Они успевают всюду: забивают голы, выносят мячи с линии своих ворот, хороводят в середине поля. Полузащитники — большие труженики в любой команде. Об уровне их интеллекта ходят легенды.
Равнение на интеллект
— Спору нет, уровень интеллекта у игрока центральной оси должен быть выше, чем у представителей других амплуа, — говорит экс-полузащитник московского «Спартака» и сборной России, а ныне тренер школы «Спартак» Андрей Пятницкий. — От него во многом зависит то, как сыграет команда. Если не идет игра у центрального полузащитника, то командная игра обычно рушится.
— Иными словами, позиция центрального полузащитника — ключевая?
— Безусловно. Единственное, что надо помнить — любой тренер подбирает тактику, исходя из наличия в команде игроков того или иного уровня. Допустим, система 4–4–2 требует четкого распределения ролей в средней линии. Один — опорный полузащитник, который в большей мере владеет навыками отбора, второй располагается ближе к нападающим. Его задача — снабжать острыми передачами нападающих. Такой игрок должен уметь сделать последний пас, голевую передачу. Так что, оба этих футболиста должны понимать и дополнять друг друга.
— Может ли команда рассчитывать на успех без плеймейкера?
— Да, если акценты атаки смещаются в сторону фланговой игры. Иными словами, если нет плеймейкера, который может вскрыть оборону противника острой передачей, то нужны хорошие крайние хавы. Они должны компенсировать отсутствие остро атакующего центрального полузащитника фланговыми проходами и острыми подачами в штрафную.
— Что сложнее — отдать передачу или вовремя под нее открыться?
— И то, и другое. Бывает так, что у того, кто получает мяч, есть доля секунды на то, чтобы принять решение, и есть лишь одно направление для развития атаки. Если человек, который может помочь партнеру, не пошел в возможную для развития атаки зону, вина за потерю мяча лежит именно на нем.
Пас — грозное оружие
— Какими качествами должен обладать хороший полузащитник?
— Атакующему полузащитнику, или, как говорят, игроку «под нападающими» не настолько важны физические данные, сколько искусство и техника паса, видение поля, точный поставленный удар. По сути, оно врожденное. Кроме того, полузащитнику как никому в игре нужно правильно распределять свои силы. Ведь ему приходится двигаться больше остальных. Иногда удивляюсь: игрок бежит за явно уходящим мячом метров 15 и не догоняет. Нужно возвращаться обратно. А это уже тридцать метров ненужной скоростной работы. Значит, он где-то обязательно не доработает. А если за игру он сделал, допустим, пять ненужных рывков…
— Принципиально ли для хавбека иметь две рабочие ноги?
— Очень. Хотя Диего Марадона работал только одной ногой. Но футбол двигается вперед, и времени на принятие решения все меньше. Поэтому, если одной ногой владеешь плохо, а потому не можешь вовремя отдать передачу на 15–20 метров, это большой минус. В общем, сегодня среди хавбеков прослеживается тенденция в сторону «двуногих» игроков.
— Есть ли специальные упражнения для игрока средней линии?
— Работа над культурой паса. В современном футболе одним из наиболее приоритетных компонентов является длинный пас. Классный хавбек должен обладать ювелирной по точности передачей на дальность. Это грозное оружие. Пас на 50–60 метров всегда неожиданность для оппонентов. Из десяти передач точными должны получаться не менее девяти.
— Что самое неприятное в игре полузащитника?
— Конечно, черновая работа. Но кому она в радость? Однако, нужно стерпеть и ее выполнять. Ведь интересы команды превыше личных.
Не завидую «бровочникам»
— Вы всегда играли в середине поля?
— С раннего детства я играл исключительно на позиции центрального полузащитника. Не видел себя в какой-либо иной роли. Однажды кто-то из тренеров пытался поставить меня на фланг, но из этого ничего не получилось. По большому счету, я никогда не завидовал и не завидую «бровочникам». Это — рабочие лошадки. Их фронт действия от одной лицевой линии до другой. А в содержании игры гораздо меньше места для импровизации.
— Есть ли голевая передача, которой вы гордитесь больше всего?
— И даже не одна. Помню игру Лиги чемпионов против киевских динамовцев. Из центрального круга я сделал передачу в разрез, которая оставила не у дел четверку защитников. Николаю Писареву ничего не оставалось, как обыгрывать голкипера и закатить мяч в пустые ворота… Примерно такая же передача мне удалась и в игре против испанской «Барселоны».
— Правда ли, что полузащитник получает больше удовольствия от голевых передач?
— Лично для меня радость от гола и радость от передачи, после которой забивает партнер, была одинаковой. Классная передача, если она даже не дошла до адресата, уникальна сама по себе, ведь с ее помощью можно решить момент в свою пользу, а порой и целиком всю игру. Футболист — это, своего рода, артист на сцене. Ему никогда нельзя забывать о зрителях, для которых он вышел играть. Ценю те передачи, от которых не только я, но и болельщики получают эстетическое наслаждение.
Статья из еженедельника «Спорт день за днем» №3 (27 января — 2 февраля 2010 года)