Мишель Платини, не будучи, по всей вероятности, врагом технического прогресса, твердо выступает тем не менее против применения подручных средств, которыми сегодня в состоянии управлять любой школьник, при решении спорных вопросов, возникающих при проведении почти любого официального футбольного матча. За исключением, наверное, тех, в которых соперники дурят публику, заведомо договорившись о результате.
Решительность заставляет президента УЕФА пойти на эксперимент. Мсье Платини предлагает на футбольных играх использовать пятерых арбитров: главного, двух ассистентов и еще двух, пока не получивших однословного определения, но не исключено, что их станут называть заворотными.
Частично роль заворотных обозначена: следить за тем, что происходит в штрафной и вратарской площадках, и делиться — по беспроводной связи — наблюдениями с бригадиром. Надо полагать, новым членам судейской команды поручат определять, был гол или же его не было, когда мяч, ударившись о перекладину, падает то ли на линию ворот, то ли за линию.
Экспериментировать, как это всегда происходит, когда речь ведется о серьезных новшествах, предстоит на юношеских турнирах, на которых уже, было дело, и мяч из аута ногой вводили, и угловой подавали с того места, где мяч покинул пределы поля, и на сегодняшнее правило «вне игры» покушались…
На турнирах этих, скорее всего, определится место дислокации заворотных. Им могут позволить выходить на поле, зорко вглядываться при «стандартах» в поведение противоборствующих пар и немедленно выявлять пихающихся и толкающихся нарушителей, наступающих друг другу на ноги, хватающих соперников за причинные места, плюющихся, словно верблюды, и норовящих мгновенно снять с противника трусы и майку. А могут и не позволить, оставив за воротами. В этом случае придется решать, какую мебель ставить непосредственно за сеткой: табуретку, кресло или вышку, наподобие той, на которой обслуживают матчи волейбольные и теннисные арбитры.
На мой взгляд, лучше всего подошла бы в сложившейся ситуации высокая табуретка без спинки с очень жестким сиденьем, вынудившим бы арбитра постоянно ерзать и не позволяющим заснуть, как это сделал однажды советский хоккейный рефери, на чемпионате мира в Швеции отправленный за ворота включать фонарь, фиксируя голы.