• Тренер Академии «Фулхэма» Джефта Брессер: «У нас такие же задачи, как и в «Зените»

    Молодежный футбол

    13.10.12 23:48

    Тренер Академии «Фулхэма» Джефта Брессер: «У нас такие же задачи, как и в «Зените» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    На этой неделе в гости к «Зениту» пожаловал «Фулхэм». Сразу поспешу разочаровать падких на сенсации читателей — речь идет не о первой команде и даже не о нескольких игроках. В Академию «Зенита» приехал голландский специалист Джефта Брессер, который готовит футболистов в академии лондонского клуба. В течение нескольких дней подряд он проводит семинары, участвует в тренировках и беседует с российскими коллегами. И хотя главная тема семинаров голландского специалиста касается технической подготовки, мы поговорили о многом — от реакции наших тренеров на приезд господина Брессера до Люка де Йонга, с которым тот работал, когда футболисту «Боруссии» из Менхенгладбаха было 13 лет.

    Футболист без техники, как плотник без инструментов

    — Почему для проведения семинара выбрали Россию?
    — Меня пригласил в Академию «Зенита» ее старший тренер мой соотечественник Луи Кулен. Очень рад находиться в Петербурге и делиться опытом с российскими коллегами.

    — Чувствуете, что ваш приезд вызвал у них большой интерес?
    — Например, в среду на моей презентации было 60 человек. Приятно, что это были тренеры не только академии и ее филиалов, но и других школ города. Также они посещали тренировки, в проведении которых я участвовал. Хочу подчеркнуть, что свою задачу вижу именно в передаче опыта и знаний, но при этом не считаю, что только моя методика единственно правильная для эффективной работы с детьми. Есть много других путей достижения успеха, другое дело, что я в свою методику верю и считаю, что она приносит хороший результат. Допускаю, с какими-то вещами коллеги не согласны, но в то же время, думаю, что-то для них может оказаться полезным.

    — Что главное в вашем подходе?
    — Данный семинар посвящен технической подготовке юных футболистов. Конечно, это далеко не единственный аспект, необходимый для игрока. Но здесь мы говорим именно о ней, причем в основном применительно к 12–13-летним детям. Почему к ним? Дело в том, что этот возраст я считаю наиболее важным и полезным для обучения техническим навыкам, которыми футболист будет пользоваться на протяжении всей карьеры.

    — Значит, справедливо замечание, что если до 14 лет игрок упустил этот аспект, то он обречен на то, что техника у него будет хромать всегда?
    — Верно. Приведу пример. Допустим, нам надо собрать шкаф, но у нас есть лишь молоток и гвозди. Как-нибудь мы, конечно, справимся, но большой вопрос — какого качества будет этот шкаф. А теперь представьте, что нам еще дали ножовку, клей и шурупы. В таком случае мы сможем работать креативно и создадим гораздо более надежную, красивую и удобную конструкцию.

    — С чем конкретно не согласны ваши российские коллеги?
    — Признаюсь, я не углублялся в этот вопрос. Намного важнее, чтобы они смогли взять из моей методики то, что им понравится и подойдет для работы. Вы думаете, в Голландии тренеры всегда соглашаются друг с другом? Вовсе нет! Там тоже случаются бурные дискуссии, каждый высказывает свое мнение и что-то может предложить. Именно за счет обмена опытом футбол и двигается вперед.

    Почему в Голландии дети играют по одной системе

    — В голландских академиях, по крайней мере при самых известных клубах страны — «Аяксе», «Фейеноорде» и ПСВ, — дети с раннего возраста и до выпуска играют по единой схеме 4-3-3. Почему это настолько необходимо?
    — Не так важна конкретная схема, как ее универсальность для наиболее эффективного обучения детей. Но я считаю, что при условном по­строении 4-3-3 можно заполнить пространство на поле оптимально. (В этот момент Луи Кулен, присутствовавший при разговоре, заметно активизировался и начал что-то рисовать на листке. — «Спорт».) И эта система позволяет максимально наполнить тактическими знаниями арсенал юных футболистов. А также значительно помогает им адаптироваться к любым другим схемам.

    — За счет чего конкретно?
    — Прошу заметить, я не утверждаю, что эта система — лучшая! У каждого специалиста может быть свое мнение по поводу этой схемы. Но, по моему мнению, она имеет преимущества. В чем? Играя по ней, с одним оттянутым полузащитником, можно создать между игроками много треугольников по всему полю. Вот посмотрите. (Вступает в беседу Кулен и показывает листок. На нем во всех четырех углах, между ними, а также на воображаемых позициях правых и левых инсайдов по обе стороны от центра нарисованы треугольники, обозначающие небольшое расстояние между тремя футболистами. — «Спорт».)

    — И в чем же здесь преимущество?
    — Во-первых, располагаясь таким образом, игроки покрывают все пространство, — продолжает комментировать свой рисунок Кулен. — А кроме того, каждый из них на своей позиции всегда имеет как минимум два варианта для перспективного действия. Повторю то, что подчеркивал Джефта, — дело не в том, что 4-3-3 самая лучшая схема и она лучше, чем, например, 4-4-2. Просто она является базовой системой для обучения детей, и большинство академий в Голландии начинают подготовку именно по ней.

    — А в Англии?
    — В «Фулхэме» сейчас принята такая же система, — продолжает уже Брессер. — Во всех остальных академиях английских клубов строят работу по-разному.

    Специалисты правильно оценили неудачи англичан

    — Некоторые тренеры высказывали мнение, что отсутствие побед сборной Англии связано как раз с упущением в качестве подготовки детей. Согласны с этим?
    — В этом есть весомая доля правды. Но в большей степени утверждение все же касается прошлого. Сейчас Англия огромными шагами прогрессирует в подготовке игроков высокого класса и уже на пути к решению проблемы.

    — А почему она вообще возникла?
    — Четкого мнения по этому поводу у меня нет. Возможно, это связано с культурой футбола в стране. При этом английская премьер-лига уже давно является сильнейшей лигой в Европе, и допускаю, что у местных футболистов нет такого уж сильного стимула играть в своей премьер-лиге потому, что она во многом состоит из иностранцев. Представьте, что у вас много денег и вы хотите купить самый современный «мерседес», но в Петербурге сделать этого не можете. В то же время у вас есть «фольксваген», который можно довести до уровня «мерседеса», если вложиться в модернизацию. Но вы не даете шанса своему «фольксвагену», едете в Германию и покупаете, что вам надо. То же самое и в футболе — если вы владелец, например, «Манчестер Сити» и хотите как можно быстрее сделать клуб сильнейшим в мире, то куда в первую очередь инвестируете средства — в академию или в готовых звезд? По-моему, ответ очевиден.

    — Дискуссии о достижении результата и доверии собственным воспитанникам очень актуальны и для российского футбола, в том числе и для «Зенита». Как часто воспитанники академии «Фулхэма» закрепляются в основной команде?
    — Сейчас можно отметить, что академия работает эффективно. За последние несколько лет в «Фулхэме» закрепилось четверо местных воспитанников. Вообще, учитывая финансовый фейр-плей, который пропагандирует УЕФА, работа академии становится для английских клубов все более важной. Каждый ищет свой путь, но едины все в одном — рассчитывают со временем получать все большую отдачу от работы собственных академий.

    — Насколько у воспитанников развит патриотизм? Например, дети из того же «Фулхэма», «Суонси» или любой другой академии не самого великого клуба с ранних лет отождествляют себя именно со своей командой и мечтают играть только в ней? Или же уже в юном возрасте грезят «Манчестером», «Челси» или «Барселоной»?
    — Могу сказать про «Фулхэм» — мальчишки счастливы заниматься в этом клубе и хотят со временем играть именно в нем. В то же время не вижу ничего зазорного, если кто-то мечтает оказаться в одном из известных топ-клубов Европы. «Барселона», «Реал», «Ювентус», «Манчестер» — это величайшие клубы, где постоянно решают максимальные задачи. И вполне нормально, если у детей есть желание когда-то достичь их уровня.

    Десять процентов бюджета на резерв

    — Все ребята из каждого выпуска не могут попасть в основную команду даже среднего уровня, не говоря уже о грандах. Остальным приходится куда-то уезжать. Вообще продажа соб­ственных воспитанников — важная часть бюджета английских клубов?
    — Приоритет все-таки отдается своей команде — любая академия в первую очередь готовит игроков именно для себя. Чтобы они приносили славу и победы. Результат работы каждой академии, в том числе «Фулхэма» и «Зенита», оценивается одним критерием — наличием воспитанников в главной команде. Если в течение 10 лет в нее вкладываются средства, приглашаются иностранные специалисты, но никто так и не попадает в первый состав, возникнет вопрос: в чем тогда смысл всего этого? Возвращаясь к тому, насколько весом доход от продаж собственных воспитанников в Англии, замечу, что возможность трудоустроить игроков там всегда есть — ведь в стране 96 профессиональных клубов. Но говорить об этом аспекте как о прибыльном бизнесе пока все же рано — ведь культура академий там еще только развивается, они функционируют не больше 10 лет. Поэтому значительная часть дохода от продажи воспитанников, которые недостаточно хороши для своей первой команды, дело будущего. Но есть и другая сторона — когда кто-то уходит на повышение. «Фулхэм» недавно продал игрока Муссу Дембеле в «Тоттенхэм» за 19 миллионов евро. Очевидно, что это весомое пополнение бюджета клуба.

    — Во сколько обходится в год содержание академий английским клубам?
    — Средних цифр я не приведу. Могу лишь предполагать — кто-то тратит на это миллион евро, а кто-то — 8 миллионов. Мне проще сказать про Голландию — там есть негласное правило, что клубы 10 процентов своего бюджета обязательно вкладывают в академию.

    Зачем пугать детей?

    — В каком возрасте в этих странах начинается четкое разделение по амплуа?
    — Во всем мире это индивидуально. Единого мнения по этому поводу нет, и каждый тренер сам решает, когда сказать своему воспитаннику, на чем тому лучше сконцентрироваться. Но тенденция, пожалуй, такова, что не позднее 12–13 лет юный футболист уже самостоятельно способен определить, на какой позиции ему наиболее комфортно.

    — И собственное мнение ребенка всерьез учитывается, когда принимается решение?
    — Конечно! Возможно, иногда и приходится говорить и подчеркивать, что у него лучше получается. Но во многом он это способен увидеть и понять сам. Ведь я не берусь играть на скрипке, если у меня к этому абсолютно нет способностей.

    — И все же наверняка большинству детей хочется много владеть мячом, вызывать восторг публики финтами и голами. Как тогда быть с желанием играть впереди? Всех ведь туда не определишь.
    — Все очень просто. Не надо говорить ребенку, что он плохой нападающий. Нет! Просто поставьте перед ним зеркало и дайте посмотреть на себя. Или же запишите его игру, посмотрите ее вместе с ним и спросите, что у него все-таки лучше получается. Увидев себя со стороны, он сможет гораздо легче принять решение.

    Спортивные гены де Йонга

    — Вы ведь работали с Люком де Йонгом?
    — Да. В «Хааспе» я занимался с футболистами до 17 лет. И один раз в неделю мы там собирали по несколько игроков из разных команд, и я проводил с ними индивидуальные занятия. Среди них был и де Йонг, ему тогда было 13 лет.

    — Он уже тогда играл центрального нападающего?
    — Да. И уже в том возрасте можно было сказать, что он со временем будет выступать на высоком уровне. Чем он выделялся? Отмечу целеустремленность — каждый день де Йонг стремился быть лучше других и готов был все для этого делать. Надо сказать и о генах — его родители были одними из сильнейших волейболистов в стране. И Люк уже родился с желанием быть лучшим.

    — Насколько важно иметь спортивные гены?
    — Всегда хорошо иметь такую базу и воспитываться в любви к спорту и дисциплине. Ведь если детство ребенка проходит в бедном квартале, то достичь высот в спорте ему будет намного сложнее — отвлекающих факторов очень много.

    — Хенк ван Стее говорил, что, приехав в Петербург, столкнулся с оппозицией из некоторых местных специалистов, которые не хотели что-то менять в своей работе. У вас такая проблема была в Англии?
    — Если такое происходит, для меня это вызов. Я должен тогда еще убедительнее доказать право на жизнь своей методики. Но вообще такая проблема актуальна для всего мира и не ограничивается лишь футболом. При том что везде можно встретить людей, открытых к диалогу, внимательно слушающих твои идеи, обязательно найдутся и те, кто новое воспринимать не хочет. Ведь меняться всегда тяжело.

    Почему Месси и Роналду — лучшие

    — Еще ван Стее говорил, что в Голландии, в отличие от России, например, профессия детского тренера очень престижна и зачастую специалисты предпочитают работу в академии предложению возглавить национальную команду. А как на это смотрят английские тренеры?
    — На этот вопрос хочу ответить так, как думаю именно я сам. Для меня работа с детьми — постоянный вызов. В этой роли всегда интересно, и здесь постоянно подпитываешься эмоциями. К тому же мы наглядно можем видеть результат нашей совместной работы. И я горжусь, что занимаюсь именно ею. Для меня это не вопрос престижа. При этом я очень рад и тому, что главный тренер «Фулхэма» Мартин Йол дает мне возможность работать и с первой командой. (В этот момент к беседе снова подключается Кулен. — «Спорт».)

    — Приведу пример из собственной карьеры. — сказал Луи Кулен. — Я в роли главного тренера команды второго дивизиона провел 750 матчей. И тоже думал, что хочу быть только главным тренером первой команды во многом потому, что это как раз престижно и ты всегда на виду. Но так получилось, что четыре года назад я оказался в Академии имени Коноплева в Тольятти. И что же? Передо мной открылся целый пласт для деятельности, в которой мне комфортно и интересно. И теперь о вопросах престижа даже не задумываюсь.

    — При том что вы отмечаете исключительную важность технической подготовки, виртуозов, вроде Месси с Роналду, можно пересчитать по пальцам во всем мире. В чем секрет появления таких звезд — в правильном и своевременном обучении или же им дано что-то свыше?
    — Важно и то и другое. Но здесь требуется уточнение. Особенно способные футболисты растут в мастерстве быстрее, так же как и выходят на более высокий уровень. Но в процессе тренировок мы можем помочь и дать очень многое каждому игроку. Каждому! Вопрос в том, сколько каждый из них готов взять. Можно провести параллели с другой сферой — ведь далеко не каждый, кто идет учиться на врача, становится высококлассным хирургом.

    — И какой тогда можно вывести рецепт? Как стать звездой?
    — Талант — это как раз то, как много ты готов взять у тренера, как ты готов самостоятельно развиваться. Криштиану Роналду отличает особенное качество — по­стоянное стремление  быть лучшим. Это и есть двигатель, позволяющий ему становиться все сильнее. Потому он и соперничает с Месси за звание лучшего футболиста мира. А тот же Месси, несмотря на то что давно стал звездой «Барселоны» и выиграл с ней все что можно, продолжает на заднем дворе оттачивать технику после тренировок. Это не шутки или домыслы — это реальность.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»