Черный сезон-2002. Самый провальный для «Зенита». Все сошлось один к одному: болезнь главного тренера Юрия Морозова, проигранный ЦСКА финал Кубка России, неудачное выступление в премьер-лиге. За сезон «Зенитом» порулили сразу три специалиста. Одним из них был Михаил Бирюков. Верный помощник Морозова. Сейчас Бирюков — один из тренеров вратарей «Зенита». После вчерашней тренировки Михаил Юрьевич приехал на стадион «Петровский» — вспомнить своего учителя, которому вчера исполнилось бы 80 лет. Корреспондент «Спорта День за Днем» предложил чемпиону СССР-1984 еще раз окунуться в невеселые события 12-летней давности.
— Болезнь Юрия Андреевича не сразу проявилась, — начал Бирюков. — Нельзя сказать, что что-то бросилось в глаза. Просто у него появилась какая-то слабость. Хотя головой он до последнего был в футболе.
— Поездка на финал Кубка России усугубила ситуацию?
— Сложно сказать. Мы изначально не планировали, что Юрий Андреевич поедет в Москву, но он сказал: «Нет, я должен быть там!»
— Летом 2002 года вы возглавили «Зенит» по рекомендации Морозова?
— Наверное. Все-таки я с ним работал. Хотя Юрий Андреевич все равно продолжал участвовать в жизни команды, а я выполнял все те требования, о которых он просил. Правда, во время матчей мы редко созванивались. Мне напрямую он вообще не звонил.
— Вам не жаль, что не удалось тогда закрепиться в «Зените»?
— Это жизнь! Она все расставляет все на свои места. Наоборот я очень счастлив, что поработал под руководством Морозова. Если бы не он, возможно меня бы и в «Зените» не было. Как игрока и тренера. Опыт работы с Морозовым мне до сих пор помогает.
— Вспомните самую сильную черту Морозова?
— Он был очень тактически грамотный специалист. Все говорят, что Морозов был жесткий человек, но посмотрите, сколько лет прошло, а никто о нем не говорит ничего плохого. Наоборот, все начинают понимать, что Морозов хотел, чтобы раскрылось как можно больше молодых футболистов.
— При Морозове в «Зените» появились первые легионеры. Он потом не жалел об их приглашении?
— Никогда! Его сама жизнь заставляла.
— Ему не навязывали иностранцев?
— Я не участвовал в этом процессе. Был президент «Зенита» (Виталий Мутко. — «Спорт День за Днем»), был главный тренер. Думаю, что вряд ли Юрию Андреевичу можно было что-то навязать. Если ему игрок не понравился, он мог спокойно сказать: «Мне такой футболист не нужен». Морозов был прямой человек. Это и отличало его от всех остальных.