• Тень Солт-Лейк-Сити

    06.11.10 14:07

    Тень Солт-Лейк-Сити - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Один из западных журналистов сравнил нынешний скандал в ФИФА с кризисом, поразившим олимпийское движение, после того как вскрылись факты покупки голосов на выборах столицы зимней Олимпиады 2002 года. «Спорт» решил вспомнить обстоятельства происходившего.

    10 декабря 1998 года 70-летний глава координационного комитета по организации и проведению Игр 2002 года Марк Ходлер во всеуслышание заявил о коррупции в Международном олимпийском комитете. При этом он отметил, что покупка голосов на выборах столиц Олимпиад велась с начала 90-х годов через сеть по­средников, обогатившихся на этих операциях. Разразившийся скандал оказался самым сокрушительным за всю историю существования МОК.

    Обвинения Ходлера спровоцировали четыре независимых расследования: МОК, Олимпийского комитета США, оргкомитета Игр в Солт-Лейк-Сити и американского Министерства юстиции. Первые результаты принесли шокирующие известия: Солт-Лейк-Сити одержал победу на выборах столицы Олимпиады благодаря покупке голосов. 64-летний Жан-Клод Ганга, представлявший на сессии МОК Конго, первым признался в получении взятки в размере 70 тыс. долларов. Более того, он охарактеризовал подобную практику как «нормальное явление». Позднее всплыли факты выдачи грантов на обучение в США родственникам еще нескольких руководителей Олимпийских комитетов африканских стран, проходившие в бюджете оргкомитета под видом гуманитарных программ помощи. По подсчетам журналистов, на подкуп было истрачено более 1 млн долларов.

    События развивались по принципу домино: волна разоблачений захлестнула весь мир. В частности, в документах оргкомитета летних игр в Сиднее обнаружились сведения об оплате поездок членов МОК, дорогих подарках и даже ужине стоимостью 27 тыс. долларов. Президенту Олимпийского комитета Австралии Джону Коатсу пришлось признать факты подкупа нескольких выборщиков. Он назвал имена африканцев – кенийца Чарльза Мукора и угандийца Фрэнсиса Ньянгвесо, получивших от него взятки в размере 70 тыс. долларов. При этом Коатс дал понять, что честным путем выиграть выборы невозможно. После того как австралийцам дважды не удавалось заполучить Олимпиаду, размер средств, выделенных на подкуп членов МОК, увеличился с 6 млн до 28 млн австралийских долларов. Результат оправдал все ожидания: по итогам голосования Сидней обошел Пекин с разрывом в два голоса – 45:43.

    Впрочем, расследование, проводившееся специальной комиссией МОК под руководством канадца Дика Паунда, не нашло доказательств того, что олимпийское движение поражено коррупцией. Тем не менее по результатам разбирательства впервые в истории шесть человек были исключены из состава МОК: Агустин Арройо (Эквадор), чья семья получила не только 21 тыс. долларов в виде взяток и оплаты отдыха, но и обогатилась породистым золотистым ретривером; Зейн Эль-Абидин Ахмед Абдель Гадир (Судан), организовавший перевод денег на имя мифической дочери; Салиму Кейта (Мали), обучение сына которого в Университете штата Юта оплачивал оргкомитет Олимпиады; уже упоминавшийся Жан-Клод Ганга (Конго), Серхио Сантандер (Чили), а также Пол Уоллворк (Западное Самоа), которому оплатили авиаперелеты на 67 тыс. долларов. Еще четверо – Башир Мохаммед Аттарабульси (Ливия), Пирьо Хеггман (Финляндия), Давид Сибандзе (Свазиленд) и Чарльз Мукора (Кения), чьи имена также упоминались в связи со скандалом, заблаговременно ушли в отставку. Предупреждений удостоились восемь членов МОК, в том числе неравнодушный к подаркам россиянин Виталий Смирнов.

     

    Нанесенный олимпийскому движению ущерб был невероятно велик. Однако престарелый Хуан-Антонио Самаранч покинул пост президента МОК только в 2001 году. Реформы, затеянные в Международном олимпийском комитете на рубеже столетий, так и не были завершены. С уходом Самаранча с поста президента предложения об изменении процедуры выборов олимпийских столиц положили под сукно. Правда, выборы столицы зимней Олимпиады 2006 года были проведены специальной комиссией из 15 человек, в которую вошли девять членов МОК, три спортсмена, по одному представителю от зимних и летних видов спорта и председатель заявочной комиссии. Однако решение распространить эту практику на последующие выборы вызвало резкое недовольство подавляющего большинства членов МОК, напиравших на то, что из-за нескольких «паршивых овец» им выражают недоверие и лишают права голоса. После чего все пошло как прежде.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»