Нынешний сезон — первый, в котором чемпионат России проводится по системе «осень — весна». Главный идейный вдохновитель перемены ритма жизни российских команд босс ЦСКА Евгений Гинер назвал ее «победой разума, которая переводит наш футбол на качественно иной уровень». Однако пока, как и на начальном этапе любой стройки, когда требуется сломать что-то важное, чтобы соорудить на этом месте нечто новое, нашим глазам предстает безрадостная картина: лес рубится — щепки летят. Ничего хорошего про «осень — весну» никто не говорит, наоборот, сплошь критика. Разберем основные пункты.
1. Трансферное окно
Существует мнение, что именно вопросы селекции стали главной причиной перехода на «осень — весну». Это было выгодно для ЦСКА и некоторых других российских топ-клубов.
Как известно, ФИФА разрешает два трансферных окна в течение сезона — одно большое (12 недель в межсезонье) и одно маленькое (4 недели между кругами одного чемпионата). Прежде в России был длинный заявочный период зимой, но нашим участникам еврокубков он мало что давал, поскольку в это время заявлять в Лигу чемпионов или Лигу Европы можно только трех игроков, причем не из числа участников того же турнира. Зато летом в распоряжении отечественных толстосумов был только август, тогда как играть команды начинали с июля. Таким образом, складывалась весьма неудобная ситуация для селекции.
Как бы то ни было, Гинер действительно говорил о важности синхронизации трансферных окон с остальной Европой, что поможет более качественно проводить работу по усилению состава. Вот только никакой реальной отдачи от летнего межсезонья не видно. Скорее наоборот. Если прежде клубы имели возможность не только укрепиться перед стартом в чемпионате, но и ввести новичков в команду и наиграть обновленный состав за длинное межсезонье, то теперь тренеры вынуждены делать это в условиях дефицита времени. Наглядный пример — Халк и Аксель Витсель в «Зените». Лучано Спаллетти пришлось перестраивать зенитовскую игру в середине первого круга. Такая проблема характерна для ведущих европейских лиг: команды начинают сезон и уже по его ходу вписывают в состав новичков. Разве это ориентир для России? Тем более что классные игроки по-прежнему предпочитают уезжать в Англию, Испанию, Италию и Германию, а нам остается переплачивать и ждать новичков до последних дней трансферного окна.
2. Успешное выступление на международной арене
Еще один довод Евгения Гинера в пользу перехода на систему «осень — весна»: завоевавшие по итогам сезона право играть в еврокубках команды будут выступать на международной арене уже через два-три месяца, а не через восемь-девять. То есть в Европе, по его мысли, Россию будут представлять действительно лучшие команды, а не, к примеру, лишившиеся к тому времени половины состава клубы-выскочки.
Однако пока что прогорает и эта ставка Гинера. Этой осенью «Зенит» и «Спартак» не сумели выйти в плей-офф Лиги чемпионов (причем красно-белые вообще остались без еврокубков!), а в Лиге Европы ЦСКА с «Динамо» не добрались даже до группового турнира. В общем, посмешили Европу.
Стоит напомнить, что и при системе «весна — осень» наши команды выигрывали еврокубки и выходили в плей-офф Лиги чемпионов. Возможно, раньше даже было проще. Ведь зимой наши лидеры могли готовиться и проводить селекцию, учитывая долгосрочную перспективу — будущее выступление в Лиге чемпионов или Европы. Очевидно, сложнее заманить сильного игрока зимой, не гарантируя, что он сыграет в главном еврокубке.
Гинер утверждал: после шести-семи месяцев игры без перерыва команда подходит к старту на международной арене недостаточно свежей. Однако представлялось, что в это время наши как раз находятся в самом соку, тогда как у европейцев лишь начинается сезон.
Этот сезон не подтвердил правоту босса ЦСКА, ведь в Европе провалилась в том числе и его команда. Впрочем, возможно, сложности связаны с Евро-2012, а следующим летом армейцы проведут полноценную подготовку и «выстрелят». Да ведь еще через год пройдет Кубок мира — 2014, где будут игроки ЦСКА, пару лет спустя Евро-2016 и т. д.
Попутно мы теряем еще одно преимущество — в мае, когда конкуренты из Европы проводят решающие матчи еврокубков и внутренних чемпионатов. Соперники вынуждены были разрываться, а наши могли пожертвовать парой-тройкой матчей в премьер-лиге. Может, это в свое время и помогло ЦСКА с «Зенитом» взять Кубок УЕФА, пройдя до того со скрипом самый сложный этап в феврале — марте. Теперь и наши команды вынуждены будут разрываться в мае на два фронта, не имея возможности расставить акценты.
3. Календарь
Система «осень — весна» обещала определенную выгоду и с точки зрения сроков проведения чемпионата. Гинер отмечал, что чемпионат теперь будет начинаться и завершаться на хороших полях, а сам переход заставит клубы активнее заняться инфраструктурой, в частности, строить манежи для игры в декабре и феврале.
Все логично, поспорить сложно. Приятно, конечно, когда самые важные матчи чемпионата проводятся на нормальных газонах, хотя если брать предыдущие два сезона, то «Зенит» при новой системе оформлял бы золото к тому времени, когда трава едва бы подросла.
Пока же мы видим, что какому-то гению планирования пришло в голову назначить матчи двух-трех туров чемпионата на декабрь. Один тур, к счастью, перенесли. Возможность переноса встреч на весну — тоже один из доводов Гинера, ведь, по его словам, играть при -4 лучше, чем при +36 (хотя что мешает так же оставлять окна для переноса матчей при жаре?).
При этом в премьер-лиге почему-то не удосужились составить календарь так, чтобы декабрьские матчи проходили на юге России. Что до манежей, то в Петербурге и Москве они есть, вот только никто, кроме Романа Широкова, не предложил, чтобы «Зенит» сыграл в СКК хотя бы матч с «Анжи» без зрителей. Вероятно, руководителям «Зенита» идея Гинера по душе не пришлась. Остается надеяться, что к Кубку мира — 2018 построят такой стадион, на котором будет приятно смотреть футбол при любой погоде.
4. Пауза между кругами
Благодаря переходу на систему «осень — весна» мы получили рекордно длинный перерыв между двумя кругами чемпионата — фактически в три месяца. Это в премьер-лиге, а что уж говорить про какую-нибудь зону «Восток» второго дивизиона! Прежде болельщики зимой жили надеждой. Они с большим интересом следили за тем, что обычно происходит в межсезонье — изменениями в составе команд и на тренерском мостике, контрольными матчами, — и с нетерпением ждали весной старта нового чемпионата. Теперь для значительной части любителей футбола просто пропал смысл этого, поскольку весной большинство команд, в общем-то, уже не будут решать серьезных задач. О каком поддержании или росте интереса к футболу можно тут рассуждать?
Вдобавок летом интерес к российской премьер-лиге, естественно, падает после Кубков мира или Европы и на фоне дачных отпусков. Выходит, начинать чемпионат наши команды также будут при недостаточно высоком интересе к себе со стороны болельщиков.
5. Подготовка к сезону
В новых условиях в трудное положение попадают команды, которые идут на повышение из одного дивизиона в другой. Неудивительно, что «Алания» и «Мордовия» замыкают таблицу премьер-лиги: за короткое летнее межсезонье они имели минимум времени, чтобы усилиться и подготовиться к выступлению к элите. В схожей ситуации оказались и команды ФНЛ, например «Петротрест». Но петербургским «строителям» в числе прочего помогло то, что переход на «осень — весну» крепко ударил по бюджету многих клубов ФНЛ, которые оказались в долгах или вовсе перестали существовать. На их фоне «Петротрест» — островок благополучия.
Тем не менее все вышесказанное не означает того, что нужно уже сегодня отказываться от системы «осень — весна» и возвращаться к прежней. В этой ситуации наш футбол будет выглядеть просто нелепо. Возможно, через несколько лет мы станем совсем по-другому оценивать этот переход. РФС стоит взять время и внимательно все проанализировать, а Николаю Толстых — заставлять клубы работать над инфраструктурой. Иначе — никак.