(Фото: РИА «Новости»)
С приходом перестройки мы узнали, что в нашем советском и совершенно любительском футболе приключаются договорные матчи. Кое-где у нас порой. Хотя, положа руку на сердце, мы об этом догадывались. Не слепые же.
Владимир Олейник столь ярко дебютировал в воротах «Спартака» из Орджоникидзе, что удостоился приглашения в молодежную сборную СССР. Заинтересовались им и ведущие клубы страны, включая киевское «Динамо», столичные ЦСКА и «Торпедо».
Голкипер, которому в тот момент было 23 года, выбрал «Зенит». Он явно не гнался за заработками. Ленинградская команда по меркам той, советской высшей лиги, считалась бедноватой. И за границу ездила не часто, что играло важную роль в те годы.
Олейник бы взял
«Зенит» с выбором точно не прогадал. Олейник появился в «рамке» в 1974 году и до 29 июля 1978-го свое место никому не уступал. Играл очень надежно, реакция отменная, на выходах не тушевался, тренеры сборной страны на него поглядывали, но не очень-то они в то время привечали «Зенит» и его футболистов.
Выходец из Орджоникидзе стал любимцем питерских болельщиков, что было очень непросто для любого приглашенного игрока. Очень уж на невских берегах ценили своих. Таким стал Олейник. И когда его в мгновение ока изгнали из команды без каких бы то было объяснений, болельщики были в шоке. Его постоянно вспоминали, после каждого промаха любого из вратарей «Зенита» на трибунах говорили: «Олейник бы взял». Время неумолимо, но об Олейнике стали немного забывать, лишь когда ярко засияла звезда Михаила Бирюкова.
Что же произошло в тот злополучный день 29 июля 1978 года?
Олейник не взял
«Зенит» на стадионе имени Ленина (старое назание «Петровского») принимал «Арарат», 20 000 зрителей, все чин чинарем. И настроение у болельщиков хорошее: любимая команда идет на восьмом месте, по меркам того времени — уже успех. Соперник по зубам — ереванцы боролись за выживание. А «Зенит» неделей раньше обыграл киевское «Динамо» — ну просто праздник!
Матч тем не менее начался атаками гостей. На 12-й минуте грубый промах защитника хозяев поля Геннадия Игнатовича позволил Бабкену Меликяну выйти один на один с вратарем «Зенита», но Олейник чудом отражает удар форварда, но отбивает мяч прямо на него. Повторным ударом ереванец поражает ворота.
Я попросил недавно Владимира Васильевича прокомментировать эпизод: «Если бы я хотел ’’подыграть’’ ереванцам, проще было не брать первый удар Бабкена, бил-то он почти в упор, никто б и слова не сказал».
«Зенит» мог спасти матч. Еще в первом тайме хозяева заработали право на пенальти. К мячу подошел экс-киевлянин Сергей Кузнецов и со всей силы запулил много выше ворот.
Что же все-таки произошло? Версий много. Есть и такая: о дружбе Юрия Морозова, возглавлявшего «Зенит», и Валерия Лобановского тогда еще не все знали, но она уже завязалась. Зачем, согласно мнению сторонников этой гипотезы, киевлянам нужно было тащить «Арарат», неизвестно и непонятно. Но якобы неделей раньше динамовцы помогли «Зениту, а долг, красный платежом, отдавать надо было армянам.
Кто продал игру?
Владимир Олейник: «’’Рука Киева’’. Все было очевидно. Слишком очевидно» («Рука Киева» — это Сергей Кузнецов и еще один экс-динамовец Александр Дамин. — «Спорт День за Днем»).
Сегодня Олейник считает, что в своей судьбе виноват тем не менее сам. Его тогда захлестнули эмоции. После матча он вбежал в раздевалку и прилюдно накинулся на Юрия Морозова: «Скажите сейчас, при всех, кто продал игру!»
Естественно, грянул скандал. Морозов прямо со стадиона отправил команду на базу, лишив выходного. Обиженный Олейник в Удельную не поехал. И в следующем матче против «Спартака» в Москве ворота «Зенита» защищал молодой голкипер Вадим Дегтярь.
А Владимира Васильевича, который, как и все его товарищи по команде, по законам того времени числился работником объединения ЛОМО, уволили за прогул.