С матча АПОЭЛ — «Зенит» прошло уже несколько дней, но страсти до сих пор не утихают. «Спорт» попытался оценить имеющийся состав сине-бело-голубых и принципы его комплектования: не кроется ли там причина неудач? Наши эксперты — агенты ФИФА Андрей Головаш, Денис Лахтер и Алексей Сафонов.
1. Стала ли причиной поражения «Зенита» от АПОЭЛа недоукомплекто-ванность команды?
Головаш: Каким бы ни был состав, «Зенит» в состоянии побеждать такие команды, как АПОЭЛ. Но никакой сенсации не произошло. Команды с Кипра в последнее время выступают очень прилично, их не стоит недооценивать. В «Зените» собраны квалифицированные футболисты, но конкуренция в составе пошла бы только на пользу. Проблема в том, что у зенитовцев были определенные пожелания, в лице Бонуччи, например, но они не реализовались. При этом я сторонник стратегии: если не можешь купить того, кого хочешь, не покупай никого. А в группе все еще может поменяться.
Лахтер: И да, и нет. Мы не знаем точно, что происходит внутри клуба, как обстоят дела с финансами. Сейчас уже очевидно, что «Зенит» не станет платить за игрока неограниченную сумму. Это теперь прерогатива «Анжи». Я не думаю, что речь идет о недоукомплектованности в принципе. Ведь, обыграй они АПОЭЛ, у нас не возникло бы никаких вопросов. Я вам скажу так: горе такому чемпионату, где нынешний «Зенит» — чемпион страны. Чемпионы в нашей стране — бумажные, что и доказывают из года в год. Поэтому, когда узнал результаты жеребьевки, сразу сказал: ни «Зенит», ни ЦСКА из группы даже не выползут. Все много говорят, как наш чемпионат прогрессирует, какая у нас хорошая сборная, но факт остается фактом: у нас абсолютно средний чемпионат, каких много. Если говорить о составе команды, то посмотрите, кто у нас играет. Есть Кержаков, кроме которого забивать некому. В начале чемпионата Лазович вроде что-то показывал, но потом десять матчей не забивал. Тот факт, что сейчас он не проходит в «основу», говорит о многом. За Бруну Алвеша, игрока среднего класса, переплатили, отдав абсолютно неадекватные деньги!
Сафонов: Нет. Причина неудачи питерцев — в первую очередь в хорошей игре киприотов, которые на своем поле традиционно выступают сильно и редко проигрывают. Также, возможно, была недооценка АПОЭЛа со стороны «Зенита». Но состав у питерцев вполне квалифицированный для достойного выступления в Лиге чемпионов.
2. Удивляет ли вас, что Лучано Спаллетти на каждой пресс-конференции отзывается о своих подопечных исключительно в положительном тоне?
Головаш: В чемпионате России игроки у него действительно хорошие. Развивают ли они свое мастерство при Спаллетти? Команда борется за медали, участвует в европейских турнирах, у нее есть определенные амбиции. Перед тренером поставлены конкретные задачи, поэтому он сам определяет, в каком направлении работать, делать ли ставку на ветеранов. Например, в Голландии футболисты развиваются. Знаете почему? Потому что местные клубы не могут вывалить за игрока такую сумму, какую может «Зенит». То же самое касается и зарплат. А в России футболистов просто маринуют. Рано или поздно необходимо что-то менять.
Лахтер: Спаллетти в Италии имел репутацию лузера. Поэтому все разговоры о «Ювентусе» и «Интере» — просто пиар. Итальянец — неплохой тренер, но он не умеет выигрывать важные матчи. А в России у него еще и нет возможности поддерживать свою квалификацию. Понимаете, это как с велосипедом: если перестать крутить педали, на нем еще можно какое-то время проехать, а потом он остановится и упадет. Давно пора спуститься с небес на землю: мы переоцениваем футболистов и тренеров.
Сафонов: Эти слова характеризуют Спаллетти не только как хорошего тренера, но и как отменного психолога, который ценит и поддерживает своих игроков. Было бы гораздо хуже, если бы он публично о них отзывался в негативном тоне. Да и по сути итальянец говорит все правильно, другое дело, что команде. наверное, требуется обновление.
3. Оправданна ли ставка «Зенита» на «статусных» игроков? Почему в «Зените» не востребованы принципы, по которым идет ЦСКА, выискивающий игроков в Голландии, Швейцарии, Латвии и т.д.?
Головаш: Для того чтобы найти кого-то, необходимо искать и уметь это делать. Не хочет или не может этого «Зенит»? Я не могу давать оценки его трансферной политике, так как абсолютно с ней не связан. В Сейду Думбия, например, были заинтересованы многие клубы, но решился приобрести его только ЦСКА. Как видим сейчас, армейцы не прогадали. При этом у меня впечатление, что на постсоветском пространстве живут временами двадцатилетней давности, считая, что швейцарцы или киприоты — проходные соперники. Если клуб ведет правильную политику, лучше вложить деньги в молодого футболиста. А то, что происходит сейчас в некоторых российских командах, это не показатель классного менеджмента, а лишь показатель наличия больших денег.
Лахтер: Все идет от руководителей клуба. Им мало просто хороших футболистов, им нужны имена, бренды. Нам нужно все фильдеперсовое. Все это берется от надуманности своего величия. Лично у меня, кроме улыбки и сарказма, подобные вещи ничего не вызывают. Возлагаются слишком большие надежды, как это было и во времена первого выступления в групповом турнире Лиги чемпионов. Не являюсь большим поклонником Дика Адвоката, считаю его посредственным тренером, который по совместительству еще и коммерсант. Но тогда питерцы по составу были сильнее. Там было кому играть. И ничего не зависело от тренера вообще, можно было кого угодно поставить, хуже бы не стало. А в этой команде тренер достиг своего потолка. Даже покупка очень сильных игроков — не всегда усиление. Они могут не заиграть по ряду причин. У Спаллетти есть одно качество, которое ему сильно мешает. Не скажу, что тренер без него не может быть успешным, но в конкретном случае это важно. У него нет способности раскрывать игроков. Кто заиграл из молодежи? Кто стал прогрессировать? Никто не стал играть сильнее после перехода в питерский клуб. Каким игрок в команду пришел, таким он и остается. С того момента, как Спаллетти возглавил «Зенит», слышу от многих людей, работающих в клубе, о каком-то космическом понимании футбола, об особенном видении, о том, что в тактике он показывает такие вещи, о которых они за всю свою карьеру не слышали. Но в футболе мерило всего — результат. Если брать в совокупности те результаты, которые он показывает, и принять во внимание селекционную работу и количество потраченных денег, то это будет тройка, господа, не выше. А то, что мы до сих пор не можем отделаться от иностранных лейблов и продолжаем смотреть на иностранных специалистов как на Мессию, лишь говорит о нашей безграмотности, непрофессионализме и раздолбайстве. А к игрокам «Зенита» применима фраза: «Трамвай идет в депо».
Сафонов: Каждый клуб приобретает тех игроков, которые ему требуются на определенном этапе. Если в «Анжи» считают, что сейчас необходим Это’О, то и делают все возможное для его приобретения. Селекционная политика клубов во многом определяется и их финансовыми возможностями. Если «Зенит» может себе позволить покупать известных мастеров, то это в какой-то степени может отодвигать на второй план работу на перспективу. Хотя любой подход имеет долю риска. И молодой игрок может не раскрыть свой потенциал, и готовый мастер, перейдя в другую команду, может не проявить себя по максимуму. Вот Бухаров в «Рубине» и в «Зените» — это же два абсолютно разных футболиста.