Мэтр отечественного спортивного телерепортажа Эрнест Серебренников начал комментировать футбольные матчи еще в 1960-е годы, дружил со многими нашими выдающимися тренерами и игроками. Мы посчитали его мнение по обсуждаемому вопросу особенно интересным.
На Украине, в Грузии талантов было больше
— В послевоенное время футбол был светом в окошке почти для всех мальчишек в СССР, — вспоминает Эрнест Наумович. — Для нас было неким ритуалом погонять мяч 5–6 часов сразу после школы. Мы любили это дело. Мы выиграли войну, у каждого из нас преобладало чувство победителя, это переносилось и на футбол. Альберт Шестернев, Валерий Воронин, Игорь Численко и многие другие выросли на уличном футболе с фантастическим желанием играть. Нельзя сказать, что они были интеллектуалами, но как футболисты были очень сильны. Количество переходит в качество. Не было телевизоров и прочих вещей, которые могли бы отвлекать от футбола. Если бы в 1958 году не посадили Стрельцова, Татушина и Огонькова, мы могли бы стать серебряными призерами чемпионата мира в Швеции. Все-таки команда со Стрельцовым в составе была просто феноменальная! Сборная СССР 1960-х годов — это абсолютно талантливые люди, каждый из которых обладал исключительным индивидуальным мастерством.
— А с чем вы связываете тот факт, что после серебра на чемпионате Европы 1972 года следующее подобное достижение произошло только лишь в 1988-м, когда воспитанников российского футбола были единицы — Ринат Дасаев да Вагиз Хидиятуллин?
— У нас была очень сильная сборная в 1982 году, но ее раздирали всякого рода скандалы. И стоит отметить, что российских футболистов в той команде действительно становилось все меньше и меньше, а вот на Украине, в Грузии и Прибалтике талантов было куда больше. Я связываю это с особенностями нашей страны, ее месторасположения. На Украине теплее, там продолжали безмерно любить футбол и не забывали в него играть на постоянной основе. А в России в футбол играли все меньше, стадионы пустовали, были даже никому не нужны. Ну и роль Лобановского в успехах украинцев очень велика. Человек, который с красным дипломом закончил школу и технический вуз, придя в футбол, пригласил выдающихся медиков, и, если говорить честно, связанных с определенными препаратами. Он начал заниматься восстановительной работой футболистов, резко повысил требования к своим подопечным. Именно в те годы появился «тотальный» футбол. Это был высокоинтеллектуальный тренер. В тбилисском «Динамо», киевском «Динамо» были свои звезды, благодаря которым команды добивались успеха в Кубке обладателей кубков. Но сейчас этого уже нет…
Адвокату досталась тяжелая работа
— За последние годы, уже в российской истории, инфраструктура стала лучше, а стабильных результатов сборная не показывает, звезд не прибавляется.
— У меня большие претензии к работе детских тренеров. Они ведь работают исключительно на то, чтобы победить другую команду, а об индивидуальной подготовке подопечных забывают. Обводки, остановки, контроль мяча — над этим работают только отдельные специалисты. Бытует мнение, что если футболист сильный, то сумеет сам выделиться. В уровне организованных тренировок мы отстаем от других стран. У нас были хорошие специалисты — такие как Якушин, Морозов, Бесков. Сейчас никого выделить не могу, потому что у большинства нет опыта работы, они незнакомы в должной мере с иностранными футболистами, не знают западного рынка. К тому же сейчас тренеры не ходят по школам, как некогда делал баскетбольный специалист Владимир Кондрашин, не ищут потенциальные таланты для своих команд. А ведь именно так был найден Саша Белов, будущая баскетбольная легенда. В данный момент только воспитывается новое поколение специалистов, и я верю, что в России все будет хорошо в этом плане.
— Как относитесь к гонорарам, которые выплачивают современным футболистам?
— О деньгах не стал бы говорить. Даже если мне начнут платить больше, я не смогу делать свою работу лучше, чем могу. Творческий человек, конечно, работает за деньги, но они становятся результатом его деятельности, внутренней энергии, таланта. Да и по полям и по медицинскому оборудованию вопрос спорный. Для кого все это улучшается? В детско-юношеских школах улучшений не вижу. Разница только в экипировке, так как нынешние ребята могут не играть в рваных бутсах, например, как это приходилось делать нам. Улучшения пока только в командах мастеров, а ниже все остается по-прежнему. Что касается футболистов, то на данный момент они не прибавляют в своем мастерстве так, как это делал Андрей Аршавин, например. Мне нравится Дик Адвокат, ему досталась очень тяжелая работа, и я надеюсь, он сможет усилить каждого игрока индивидуально и сборную в целом.