• Доменико Тедеско нужно помочь игрокам «Спартака»

    «Аналитика простым языком» об игре самой противоречивой команды РПЛ

    12.07.20 18:50

    Доменико Тедеско нужно помочь игрокам «Спартака» - фото

    Фото: ФК «Спартак»

    «Спартак» не может выиграть в РПЛ пять матчей подряд. Причем за это время забито всего три мяча. Проблемы красно-белых с атакой очевидны. Давайте разбираться, как играет команда под руководством Доменико Тедеско, и почему она так сильно уступает другим клубам РПЛ.

    «Спартак» сейчас удобно сравнить с «Аталантой». Тедеско не может не следить за командой Джан Пьеро Гасперини. Тем более, они играют по одной схеме 3-5-2 (3-4-1-2). И на мой взгляд, «Спартак» действует недостаточно системно, чтобы забивать не только в контратаках, но и в «позиционке».

    По данным Whoscored, «Спартак» забил всего 50% голов с игры, 20% – в контратаках, 20% – со стандартов, 10% – с пенальти. Никто из команд РПЛ в этом сезоне не забивал с игры меньше. К примеру, у «Зенита» (команда чаще других в лиге забивавшая со стандартов – 9 голов) с игры забито 62%.

    Почему в РПЛ важно умение забивать с игры? В чемпионате предостаточно команд, которые качественно и чаще всего количественно обороняются большую часть матча. Таким образом «Спартак» терял очки в матчах с «Сочи», «Тамбовом», «Оренбургом» и «Уфой» (это только навскидку). При высоком проценте владения мячом красно-белые не знали, как им распорядиться.

    Прежде чем мы вернемся к «Аталанте», важно знать еще кое-что об игре «Спартака». Команда неоправданно часто бьет издали. Всего 48% ударов красно-белые наносят из пределов штрафной. Учитывая, что команда хорошо играет на стандартах, то держим в уме, что этот показатель еще немного завышен. С игры «Спартак» не часто бьет из штрафной, хотя забить издали сложнее.

    «Зенит», как команда, наколотившая больше других в РПЛ (59 голов), доказывает, насколько важно выбирать позицию для ударов. Питерцы наносят 59% ударов из штрафной (они тоже хорошо играют на стандартах, но даже так показатель высокий). Надо сказать, что качественных исполнителей для дальних ударов нет ни в составе «Спартака», ни в составе «Зенита».

    При этом потенциально стиль игры «Спартака» должен быть похож на то, во что играет «Аталанта». Конечно, это особая команда, стиль которой сложно перенести. Но если уж Доменико Тедеско не отходит от схемы 3-5-2, то лучше брать за основу лучший пример для игры. Тем более, что определенные сходства в игре есть.

    «Спартак», как и «Аталанта», достаточно часто играет флангами. Большой объем работы выпадает на Айртона и Николая Рассказова. 73% атак «Спартак» проводит флангами. Это заметный крен в пользу фланговой игры, который еще легче заметить в игре «Аталанты». Команда из Бергамо проводит 76% атак флангами, в Серии А никто реже них не атакует через центр.

     

    В то же время «Аталанта» поддерживает акцент «Зенита» на выборе позиций для удара. Казалось бы, команда, в составе которой есть Йосип Иличич, должна часто бить издали. Но нет. 59% ударов «Аталанта» наносит из пределов штрафной. И при том, что черно-синие с отрывом чаще других забивают со стандартов (18 голов), 65% голов команда забивает с игры (всего 3% голов в контратаках).

    Матч «Аталанты» с «Ювентусом» (2:2) дал почву для размышлений. Команда здорово напрягла лидера чемпионата. Несколько раз по ходу игры «Аталанта» вообще не давала сопернику выбраться со своей половины поля. Особенно это проявилось в первом тайме. Команда Джан Пьеро Гасперини показала 56% владения мячом. Практически все это время атаковать приходилось позиционно, либо создавать моменты в неподготовленных ситуациях. «Аталанта» нашла выход – заставляла «Ювентус» ошибаться на своей половине поля. Команда Джан Пьеро Гасперини сделала 10 отборов на чужой половине поля! Чтобы вы понимали, насколько это высокий показатель: «Аталанта» чаще других команд Серии А выполняет отборы, в среднем 16,66 за игру (вообще, а не на чужой половине поля).

    Почему это важно? Обратимся к книге Soccer Analytics: Successful Coaching Through Match Analysis. Там есть исследование, согласно которому около 65% атак после отбора в чужой трети поля завершается ударом. При этом в среднем у ведущих команд только 1% атак заканчивается голом, 10% атак – ударом в створ. Следовательно, отбором мяча на чужой половине поля или лучше в чужой трети поля можно заметно увеличить шанс для удара и соответственно для гола.

    При игре с мячом «Аталанта» отчетливо прижималась к флангам (это хорошо видно по карте усредненных позиций от Between The Posts). Если атака шла левым флангом, то к взаимодействию подключался и нападающий Дуван Сапата и даже левый центральный защитник Берат Джимсити. То есть учитывая центрального полузащитника Ремо Фройлера, Тимо Кастанья и Алехандро Гомеса, который вообще умудрялся поддерживать атаки и на левой, и на правом флангах, в переходе из обороны в атаку участвовали по пять игроков «Аталанты» на узком пространстве. Кто-то непосредственно взаимодействовал с партнерами, кто-то создавал пространство, кто-то врывался в штрафную под передачу за спину. Из игры никто не выпадал. Но это особенность игры «Аталанты», где высочайшие требования по самоотдаче игроков. (Я считаю, что если какая-то команда в РПЛ хоть немного приблизит скорость своих действий к тому, что показывает «Аталанта», то она будет конкурировать с «Зенитом».)

    Почерпнем еще одну интересную мысль из книги Soccer Analytics: Successful Coaching Through Match Analysis: тренер не может нарисовать комбинации, заставить футболистов играть как на приставке. Работа игрока на поле – это постоянное принятие решений. Их вариаций очень много. И для тренера важно ограничить игроку количество решений, чтобы он мог быстро и правильно сделать выбор следующего действия на поле будь это с мячом или без него.

    Так вот если «Аталанта» тратит на принятие решений доли секунды, то игроки «Спартака», как кажется порой, слишком теряются в своем выборе. И это прямой упрек Доменико Тедеско. Тот же Резиуан Мирзов, который вышел на замену в матче против «Сочи», несколько раз на дриблинге входил в штрафную, но дальше он всяких раз принимал неправильные решения, не выводя себя под удар и не создавая хороший шанс для партнеров. Точно так же действует Айртон, который очень здорово порой на индивидуальных качествах врывается в штрафную соперника, но внутри не создает моменты для партнеров. Такое ощущение, что «Спартак» излишне полагается на голую импровизацию, которой нельзя отдавать слишком много.

    Невооруженным взглядом было видно в игре против «Сочи», что футболисты «Спартака» не пользовались пространством, которое соперник все равно оставлял, несмотря на плотную оборону. Отсюда и проблемы красно-белых в позиционных атаках. Игроки не понимают, как необходимо двигаться в определенных ситуациях, а тренерский штаб Доменико Тедеско за все время работы так и не решил эту проблему.

    В том же матче против «Сочи» хотелось бы увидеть Гуса Тиля в роли свободного художника. Нет, не говорю, что голландец должен делать на поле все что хочет без участия в обороне. В современном футболе в защите должны уметь играть все 10 полевых игроков. Однако мне кажется, что Тиль способен на многое, если ему позволить делать то, что он умеет. Впрочем, от Тедеско хочется увидеть хотя бы Зелимхана Бакаева в такой роли. Пока что в «Спартаке» слишком пассивно действуют в прессинге на чужой половине поля нападающие. Тот же «Зенит» в игре полуфинала Кубка России без труда выйдет из-под прессинга, хотя при желании можно заставить питерцев ошибаться чаще. Но для этого необходимо провести большую работу с футболистами.

    Читайте также

    Телеграм-канал «Аналитика простым языком»


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»