Журналисты ведущих мировых изданий, преимущественно из США и Великобритании, объявили Олимпийским играм в Сочи информационную войну. Пока по «Первому каналу» показывают великолепие олимпийской столицы и хвалебные речи президента МОК Томаса Баха, гости с запада закатывают истерики по поводу туалетных кабинок с двумя унитазами, истребления бродячих собак, гомофобии, террористических угроз. Самый подробный материал о проблемах, возникающих за несколько дней до старта Игр, написал специальный корреспондент The New York Times в Сочи Дэвид Сигал. Первой спортивной дисциплиной Олимпиады он назвал скоростное строительство отелей – не все из них готовы принять гостей, как подобает. А талисманами провозгласил дрель, экскаватор и лопату.
Можно по-разному относиться к таким репортажам с человеческой точки зрения. Патриоты скажут, что эти продажные гости-капиталисты все врут и преувеличивают. Либерально настроенные граждане поверят скорее западным журналистам, нежели тому, что говорят на общедоступном телевидении. Особенно после истории с уничтожением оппозиционного канала. Но личное отношение людей в данном случае не так важно. Важно, способны ли российские официальные лица, спикеры, СМИ дать отпор и не проиграть информационную войну вчистую.
На днях возникла очередная кризисная ситуация: американские СМИ раструбили, что в Сочи массово уничтожают бродячих собак. А руководитель компании «Бася» дал Associated Press такой комментарий, что уши раскраснелись даже у тех, кто не причисляет себя к гуманистам. Вряд ли ему стоило описывать способы уничтожения собак и произносить словосочетание «биологический мусор».
Есть простые правила антикризисного реагирования. Их можно найти в любом порядочном учебнике по теории коммуникации. Или в интернете. Если их не знать, можно запросто потерять репутацию и понести серьезные убытки, что в свое время случилось с компанией Procter and Gamble. Это классическая история из учебников. Логотип корпорации – лицо лунного человечка с нимбом из тринадцати звезд – стал причиной слуха о том, что компания поддерживает культ сатаны. Директор по связям с общественностью компании Роберт Норриш посчитал, что если компания будет отрицать слух, это может пойти ей на пользу. Все закончилось миллиардными потерями, разбирательством с ФБР и итоговым отказом от логотипа.
После новости про истребление собак, попавшей на почетные места в новостных лентах зарубежный изданий, от официальных лиц никакой адекватной своевременной реакции не последовало. А если она и была, то где именно, мне неизвестно.
Чтобы хорошо провести Олимпиаду, ликвидировать надо вовсе не собак, а головотяпство.