Правая рука Сергея Силкина честно признается: когда был футболистом, времени на сборах было гораздо больше, чем сейчас. Закончив утреннее занятие с «основой», тренерский штаб «Динамо» играет в футбол «для души». «Даже была мысль сделать тренерский турнир здесь во время сборов. Но не получилось, сроки команд не совпадали. В итоге сыграли только с «Краснодаром» и проиграли ему», — улыбается Хохлов. В планах на сегодня — обед, совещание в тренерском штабе, поездка на товарищеский матч Белоруссия — Молдавия, за которые выступают трое динамовцев… В насыщенном графике — 15 минут для интервью «Спорту».
Слабинку дашь — вес прибавляется
— Дмитрий, по мере повышения тренерской квалификации и получения соответствующих категорий соблазн потренировать самостоятельно появляется?
— Та категория, которую получил, пока не позволяет тренировать — только помогать могу. Все должно идти своим чередом. Скачки через две-три ступеньки делать не хочу и не буду. Должно быть все по порядку: одна лицензия, вторая, опыт… Год — это не тот срок, по истечении которого можно всерьез считать, что справишься с работой главного тренера.
— В зависимости от стиля тренера нагрузка на помощниках лежит большая или меньшая: некоторые чуть ли не целиком отдают им и работу в поле, и аналитику. Как с нагрузками в «Динамо»?
— Большую часть работы выполняет Сергей Николаевич Силкин, а мы всеми силами помогаем ему. Кстати, много спрашивают о том, какая из функций помощников самая сложная. Ответить на этот вопрос не могу: может быть, потому что в футболе все мы не первый год, задания кажутся достаточно ожидаемыми и вполне по силам.
— Обычно, как только игроки вешают бутсы на гвоздь, они прибавляют в весе. По вам этого не скажешь.
— Есть такое, конечно, и у меня. Лишние килограммы «прилипли» сразу, в какой-то момент прирост остановился, и сейчас вес уже не прибавляется. Но вообще, да, приходится за этим следить внимательно, потому что тут, по собственной практике говорю, чуть слабинку дашь, и эти предательские лишние килограммы сразу «лезут».
— Игроки вашего поколения — в большинстве своем в тренерских штабах команд. Общаетесь между собой? У кого наиболее сложный путь?
— Мы действительно много общаемся и делимся между собой какими-то эпизодами, которые порой помогают в тренерской практике. А вот по сложности… У всех были непростые моменты. Вот Влад Радимов работал с первой командой, а потом по причине известного конфликта, на мой взгляд — несправедливо, был лишен такой практики. Наверное, среди всех нас как раз у него самый непростой путь.
— Вы встречались во время недавнего матча «Динамо» с «Партизаном»...
— Мы вообще часто общаемся — и по телефону, и лично. Когда есть свободное время, он прилетает в Москву, я, бывая в Питере, никогда не упускаю возможности увидеться. Так что турецкое рандеву было для нас делом обычным. Мы — друзья.
Игровой ритм всегда на пользу
— «Динамо» достаточно неожиданно для многих стало претендовать на высокие места. Что поменялось-то? Вроде состав тот же, финансирование похожее…
— Микроклимат изменился и тренировочный процесс. Не хотел бы вдаваться в подробности, но резюмирую так: существенные изменения произошли по обоим этим пунктам.
— Если говорить непосредственно о выполнении задачи на сезон, то, откинув все уважительные аспекты, можете сказать, с кем реально придется конкурировать «Динамо»?
— Абсолютно без реверансов могу сказать, что со счетов нельзя сбрасывать ни одну из команд восьмерки. Очень большая плотность в таблице, и даже тот отрыв «Зенита» от конкурентов по весне может как снег растаять. С такими конкурентами, проиграв одну игру, можешь и упустить свой шанс на медали. Тут на каждый матч придется настраиваться как на последний, и нахождение команды в мае в первой тройке будет показателем ее класса и уровня.
— Брать ли в расчет то, что ряду команд, претендующих на высокие места, предстоит игра на два фронта, включая еврокубковый?
— Для себя никогда не мог ответить на этот вопрос однозначно. С одной стороны, функциональная, тактическая готовность никому еще не вредила, но настроя на два турнира может и не хватить. С другой, сохранение мотивации на всех фронта при хороших кондициях — показатель профессионализма. Игровой ритм всегда идет на пользу. Мы с «Локомотивом» играли в осенней еврокубковой стадии, были в прекрасной форме и при этом во внутреннем чемпионате в то же время в яму себя не загнали.
Зачем давать лицензии, если не дают тренировать?
— После перерыва у «Динамо» встреча с «Анжи». Есть в ней какая-то дополнительная интрига для игроков и тренеров «Динамо»?
— Нет никакой. Задача — выйти и выиграть.
— Тренерские перестановки в стане ваших будущих соперников прокомментировали уже все…
— Я до конца ситуацию не знаю, поэтому трудно комментировать мотивы. Единственное, что могу сказать: огромную симпатию испытываю к тренеру Красножану, и очень обидно, что так получается у него в карьере.
— Мы с вами сейчас находимся в Турции, стране, где в богатой суперлиге из 18 команд всего три тренера-иностранца, если считать в этой тройке и Шоту Арвеладзе, который давно уже адаптирован настолько, что его многие считают турком. И это не стечение обстоятельств, а политика, в том числе и тех клубов, которые по всем параметрам можно отнести к рангу «топ». Зачем в России получать лицензию, если шесть из шестнадцати команд тренируют иностранные специалисты, и желание пригласить кого-нибудь из-за бугра (были бы деньги) едва ли не тренд?
— К сожалению, вынужден согласиться с тем, что такая тенденция действительно прослеживается: своим, российским тренерам почему-то при прочих равных в доверии отказывают. Мало того, если проваливает работу специалист иностранный, то он может не переживать, что его имя заклеймят позором, хотя нашего в то же время бичуют нещадно. Я, как и многие, согласен с тем, что если за плечами того, кого приглашают клубы, стабильное и серьезное прошлое, если он действительно настолько высокого уровня, что способен качественно усилить коллектив, в который пришел, — то ради бога, только рады все будут. Но просто следовать тренду или верить пропаганде «новых футбольных идей» — это и неправильно, и толку в этом нет. Уже сейчас имеет место ситуация, когда очень многие наши ребята, получившие лицензии, остались не у дел. Это очень плохо. Но без поддержки Объединения отечественных тренеров и РФС эту проблему вряд ли удастся решить: тут нужно какое-то регулирование процессов или решение о поддержке, а иначе нет смысла давать людям лицензии, если они остаются затем с этими листками на руках, но не могут трудоустроиться.
Аршавин правильно сделал, что вернулся
— Зимнее трансферное окно было богатым на события. Кто, на ваш взгляд, усилился качественно?
— Если просто список фамилий брать, то можно говорить, что очень многие получили усиления. Но давайте дождемся старта игр: все покажет только поле, на котором не имена играют, а команды. Многим нужно время на адаптацию, многим не хватает взаимопонимания с партнерами. Очень надеюсь, что у наших новичков будет быстрое включение в динамовскую игру, а по первому пункту можно не беспокоиться — они уже адаптированы к нашему чемпионату.
— Возвращение домой всех, кроме Погребняка, — это тенденция?
— Думаю, что это просто правильный выбор ребят: скамейка — это скамейка, и совершенно неважно, в каком чемпионате и на каком стадионе она тебя ждет. В расцвете сил и хочется играть, и надо делать это, ибо Евро на носу. Насколько ярко и гениально начинал Андрей Аршавин, думаю, за эти полгода в Лондоне не смогут забыть. А игровую практику он при этом будет получать, пока все не утрясется, на высоком уровне. Так что правильно сделал, что вернулся в «Зенит». Пусть и в аренду.
— Кстати, «Зенит» сегодня соответствует выражению: «У лидера не должно быть ярких слабых мест»?
— На мой взгляд, у питерцев сейчас очень хорошая и сбалансированная команда. И откровенно слабых мест у нее действительно нет.