В конце прошлого сезона «Спартак» был на подъеме. За полтора года Доменико Тедеско построил удобоваримую команду, которая заняла второе место в РПЛ и квалифицировалась в отборочный турнир Лиги чемпионов.
Однако уже в тот момент стало понятно, что в еврокубках придется играть другой команде, так как Тедеско уходил, а спортивный директор «Спартака» Дмитрий Попов договаривался с португальцем Руем Виторией, который в итоге возглавил команду.
Спустя три месяца «Спартак» вылетел из Лиги чемпионов, болтается в середине таблицы чемпионата России, а Попов вообще покинул клуб. Сложно найти что-то положительное в этой ситуации, поэтому давайте разбираться, что поменял Руй Витория в команде по сравнению с тем, что было у Доменико Тедеско. Сосредоточим внимание на атаке, потому как именно впереди Спартаку не удается добиться успеха в этом сезоне, особенно на фоне предыдущего.
Так играет сборная Италии
Первое, что бросилось в глаза – это четыре защитника. Тедеско тоже пытался поменять схему, но безуспешно. Витория не побоялся рискнуть и начал сезон в схеме 4-2-3-1, по которой играли все его предыдущие команды. Но со временем роли футболистов видоизменялись. Должно быть на это оказывали влияние результаты.
Если в первых матчах крайние защитники «Спартака» всегда играли высоко, то в последних матчах Николай Рассказов стал чаще оставаться третьим защитником в линию, когда как Айртон продолжал играть высоко. Трансформацию легко проследить по карте тепловых действий Рассказова.
Все больше и больше действий защитник совершал на своей половине поля, а в игре против «Сочи» его и вовсе заменил номинальный центральный защитник Илья Кутепов, образовав четко видимую тройку в обороне.
Такое распределение на атакующий и оборонительный фланги все чаще встречается в мировом футболе, а наиболее яркий его представитель – сборная Италии, победившая на чемпионате Европы.
Не трудно заметить, где ключевая разница по составу между «Спартаком» и сборной Италии – это опорные полузащитники. У итальянцев не то что один, а сразу два игрока качественно играют в пас, когда как у «Спартака» ни один из опорников не может похвастаться этим. С натяжкой сюда можно записать Наиля Умярова, но даже на уровне РПЛ ему все еще тяжело себя проявить. Естественно, из-за этого страдает атака, так как возможности выхода из обороны ограничены возможностями футболистов.
Переход «Спартака» из обороны в атаку
Минус схемы 4-2-3-1 – это необходимость мастеровитых футболистов на позиции вингеров, крайних защитников и опорников. Многое в этом случае зависит от индивидуальных способностей игроков, а мы не так давно определили, что российские футболисты не отличаются высоким уровнем мастерства. И даже легионеры «Спартака» Алекс Крал и Джордан Ларссон на Евро-2020 играли по минимуму.
Под руководством Доменико Тедеско «Спартак» играл в 3-5-2, где важную роль при переходе из обороны в атаку играл Александр Соболев. Когда он пропускал матчи, то красно-белые испытывали серьезные проблемы в атаке. Видимо, Руй Витория хотел решить проблему этой зависимости, потому что в этом сезоне «Спартак» гораздо реже играет на Соболева.
Вот, например, матчи, где Соболев вышел в старте при Тедеско и Витории – против «Арсенала» и «Сочи». Считаем передачи на Соболева от общего количества – 7,8% и 5,3% соответственно. Разница в 2,5% весьма ощутима. И она говорит нам, что «Спартак» не стремится упрощать игру при Витории. Но из-за этого игроки «Спартака» часто не понимают, как именно им развивать атаки.
Теперь «Спартак» чаще атакует по левому флангу. В среднем касания мяча Айртона увеличились с 66,7 до 76,2 по сравнению с прошлым сезоном. У защитника «Спартака» есть конкурентное преимущество – скорость. Один в один он легко убегает на пространстве. Проблема только в том, что бразилец не дает такого же качественного продолжения. Даже если у него есть свобода, то заканчивает атаку кроссом. Успех оставляет желать лучшего: этом сезоне Айртон делает в среднем 0,8 точных кроссов на 90 минут, точность составляет 21%. Для сравнения – у Маргасова 40%, у Караваева 31%, у Кулакова 31%.
Можно было бы атаковать через центр – Джордан Ларссон может находить пространство между линий, но для этого нужны как раз опорные полузащитники с пасом. Для этой задачи не подходит даже Роман Зобнин. Да, он всегда отличался мощными физическими кондициями, но при этом он плохо видит поле. Зобнин больше подходит для игры на фланге, хотя там ему не хватает качественного дриблинга. Вот и получается, что вроде бы сильный футболист, оказывается не таким уж и сильным на самом деле.
Выходит, что единственно верный способ выхода из обороны в атаку – это все те же передачи верхом на Соболева. Почему тогда «Спартак» чаще атакует левым флангом даже в матчах, где Александр выходит в «старте»? Дело в том, что Соболев действительно находится в плохой форме. Об этом говорит количество успешных верховых единоборств – 5,4 (55% выигранных) изменилось на 2,8 (47%). Соболев борется и меньше, и хуже. В таком случае строить игру только через него – тоже большой риск.
И все же после паузы на матчи сборных «Спартак» может выйти сильнее, так что решение руководства довериться главному тренеру и позволить продолжить работу вполне оправданное.
Начнем с того, что Соболев не уезжал в сборную, а поэтому сможет в спокойной обстановке подготовиться к продолжению сезона. Руй Витория может окончательно сделать выбор схемы в пользу 3-4-3, где можно наиграть большое количество разнообразных комбинаций, не требующий обязательно высокого уровня мастерства, а всего лишь хорошей сыгранности. Посмотрите пример «Сочи».
В «Спартаке» сейчас не так уж много сборников, так что с теми, кто остался, определенно можно наиграть домашние заготовки. И тогда команда Руя Витории станет только сильнее в осенней части сезона, как раз когда стартует групповой этап Лиги Европы.