Футбольные чиновники утверждают, что футбол – игра консервативная и, дескать, тем и интересен. Но почему-то параметры показа этой консервативной игры по ТВ изменяются довольно динамично – каждые три-четыре года появляются какие-то новинки. Некоторые связаны с технической революцией в области видео, цифровых технологий, другие обусловлены спецификой восприятия мира современным человеком. Хотя второе, наверное, напрямую зависит от первого.
10 сентября 1996 года НТВ показывало матч Кубка УЕФА «Торпедо» – «Динамо» (Тбилиси) и впервые один из комментаторов работал от бровки, а другой с традиционной позиции – сверху, из кабинки. В середине нулевых годов подобная дислокация стала нормой. То, что когда-то казалось смелым экспериментом, сейчас естественно – болельщиков уже занимает не только эстетика комбинаций, но и частности. В том числе и поведение звезд на поле, их реплики, жесты. Отсюда необходимость делегировать «подсматривающего» комментатора в гущу событий. В эпоху папарацци подобный взгляд на события актуален. В помощь и современные камеры, способные максимально укрупнять изображение. К тому же они персонифицированы – следят за выбранным объектом всю игру, чтобы на повторе показать оставшееся за кадром. ТВ создает эффект сопричастности, присутствия, которого еще лет 15–20 назад зрители не имели.
Начавшееся десятилетие поставит перед телевидением другую важную задачу – привлечь внимание к происходящему на экране. Мобильные телефоны, компьютеры, iPad, iPhone и прочие гаджеты постоянно отвлекают современного человека от экрана. Он находится в состоянии перманентной рассеянности – параллельно болтает с кем-то, заглядывает в ноутбук, чатится, эсэмэсится, торчит в «аське», ест, пьет, уходит в другие комнаты. Так легко что-нибудь важное пропустить. Восприятие фрагментарно, клипово – и с этим ничего не поделаешь. Даже футболисты и тренеры нынче предпочитают смотреть не одну конкретную встречу, а симулкаст Лиги чемпионов – голы и опасные моменты всех матчей. Конечно, бывают исключения, когда хочется увидеть определенную команду, но тенденция очевидна – важен объем информации, а не проникновение в суть игры.
Привлечь внимание к острому и необычному эпизоду по классическим стандартам должен комментатор. Именно поэтому сейчас модно кричать, визжать и срывать голос. Во времена Николая Озерова, на которого любят ссылаться как на эталон эмоциональности, вели себя гораздо скромнее и до хрипоты не доходили. А блистательный Евгений Майоров, объективно говоря, был флегматичен.
Восторг и экзальтация это, конечно, замечательно, но они все-таки весьма ситуативны. Они уместны в матче высокого ранга. Они понятны, когда играют российская сборная или клуб. Они несколько раздражают, если в итоге все оканчивается фиаско. Они комичны, если на трибунах прогалины и бодаются команды невысокого статуса. К тому же не все комментаторы умеют органично надрывать связки. Некоторым (в силу воспитания и общей культуры) это просто не идет.
К тому же современный человек привык к крику – ругань на улице, во всех сериалах персонажи общаются на повышенных тонах, в юмористических передачах шоуменам нужно перекрывать гогот толпы зычными шутками. А посему многие на крик уже не реагируют. Нужно придумать что-то иное – системно решить проблему концентрации внимания на экране, на игре. Зрителя необходимо вовремя оторвать от второстепенных (но таких соблазнительных) занятий.
А что, если обратиться к вечным ценностям – к музыке?! Она во все времена играла важную роль в жизни человечества. Организационную роль! Ведь она не только развлекала. Она в старину звучала во время сражений, чтобы ориентировать воинов, ведь связи никакой не было. А барабаны и трубы давали возможность понять, где военачальник, где ударные силы.
Уже сейчас на многих стадионах после забитых хозяевами мячей звучит веселая музыка – практика, позаимствованная с хоккейных арен. Это прообраз того, что более масштабно воплотят в жизнь телевизионщики. В самое ближайшее время повторы острых и уж тем более голевых атак будут в телевизионной версии подкрепляться энергичной и ритмичной музыкой, чтобы, заслышав ее, зритель оставлял другие дела. Возможно, определенная мелодия будет фоном при подаче углового и при штрафном в непосредственной близости от ворот. Для каждой ситуации своя мелодия и свой ритм. Чтобы зритель привык и реагировал. А когда судья достает из кармана красную карточку, может, будет раздаваться звук сирены или что-то в этом роде.
Рекламщики давно поняли – многие смотрят телевизор, если так можно выразиться, ушами. Поэтому в начале 90-х в рекламе йогурта звучал чистый высокий звук – как будто от удара тонким металлическим прутиком по хрустальному стакану. Говорят, это известный писатель Фредерик Бегбедер придумал. И необычный «дзинь» мгновенно привлекал внимание, тут же звучал слоган, вызывавший тягу к определенному бренду.
В сущности, ничего нового. Великий физиолог Иван Павлов наблюдал примерно те же реакции у подопытных собак. Мы об этих экспериментах в школе читали. Приучаешь четвероногого друга, что пищу он получает, когда лампочка зажигается. И с тех пор слюна у него выделяется не от вида пищи, а от лампочки. Так и здесь… Зазвучала определенная музыка – человек мигом к телевизору.
Это кажется странным, но через 10 лет даже тому, кто называет себя болельщиком, будет тяжело высидеть почти 50 минут и ни на что не отвлечься. Музыка всех спасет… И игра на природных инстинктах тоже!