Взять интервью у Андреаса Кепке, одного из лучших вратарей мира, оказалось делом непростым.
«Андреас и в бытность игроком был не очень разговорчив, а теперь и подавно. Он все время в разъездах, и уговорить его на интервью — дело почти безнадежное», — успокаивали меня знакомые немецкие журналисты.
Вот и на недавнем вратарском конгрессе в Мюнхене, проходившем под патронатом 47-летнего Кепке, сам он появлялся наездами. Тем не менее при содействии его менеджера и организатора конгресса Свена Эрихта мне все же удалось уговорить «молчуна» на интервью.
Историческая записка
— Вы довольны тем, как прошел организованный вашей менеджерской группой Международный вратарский конгресс в Мюнхене?
— Как вы знаете, это был уже второй по счету конгресс. По сравнению с первым, прошедшим год назад в Нюрнберге, он вызвал гораздо больший интерес. Было много гостей из самых разных стран со всех континентов, даже из Новой Зеландии и Сингапура. Это говорит о том, что идея проведения таких встреч удачна. Рад, что в этот раз были и представители из России, и, пользуясь случаем, хочу уже сейчас пригласить всех, кто имел или имеет отношение к вратарскому делу, на наш очередной, третий конгресс, который пройдет следующим летом в Швейцарии.
— Вы выступали на трех чемпионатах мира, становились чемпионом мира и Европы, признавались лучшим вратарем планеты. Но теперь ваше имя стало нарицательным в Германии благодаря знаменитой записке, которую вы передали своему ученику Йенсу Леманну перед серией пенальти в четвертьфинальном матче против сборной Аргентины на ЧМ-2006. Сегодня эта записка хранится в Историческом музее Германии в Бонне. Что для вас означает сочетание Andy Köpke s Zettel?
— Я и не думал, что этот клочок бумаги станет столь знаменитым. Мы не договаривались заранее, что Йенс возьмет эту бумажку в ворота и будет заглядывать в нее перед каждым ударом. Сегодня я горжусь тем, что при ее написании не сделал грамматических ошибок, ведь теперь бы их видел весь мир,— шутит Андреас.
— Во время открытия конгресса вы продемонстрировали знаменитую записку. Это была копия или оригинал?
— Это был тот самый оригинал из боннского музея, застрахованный на фантастическую сумму 1 миллион евро. Мы впервые, кажется, продемонстрировали его на публике вместе с Леманном.
Чья школа лучше?
— Можете сравнить немецкую и российскую вратарские школы? Что в них общего и в чем различия?
— Не сказал бы, что сейчас в них много различий. В наше время все заимствуют лучшее друг у друга. Я, например, в своей работе использую немало упражнений из подготовки английских вратарей, которые мне как раз продемонстрировал поигравший в премьер-лиге Леманн. Что касается России, то похожи мы тем, что и у вас, и у нас есть хорошее поколение молодых голкиперов, уже сегодня играющих на очень высоком уровне.
— Помните ли вы кого-то из российских вратарей прошлых лет?
— Конечно же, сразу приходит на ум Лев Яшин, ведь он был лучшим вратарем мира прошлого века. Вратарем мирового класса был и Ринат Дасаев, у нас в Германии он очень популярен, особенно после того как ваша сборная именно в Германии стала серебряным призером чемпионата Европы 1988 года.
— У нас считают, что отличительной чертой немецкой вратарской школы является то, что вы уделяете больше нимания психологической подготовке.
— Это так. Вратарь должен обладать железными нервами и не сдаваться в дни неудач. Всегда говорю своим ученикам, что нельзя стать большим вратарем, не пройдя через горнило неудачных игр. Сейчас, например, много спорят о голкипере «Баварии» Михаэле Рензинге, и кое-кто списывает его со счетов после неудачного сезона. Но думаю, что как раз сейчас наступил важный для него момент – если он не сломается, может стать классным вратарем. Я лично считаю, что у него большой потенциал, он входит в круг кандидатов в сборную и вполне может стать вратарем национальной команды. Другое дело, что сейчас ему нужно доказать свою силу в воротах «Баварии» в играх бундеслиги.
— Еще одно заметное отличие — у вас обычно в качестве основного в сборной используют очень опытного вратаря: вы долго ждали своей очереди, так же как и Оливер Кан с Леманном. У нас же нередко пост № 1 доверяют молодым вратарям. Тот же Дасаев стал первым вратарем сборной в двадцать с небольшим, сейчас Игорь Акинфеев, несмотря на молодость, уже несколько лет основной страж ворот национальной команды. Вы считаете, что ваши молодые — Мануэль Нойер, Рене Адлер — должны ждать еще несколько лет?
— Нет, я так не считаю. Зачем ждать, если вратарь уже готов играть на высшем уровне. Совсем необязательно ждать до 30 лет, как ждал я. Нойер или Адлер вполне могут стать № 1 даже в ближайшее время. Но это и не значит, что молодой талантливый вратарь может получить место в воротах сборной авансом. Скажу вам больше: тот, кто будет лучше готов к матчу с Россией, не только займет место в воротах в московском матче, но и получит хорошие шансы сохранить его на чемпионате мира.
Кому доверят ворота Лев и Кепке?
— И кто главный претендент?
— Сейчас у нас четыре основных кандидата — это Роберт Энке, Мануэль Нойер, Рене Адлер и Тим Визе. При этом мы не устанавливали какой-то срок, к которому должны определиться, кто из них станет основным. Когда почувствуем, что пришло время для этого,— обнародуем свое решение.
— Означает ли это, что Роберт Энке может потерять нынешний статус основного голкипера сборной?
— Роберт сильно сыграл в последних матчах за сборную, и у него хорошие шансы. Но впереди еще немало времени, конкуренция за место в сборной серьезная, и у каждого из кандидатов еще есть время показать себя.
— Тот же Нойер недавно хорошо выглядел на молодежном чемпионате Европы, который выиграла сборная Германии. Его шансы после этого турнира повысились?
— Я был в Швеции на нескольких играх и доволен его игрой. Он явно сделал шаг вперед. В начале прошлого сезона у него был спад в игре, но он справился с ним, хорошо провел остаток чемпионата и в поездке сборной в Азию тоже оставил хорошее впечатление.
— Среди кандидатов вы назвали и Тима Визе из «Вердера». Раньше вы говорили, что стиль его игры не совсем вас устраивает...
– Тим в последнее время вышел на качественно новый уровень. Он сумел перестроить свою игру, стал играть более агрессивно и больше соответствовать нашим требованиям. То же могу сказать и о Рене Адлере.
— Зато Визе — единственный в квартете кандидатов, кто в новом сезоне будет играть в еврокубках.
— Конечно, для любого игрока матчи на международной арене — хорошая возможность приобрести ценный опыт. У Тима есть возможность проявить себя в еврокубках, но она же таит в себе и риск сыграть неудачно и уменьшить свои шансы на место вратаря сборной.
— Итак, у вас четыре кандидата на три места в сборной. Открыты ли ворота в нее для других?
— Еще многое может произойти, кто-то может получить травму, кто-то, наоборот, будет прогрессировать. Еще раз повторю, у нас нет каких-то сроков для принятия решений и ограничений. Просто эта четверка— основные кандидаты. Понятно, что вокруг нашего выбора было и еще будет много дискуссий и в прессе, и среди специалистов. Но это обычное дело.
Йенс Леманн как идеал
— И по каким критериям будете определяться?
— Мы оцениваем кандидатов по целому ряду параметров, требований, которые предъявляет к вратарю современный футбол. Времена, когда от голкипера требовалась только отличная реакция, давно прошли. Теперь вратарь должен хорошо читать игру, уметь играть обеими ноами, должен при необходимости выполнять функции либеро и быть хозяином не только в радиусе пяти метров, но по всей штрафной площадке, уметь быстро начинать атаки, быть надежным на линии ворот и обладать сильным характером. Ну и наконец, вратарь должен быть отлично подготовлен физически. Еще лет 10–15 назад, когда я сам играл, вратарь пробегал за игру два-три километра, сегодня он должен намного больше двигаться и преодолевать за 90 минут по семь-восемь километров. На мой взгляд, хорошим примером для кандидатов может служить бывший вратарь сборной Йенс Леманн, наиболее полно обладающий всеми этими качествами.
— Если бы вам нужно было составить портрет идеального вратаря, то...
— ...взял бы от Леманна умение быть хозяином в штрафной площадке, добавил бы реакцию Петра Чеха, выбор позиции и стабильность Буффона.
— Возможно ли возвращение в сборную самого Леманна?
— Отвечу коротко: нет.
— Вы сказали, что время, проведенное Йенсом Леманном в Англии, многому научило и вас. А в чем проблемы английской вратарской школы? Почему мы давно не видели вратарей высокого класса в английской сборной, а в ведущих командах играют иностранцы?
— Дело в том, что в Англии детей, хорошо играющих в футбол, часто забирают из обычной школы. Но это большая ошибка, ведь именно в школе человек учится концентрации, столь необходимой вратарям. Всему остальному можно научиться и позже, а вот умению сохранять концентрацию на протяжении длительного времени нужно учить с детства, и обычная школа в этом отличный помощник. Есть и еще одна проблема— в Англии вратарей учат оставаться на линии, так как в штрафной площади много борьбы и их могут травмировать. Играющего совсем в другой манере Леманна там называли «сумасшедший Йенс».
О роли вратаря в современном футболе
— Можете ли вы охарактеризовать нынешних вратарей сборной Германии — в чем их сильные и слабые стороны?
— Немецкий менталитет очень подходит для вратарей: дисциплина, старательность, упорство в тренировках — все это важные качества для того, кто становится в ворота. Но не менее важен и сильный характер, вратарь должен быть одним из лидеров в команде. Ну а слабостей особых я не вижу, разве что хотелось бы, чтобы мои подопечные имели побольше опыта в Лиге Европы и Лиге чемпионов.
— Мы в России часто говорим, что вратарь — половина команды. Вы согласны с этим?
— Мне трудно посчитать в процентах, но с тем, что вратарь — это один из главных людей в команде, трудно поспорить. Разве что, может быть, капитан на поле важнее, но неслучайно во многих командах вратарь является еще и капитаном.
— Но почему тогда за вратарей не платят такие сумасшедшие трансферные суммы, как, к примеру, за Кака или Криштиану Роналду?
— За вратарей тоже неплохо платят, а будут платить еще больше. И так немалая роль вратаря в современном футболе только возрастает. Но вместе с тем растут и требования. Сейчас уже мало хорошо играть на линии ворот и иметь хорошую реакцию. Сегодня вратарь должен быть готов в любую секунду выполнить функции защитника, хорошо играть ногами, читать игру не хуже полевого игрока и быть постоянно сконцентрированным на 100 процентов. И все это под постоянным стрессом.
— Но вы работаете с вратарями сборной только несколько дней во время сборов. А чем занимаетесь в перерывах между ними?
— Я нахожусь в постоянном контакте с кандидатами в сборную и их клубными тренерами. Никогда не упускаю возможности посетить их во время подготовки, обсудить проблемы, да просто выпить чашечку кофе. Кроме того, посещаю множество игр бундеслиги и еврокубков. Вы, наверное, знаете, что с недавних пор Футбольный союз Германии ведет огромную базу данных по всем кандидатам в сборную. Скауты и тренеры постоянно обновляют ее, а я, естественно, анализирую данные по вратарям и в курсе их готовности в каждый момент.
Все решится в Москве
— Игра команды России на Евро2008 и прошлой осенью в Дортмунде против немецкой сборной стала для вас сюрпризом?
— Для меня и других тренеров сборной — нет. Мы знали силу россиян.
— У кого сейчас сильнее вратари — у России или Германии?
— Трудно сказать, вот в октябре в Москве и увидим.
— Вы согласны с тем, что голкиперы могут решить исход матча наших сборных в Москве?
— Это вполне вероятно. Хотя обеим командам нужна будет победа, а для этого нужны голы, так что решить исход могут и форварды.
— То, что играть предстоит на искусственном поле, — проблема для вас?
— Конечно, но мы готовимся к этому. Перед матчем проведем сбор на похожем покрытии. К нему ведь надо приспособиться всем, в том числе и вратарям
— Ваш прогноз на эту встречу?
— Это будет матч из категории must win, решаюшая игра, а такие игры непредсказуемы. Ясно, что нашей команде не стоит ждать подарков от сборной России. Надеюсь, мы выиграем, ну и, как тренер вратарей, хочу чтобы всухую.