• Танкинг в Париже. За что американку лишили денег на «Ролан Гаррос»

    03.06.19 19:34

    Танкинг в Париже. За что американку лишили денег на «Ролан Гаррос» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK Photo

    Возможно, вы помните 29-летнюю Анну Татившили по выступлениям за Грузию. Долгое время она, подобно Марии Шараповой, тренировалась в США, а на турнирах представляла родную страну. Однако в 2014-м терпение Анны лопнуло. Замучили травмы, а поддержки от Сакартвело никакой... 

    – К сожалению, моя страна ничем не смогла мне помочь, более того, мне ни разу не позвонили. В этих условиях заниматься теннисом было невозможно. Я понимаю, что Грузия не богатая страна, но причиной невнимания к спортсменам считаю – равнодушие, – цитировала Грузия.Online заявление Анны перед принятием американского спортивного гражданства. 

    Так что уже пять лет Татишвили – американка и в теннисе, и по жизни, а здоровье по-прежнему не в порядке. Последние полтора-два года Анну беспокоила травма ноги. 

    К счастью, в профессиональном туре существует гуманное правило «SR» – Special Rating. Оно позволяет в случае особо тяжелой травмы (от полугода восстановления) после выхода с больничного несколько раз заявиться в основные сетки турниров своего прежнего уровня. Таким-то образом явно растренированная (см. заглавное фото) Татишвили попала в первый круг «Ролан Гаррос»-2019. 

    Соперницей грузино-американки стала Мария Саккари – вполне приличный игрок. Кэфы букмекеров прозрачно намекали, что борьбы в этом матче не предвидится. Татишвили проиграла 0:6, 1:6 – подобное и ожидалось. Как всякий участник первого круга «Ролан Гаррос», Татишвили получила 46 000 евро. За сыгранный матч. 

    И вот тут – скандал! Арбитр решил, что Татишвили сопротивлялась уж слишком слабо. Таким образом, Анна виновна в нарушении «стандартов профессиональной игры», что карается лишением призовых. 

    У Татишвили отобрали 46 000 евро. Поездка в Париж ушла в глубокий минус – перелет, гостиница, прочие расходы. И потраченная попытка «SR». Мрак. А разве так вообще можно?

     

    Можно! Анна пострадала от новой редакции правил, введенной в 2018-м. К тому моменту ATP и WTA сильно озаботились проблемой «танкинга». Так в англоязычной прессе называют намеренные «сливы» матчей не за деньги от соперника или буков, а за другой интерес. Например, в НБА танкуют, чтобы получать выгодный выбор на драфте. 

    А зачем сливать в теннисе, если не ради ставок и не в рамках договорняка? Очень просто. Игрок плохо себя чувствует, но имеет возможность заявиться в первый круг Шлема. Это гарантированные легкие призовые деньги. Побеждать-то необязательно. И вот, полуживой теннисист на обезболивающих выползает на корт, кое-как берет пару геймов и проигрывает матч с чувством выполненного долга. 

    Зрители такое терпеть не могут. Даже в исполнении слабых игроков. А уж если сливается кто-то уровня Ника Кирьоса, и не в первом круге, а в высоком... Большой урон репутации турниров. Существовавшие штрафы за демонстративно плохую игру (до 10 000 долларов) казались недостаточно сильным наказанием. 

    Поэтому решили сделать строже. С 2018-го плохо себя чувствующему теннисисту позволяется сняться с первого круга Шлема до начала матча. В этом случае он получает половину призовых за первый круг. Тоже хлеб. 

    Если же игрок вышел на матч, он обязан показывать «профессиональный уровень подготовки». А судья на вышке может решить, что уровень выдержан не был. И в этом случае теннисист получает крупный штраф. Вплоть до аннулирования всей суммы призовых. 

    Вопрос, конечно, скользкий. Решение судьи субъективно. В данном, обсуждаемом случае можно было принять во внимание, что Татишвили еле жива после полутора лет лечения. 

    Однако таковы законы современного тенниса. Не уверен – не играй. 


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»