Точки и многоточия
Об идеально выстроенной модели работы селекционных служб в наших условиях рассуждать, скорее всего, не стоит. Слишком много «но», «однако» и прочих «если бы» немедленно вступают в силу, как только речь заходит о российском трансферном рынке. Поэтому и разговоры о том, что селекция должна носить «точечный» характер, скорее всего, беспочвенны. В идеале — должна бы, конечно, но где он, идеал?
Ну, тогда назовем практикуемую клубами российской премьер-лиги модель селекции, стало быть, «многоточечной». Пусть так. По крайней мере, это определение позволяет взглянуть на проблему без излишних придирок. Потому что если начать придираться и пытаться всякий раз поверить гармонию футбола алгеброй, разочарование неизбежно.
Например, «Зенит», давно объявивший о приверженности именно к «точечной» модели, но при этом без устали мечущийся по рынкам, дозаявил нынешним летом пятерых футболистов, и четверо их них (Розина, Быстров, Корниленко, Кежман) сыграли на финишном отрезке чемпионата достаточно яркие роли. В то же время не без успеха стремящийся к стабильности «Спартак», ведомый человеком с западной профессиональной ментальностью, пополнился семью новичками (Песьяков, Филипенко, Ибсон, Майдана, Озобич, Квинси, Низамутдинов) — и кто из них, скажите на милость, внес существенную лепту в итоговое красно-белое «серебро»? Через «Химки» в 2009-м прошел целый сонм разноплановых футболистов, фамилии которых ничего никому не говорят даже сегодня, а «Химки» одержали лишь две победы в 30 матчах. Миодраг Божович позвал зимой в «Москву» всего трех человек (Якубко, Тарасов, Григалава), зато каждый из них отработал сезон на полную катушку.
Реально ли объединить эти (и многие-многие другие) случаи под одним знаменателем? Очень сомневаюсь. Едва ли кто-то в футбольной России здорово удивится, если через год каждый из приведенных выше примеров поменяет «плюс» на «минус» или наоборот. Ясно одно: селекция имеет некоторые шансы обрести статус «точечной» только и исключительно в условиях стабильности и благополучия, причем как финансового, так и турнирного характера. И доказать эту простенькую мысль можно буквально одним примером.
Для иллюстрации приведенных выше соображений возьмем за точку отсчета «Локомотив», который прямо ассоциируется в сознании как раз с такими понятиями, как «стабильность», «основательность», «надежность» etc (по крайней мере, до 2006 года так оно и было). В «Локо», как известно, долгие-долгие годы трудились в одной связке Юрий Павлович Семин и Валерий Николаевич Филатов. Пришло время, когда люди достигли полного, абсолютного взаимопонимания, и жизнь клуба вошла в идеальную колею. Тренер и президент точно знали, что они хотят и что при этом могут себе позволить. Разве не естественно, что процесс селекции в таких комфортных условиях плавно мутировал и приобрел в итоге «точечный» характер?
Именно Юрия Семина можно считать пионером «точечной» идеологии, но с одной оговоркой: Семина времен его работы в «Локомотиве», потому что в 2006-м маститый тренер от нее легко отказался. Сезон-2006 Семин начал в роли рулевого «Динамо» («Наконец-то я обрел твердую почву под ногами», — радовался он после кратковременной командировки в национальную сборную), и поток легионеров, хлынувший под бело-голубые флаги, до сих пор остается всероссийским рекордом. Десятки новых людей сели на хорошие контракты, а Юрий Павлович, такое ощущение, в итоге просто растерялся. «Точечной» стала не селекция, а, напротив, редкие игровые позиции, в надежности которых сомневаться, слава богу, не приходилось. Чем вся эта катавасия закончилась, хорошо известно: Семин довольно быстро понял, что из «Динамо» нужно уходить. А позже «Динамо» избавилось и от временного хозяина Алексея Федорычева, чьи деньги и служили инструментом невероятной по масштабам кампании закупок.
«Локомотив» же, в свою очередь, утратил свои позиции сразу после развала тандема Филатов — Семин. Текучка кадров стала одной из главных проблем бывшего оплота стабильности. Так, накануне сезона-2007 в графе «пришли-ушли» значились 9 фамилий, в 2008-м — 11, в 2009-м — уже 12. Был период, когда в Баковке под одной крышей сосуществовали (и далеко не всегда мирно) египтянин, тунисец, малиец, шотландец, швейцарец, пара сербов, босниец, словак, белорус, эстонец и еще полтора десятка русских, возглавляемые тренером-иностранцем Славолюбом Муслиным. И где все эти годы обретался «Локомотив», без присутствия которого прежде не обходился ни один итоговый пьедестал, лучше даже не вспоминать. Президент «Локомотива» Николай Наумов признался недавно: «В последние пару лет мы допустили много ошибок в селекции. Не столько в том, что брали не тех игроков, а что набирали футболистов массово. Ведь если покупать 8–10 человек за сезон, становится ясно: на топ-игроков никаких денег не хватит, а значит, идет погоня за игроками средней руки. От этого усредняется общий уровень команды. Собственно, на это Юрий Семин и указал первым делом после возвращения в клуб. Наш путь — точечная селекция. Ведь игру по большому счету делает костяк из нескольких игроков. Остальные, как говорится, «таскают рояль». Если этот костяк разрушить, то команду нужно создавать заново. На мой взгляд, сейчас мы такую группу игроков только собираем»…
Сегодня ярко выраженным лидером номинации «Точечная селекция» в России является, конечно, стабильный, основательный, весь из себя такой фундаментальный «Рубин», который вот уже восемь с лишним лет возглавляет Курбан Бердыев. Очень показательное, на мой взгляд, дополнение к теме. Что называется — в кассу.
Игра в слова
Покойный Виктор Прокопенко, замечательный человек и очень сильный тренер, применил в свое время еще более изящный термин, характеризующий процесс селекции: «лазерная». То есть, подразумевается, идущая по лезвию бритвы, по границе допустимого и фактически исключающая возможность ошибки. Всем, помнится, формулировка поначалу очень понравилась; она вошла было в моду, но как-то быстро увяла. Почему? Да ведь, в принципе, эту линию, играя в слова, несложно продолжить. И придумать, скажем, наноселекцию. Здорово, правда? Как, наверное, приятно заявить президенту клуба, подводя итоги сезона: «Мы, прошу заметить, провели в этом году селекцию на уровне нанотехнологий. Мы купили звезд, не потратив ни единого лишнего цента, мы — лучшие, результат — налицо!».
Да только правды во всей этой истории будет пшик. Потому что сам по себе процесс селекции настолько же многообразен, насколько и неизбежен. Сегодня она, селекция, «точечная», а завтра, глядишь, становится вдруг глобальной, потому что, команда, оказывается, по разным причинам развалилась, и пришло время новую собирать. Ведь даже великие клубы, опирающиеся на собственные школы и пустившие при этом селекционные щупальца по всему миру, время от времени вынуждены заниматься глобальной перестройкой состава…
ДОСЛОВНО
------------------
В селекции армейского клуба существует жесткое правило: ищутся новички до 23 лет. Для мастеров класса Гонсалеса эта цифра может быть повышена до 25. Клуб вместе с тренером определяют, какие позиции необходимо укрепить, — и селекционный отдел ищет варианты. Условно говоря, изначально этих вариантов 15, после проработки селекционным отделом их остается 2-3, и только тут подключается тренерский штаб. Есть варианты с молодыми игроками, которых клуб приглашает на перспективу. Тогда тренеру не обязательно участвовать в предварительном просмотре.
Главный тренер ЦСКА Леонид Слуцкий
КСТАТИ
-------------
Единого парня ради…
Владимир Владимирович Маяковский, будем надеяться, не обиделся бы, узнав, как перефразированы его бессмертные строчки в условиях российской селекционной действительности:
Селекция — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого парня ради
Тысячи тонн футбольной руды…
Их адептом мог бы стать Юрий Красножан — один из старожилов тренерского корпуса российской премьер-лиги. Человек возглавляет нальчикский «Спартак» вот уже шесть сезонов, однако добиться стабильности результатов ему так и не удалось. Нальчик из года в год (за редчайшими исключениями) борется за выживание, причем накануне каждого сезона клуб становится рекордсменом по количеству игроков, попадающих «на карандаш». 40–50 человек — просмотровая норма для «Спартака», обыденный поток, и такой путь комплектования команды Юрий Красножан признает в данных конкретных условиях оптимальным.
Финансирование у «Спартака», прямо скажем аховое, а на рынке труда при должном усердии всегда можно нарыть пару-тройку человек, упущенных из виду конкурентами. Или просто не оцененных прежде по достоинству. Например, в начале 2009 года «Спартак» заявил семерых новичков (Лория, Хомич, Леандру, Берхамов, Концедалов, Концевой, Паради). Летом в заявку были внесены еще семеро (Шогенов, Рикарду, Пилипчук, Самсонов, Сирадзе, Асильдаров, Кажаров) — притом, что пятеро других футболистов были из команды освобождены. Итог этой глобальной работы — сохраненное место в премьер-лиге. Игра стоит свеч?
«Считаю, что костяк команды у нас сформировался по ходу завершившегося сезона, — заявил в одном из недавних интервью Юрий Красножан. — Тем не менее, укрепляться, конечно, будем. Масштабных покупок делать не собираемся, но в идеале хотелось бы приобрести по футболисту на каждую позицию».
То есть Нальчик снова подумывает как минимум об 11 новичках...