уже и до этого в дворовых баталиях всегда тянуло в ворота.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»