Россияне в Ванкувере уже успели испытать горечь поражения, но произошло это в матче со Словакией, и ситуацию удалось поправить. Теперь каждая игра может стать последней, и даже поражение от чехов существенно осложнило бы жизнь нашим хоккеистам. Но встреча с первым соперником из «большой шестерки» сложилась удачно.
У Зиновьева все серьезно
— Матч с чехами, наверное, получился самым непростым?
— Да, матч был сложный. Это и выигрыш первого места в группе. Значит, команда получит дополнительный день отдыха. А нам время очень нужно. Потому что мы постоянно меняем сочетания, пробуем разные варианты игры в большинстве. Поэтому один дополнительный день нам не повредит. Ну и самое главное: это ментальная победа. Потому что три матча, которые составляют предварительный этап, — это время, за которое мы строим команду. И после поражения от словаков особенно важно было сыграть грамотно в плане настроя и в плане организации. Очень важно, что ребята вышли настроенными на игру, действовали результативно и самоотверженно. Хороший матч получился.
— Как состояние Сергея Зиновьева?
— Мы думаем, что там все серьезно. Поэтому опять же нам лишний день отдыха важен. Успеем восстановиться, подлечиться. Потому что много мелких травм в команде. Но вы сами понимаете, начинаются игры на вылет. Тут уже не до болячек. Все ребята будут играть.
— Все отметили, что заготовка по спецбригаде большинства сработала. Дальше так и будете ее использовать?
— Да, с сегодняшнего матча мы уже идем в будущее. Стабилизируем игру в звеньях. Постараемся больше перестановок не делать. Если только потребуются экстренные меры. А то, что вы видели, постараемся сохранить.
— Вы продолжите ротацию вратарей?
— Нет, сейчас мы сядем и очень основательно проанализируем ситуацию. Нам нужно определить вратаря, который будет играть в оставшихся трех встречах. Мы, конечно, надеемся, что матчей будет три, включая финал.
— Как вы оцените весь групповой этап в исполнении сборной России?
— Первый матч против Латвии получился эмоциональным. Игроки только собрались, последние прилетели уже 15 февраля, накануне матча. Поэтому мы увидели потенциал нашей команды. Я назвал бы это вершиной игры. Потому что матч получился искрометным, напористым. Иногда, может, были пробелы в организационном плане. Но они нивелировались желанием и индивидуальным мастерством. Поэтому мы достаточно просто прошли ту встречу. Забили все звенья, что тоже очень радовало. Но вторая игра со словаками уже показала, что без организации, серьезной работы и в атаке, и в обороне очень тяжело. Блестяще сыграл Брызгалов. Но тем не менее мы позволили сопернику сравнять счет в третьем периоде. Проиграли по штрафным броскам. И, естественно, возникли вопросы ментального характера. Была проведена беседа с ребятами по этому поводу. Потому что нас не устраивало отношение некоторых игроков: олимпийский турнир скоротечен. У нас нет времени на раскачку. Мы высказали свои пожелания. Я знаю, что ребята собирались отдельно. Тоже сделали выводы. И в третьем матче, против Чехии, мы видели совсем другую команду. Которая отмобилизована, в которой есть мастерство. Команда, которая умеет атаковать, обороняться, здорово играть «пять на четыре», с прекрасным вратарем. Родилась команда, которой предстоит бороться за медали.
Появился командный дух
— Вы довольны игрой защиты в матче с чехами?
— Да, довольны. Против нас не было контратак. Всегда было численное равенство обороняющихся и атакующих. Наши игроки умело оттесняли соперников от ворот. Не позволяли выходить на добивание. Хотя, конечно, есть еще какие-то огрехи: иногда упускаем накатывающегося игрока, теряем «пятачок». Но опять же хорошо, что у нас есть два дня на подготовку.
— Одним из запоминающихся моментов матча стал силовой прием Овечкина против Ягра. Это сказалось на мобилизации команды?
— Да, безусловно. Агрессивная игра наших хоккеистов — это всегда мобилизующий элемент. У нас же в отличие от североамериканцев не принято использовать бойцов. У нас чисто проведенный силовой прием позволяет команде мобилизоваться, дает дополнительную энергию. Команда начинает работать более продуктивно и сконцентрированно.
— На вас давят возлагаемые на вас надежды, учитывая не самое удачное выступление всей сборной в Ванкувере?
— Нет. Мы не ощущаем давления. Мы работаем методично. Мы знали: когда соберем команду, игроки будут в разном состоянии. Мы планировали, как будем выравнивать уровень. Чисто профессионально интересно убирать те шероховатости, которые есть в игре команды, и усиливать позитивные стороны игры.
— Как вы оцените игру Максима Афиногенова на турнире?
— Еще рано судить, во-первых. А во-вторых, Максим выполняет огромный объем работы. Он играет очень быстро в «боксе»: отбирает шайбу и выводит ее в среднюю зону, снимает напряжение с оборонительных линий в нашей зоне. Я считаю, мы правильно сделали, что взяли его в состав.
— Вы довольны командной дисциплиной? Показалось, что в матче с чехами были лишние удаления.
— Нет, мы как раз считаем, что таковые имеют место быть. Это тоже очень важный элемент: надо где-то терпеть, перешагивать через себя, через свое самолюбие. Это тот компонент, который мы тоже должны улучшить.
— У нас сейчас команда-звезда или команда звезд?
— Все больше мы приближаемся к тому, чтобы быть командой. Никто не гнушается черновой работой. Здорово было, когда забил Виктор Козлов. Радости было столько же, сколько и после гола Евгения Малкина с острого угла. Сейчас командный дух появился. И мы все больше становимся похожи на настоящую команду.
— Вы довольны игрой кахаэловцев?
— Я думаю, что они чувствуют себя комфортно. Мы знали размеры площадки. И все упражнения, которые мы предлагали ребятам, проводились на маленьких площадках. Все делалось на скоростях: быстрый пас, быстро подчистить в обороне. Мы боялись, что наши защитники не будут успевать играть под воротами. Но матчи показали, что тут все в порядке.
Не обвиняйте спортсменов
— Какое впечатление в целом производит на вас хоккейный турнир?
— Потрясающе! Собрались великолепнейшие мастера. Каждый матч интересен. Это подтверждает и тот факт, что до последнего не были известны победители групп. Нам в принципе все равно, с кем играть в четвертьфинале. Если хочешь стать чемпионом, ты должен обыгрывать любую команду. Но стыковой матч наших потенциальных соперников, конечно, постараемся посетить.
— После того как определится соперник по четвертьфиналу, у вас будет один день на подготовку. Этого достаточно?
— Да. Потому что нам осталось убрать некоторые шероховатости в своей игре. Кроме того, я думаю, что сейчас все против нас будут играть от обороны. Очень плотно и насыщенно в средней зоне, потом собираться в своей зоне. Я думаю, что нам будет сложно пробиваться к воротам. Я так думаю, что турнир выиграет та команда, которая умеет атаковать. Та, которая будет эффективнее завершать комбинации.
— Вам удается следить за Олимпиадой?
— Очень сложно это делать. У нас очень мало времени было на подготовку к турниру. И мы большую часть времени проводим над размышлениями, над работой по организации нашей команды. Но о каждом медальном успехе России узнаем своевременно и радуемся вместе со всеми. Иначе и быть не может.
— Сейчас многие обвиняют наших спортсменов в том, что они мало побеждают. Кто-то, наоборот, предлагает атлетов защищать. Где золотая середина?
— Наших спортсменов я встречаю в Олимпийской деревне и вижу, как все серьезно нацеливаются на старты, переживают друг за друга. Просто сейчас очень высока конкуренция в мире спорта. Я не стал бы упрекать наших атлетов. Ребята и девчата делают все зависящее от них. Обвинять легко, но важнее консолидироваться и работать. Потому что методики подготовки ушли вперед, появились новые дисциплины. И нам нужно добиться, чтобы в Сочи все было иначе, а не переживать поражения. Физкультуру и спорт нужно развивать, чтобы здоровый образ жизни был национальной идеей.
— При этом для хоккея существует только первое место...
— Я не зря сказал о физической культуре. Надо понимать, как сложно в современном мире быть элитным спортсменом. Это понимает тот, кто сам во что-то играл или, например, бегал на лыжах. Тогда он знает, как непросто постоянно совершенствоваться. А тут представлено все лучшее, что есть в современном мире. Конкуренция сумасшедшая. А мы перед собой ставим только высшие задачи. Участвовать здорово, но мы хотим побеждать.
Россия — Чехия — 4:2 (1:1, 1:0, 2:1)
Россия: Гончар — Тютин, Корнеев — Гребешков, Никулин — Марков, Волченков — Калинин; Афиногенов — Дацюк — Ковальчук, Семин — Малкин — Овечкин, Морозов — Зиновьев — Зарипов, Радулов — Федоров — Козлов
Чехия: Полак — Хейда, З. Михалек — Каберле, Жидлицки — Куба, Кубина — Блатяк; Гавлат — Плеканец — Элиаш, Ягр — Червенка — Чаянек, Эрат — Крейчи — Флейшманн, Ролинек — Вашичек — М. Михалек
-
Голы: 1:0 Малкин-2 (Дацюк, Овечкин, бол., 15:13); 1:1 Плеканец-3 (Элиаш, Каберле, бол., 19:06); 2:1 Козлов-1 (Радулов, Федоров, 34:34); 3:1 Малкин-3 (Семин, Тютин, 41:49); 3:2 М. Михалек-1 (Жидлицки, Блатяк, 54:51); 4:2 Дацюк-1 (Малкин, Овечкин, п.в., 59:47)
-
Вратари: Набоков — Вокоун (59:10, 59:47–60:00)
-
Броски: 31 (12+7+12) — 25 (5+9+11)
-
Штраф: 12 (4+6+2) — 6 (4+2+0)
-
Судьи: О`Халлоран, Пеллерен (оба — Канада)
21 февраля. Ванкувер. Canada Hockey Place. 17 114 зрителей.