Когда-то Михаил Жванецкий с эстрады любопытствовал, зачем спортсменам вузы и НИИ, это же не медицина. Казалось бы, спорт — это так просто: пробежал быстрее всех — победил, выше всех прыгнул — пожалуйста, на пьедестал за медалью. Задача перед атлетом поставлена предельно ясная, исполнить ее гораздо сложнее. Впрочем, современный лайнер, скажем, усовершенствовать — тоже ребус не из легких, но миллионы долларов авиаконструкторы десятками не гребут. В спорте тоже не все участники соревнований мгновенно богатеют, но тенденция бросается в глаза. «Футбол — уникальное зрелище. Только придя на стадион, можно увидеть, как двадцать два миллионера мутузят друг друга, пинают ногами и валяют в пыли» — это, между прочим, Франц Беккенбауэр, Кайзер Франц, обладатель нескольких «Золотых мячей», чемпион мира и Европы, человек сведущий, знает, о чем говорит.
Спорт как шоу-бизнес
Правда, до гонораров теннисистов (и теннисисток) наследникам славы Беккенбауэра далеко. И вообще, в большом теннисе, чтобы стать миллионером, совсем не обязательно побеждать на корте. Звучит дико, но это сущая правда. Живой и совершенно очаровательный пример — Анна Курникова. Симпатичная и, как утверждают специалисты, талантливая русская девушка (ранее не раскрученный, поэтому особенно популярный бренд!) так и не выиграла за всю карьеру ни одного турнира. Это обстоятельство нимало не печалит практичную красавицу. По доходам, даже располагаясь в пятой сотне рейтинг-листа, спортсменка превосходила теннисных примадонн. Это доходы от рекламного бизнеса, зачастую, кстати, тоже не требующего от Ани дополнительных трудовых затрат.
Во что же превращаются современные соревнования? Да в то, во что им и предписано превратиться — в шоу-бизнес. Кто платит, тот и заказывает музыку, давно известно. А платят телекомпании и крупнейшие товаропроизводители, для которых, естественно, главное — шоу. Выявление победителя — не более чем приправа к и без того пикантному блюду. Футбол, к примеру, самый традиционный вид спорта, не зря же его выдумали англичане, а уважение традиций у этого народа в крови. В любимой игре миллиардов правила неизменны уже более ста лет. Что, впрочем, не произвело на американских менеджеров ни малейшего впечатления, они вообще не очень впечатлительный народ. Организаторы чемпионата мира — 1990 в США потребовали от ФИФА проводить матч в четыре тайма по двадцать минут каждый, вместо привычных двух по сорок пять. Мотивация, с их точки зрения, была убойной — больше перерывов, больше и рекламных блоков войдет. ФИФА тогда, кстати, была согласна, возмутились футболисты, тренеры и общественность. Тогда с их мнением посчитались, повторись ситуация сегодня — не уверен.
Эстет Блаттер
Нынешний глава ФИФА Зепп Блаттер в своей жажде сверхдоходов прост, как правда, и по-детски непосредственен. Недавно он призвал сделать форму для дам, играющих в футбол, более облегающей. Предложение это кого-то удивило, кого-то оскорбило и даже шокировало.
Свою неожиданную идею, высказанную в швейцарской газете Sonntagsblick, Блаттер постарался аргументировать:
«Смотрю я на футболисток — так много среди них милашек. Ну существуют же различия в правилах между мужским футболом и женским. Например, относительно мяча: у женщин он более легкий. Так почему же не ввести различия и в стиле одежды?»
Послушать Блаттера, да он просто эстет:
«Более возбуждающая форма будет способствовать экономическому процветанию женского футбола. Весь «мужской» бизнес — автомобили, оргтехника, пиво и так далее — сосредоточен на мужском футболе. А вот «дамский» — производство модной одежды, косметика — пока еще в женский футбол не вошел. Мера, которую я предлагаю, призвана ускорить этот процесс».
Дальше, правда, эстетика у футбольного босса отступает, освобождая место какому-то иному чувству, более практичному, что ли:
«Нечего стесняться облегающих трусов. Посмотрите на волейболисток: они их уже опробовали. Они отошли от мужского стиля — и не жалуются. Облегающая форма — будущее женского футбола».
Ну конечно! И телевизионщики с охотой раскошелятся и заплатят возглавляемой добропорядочным швейцарским буржуа организации большие деньги за показ девчонок в облегающих трусах, то есть, простите, за трансляцию матчей чемпионата мира по женскому футболу. Главное — зрелище, а зрелище без полуобнаженных девиц не так впечатляет. И не только с волейболисток нужно брать пример, примеров — предостаточно.
Телеэротика
Спорт превратился в шоу, которое смотрится куда эротичнее, чем выступления полуголых поп-звезд различной сексуальной ориентации.
«В спорте всегда можно найти эротичность, потому что спорт — это непредсказуемое движение, а движение непременно рождает неординарные эмоции», — так считает Иоланда Чен, трехкратная рекордсменка мира и победительница первенства планеты в тройном прыжке.
Чем эротичнее вид спорта, тем его телеаудитория больше. Абсолютные лидеры у спортэротоманов — фигурное катание и художественная гимнастика. Причины повышенного мужского интереса к этим видам спорта легко просматриваются: юные, поэтичные девушки набоковского типа, да еще все это дело под музыку. Вот уже и теория появилась: дескать, гимнастка на бревне всего лишь двойник стриптизерши на шесте. Но для организаторов шоу-бизнеса важен в первую очередь результат — почти как в спорте. Да и в самом деле — нельзя же не восхищаться девичьим изяществом и мастерством спортсменок.
На втором месте у мужчин по насыщенности эротическими флюидами — «королева спорта» легкая атлетика. Ее любили всегда, но, когда форма стала облегающей и откровенной, любовь переросла в фанатизм. Буйство красок и суперэротика! Рельефные мышцы, более заметные, чем у тех же гимнасток, стремительные движения, обнаженные ноги и облепившие тело влажные майки — все это такое живое, тут такой простор для фантазии! Да и красавицы на все вкусы: от воплощения грациозности и изящества бегуньи из Ямайки Мерлин Отти до толкательниц ядра, которых не успел увековечить покойный Рубенс, и переворачивается теперь, наверное, бедняга, в гробу от обиды.
Женщины в своих пристрастиях не менее эмоциональны, но, естественно, предпочитают смотреть совсем другие виды спорта, с настоящими мужчинами. Футбол и хоккей — вне конкуренции. Во время последнего чемпионата мира по футболу вне конкуренции у прекрасной половины человечества был неотразимый Зинедин Зидан. Я даже несколько приободрился и расправил гордо плечи, узнав из дамских разговоров в магазинах и общественном транспорте, как эротична может быть лысина, и вообще, плешивые мужчины — дефицит!
Традиционно в фаворе — плавание с красавцами типа Яна Торпа. Вот и выходит, что спорт и эротика неразделимы, какая ж свадьба без баяна!
А спортсмен нынче — человек публичный, он и сам давно привык ощущать себя больше артистом, чем, скажем, метателем молота или метательницей, ведь сегодня практически все виды программы, включая тяжелую атлетику, выявляют сильнейших как среди мужчин, так и среди женщин. Отдельные поздравления — феминисткам, они добились своего. Атлеты знают, что становятся объектом повышенного внимания, и готовятся соответственно.
Красивые костюмы, красивая обстановка, внимание миллионов людей — все это, конечно, стимулирует спортсменов. Хочется ярко выглядеть, но многим хочется и ярко выигрывать. Антиспортивный, по сути, своей пример Анны Курниковой притягателен, к счастью, не для всех. Другое дело, что, победив, можно не менее ярко блеснуть и в иной области: высший шик для чемпионки (гонорар тоже по высшему разряду) — занять своим обнаженным телом разворот «Плейбоя».
К истории вопроса
Похоже, вскоре на олимпийских аренах, как встарь, будут соревноваться лишь обнаженные атлеты. Это даже не магистральное веяние спортивной моды, это жесткое требование рекламодателей, тех, кто платит атлетам деньги, — поди с ними поспорь. Возрожденная Кубертеном Олимпиада устремилась к духовным истокам 2700-летней давности — культу прекрасно сложенного обнаженного тела. Не уверен, правда, что французский барон трудился именно во имя этой цели. На античных Олимпиадах, кстати, полюбоваться можно было лишь мужскими достоинствами, дам туда и вовсе не допускали, и заступиться за них было некому. В то прекрасное время не было даже слова такого «феминизм». Нахалок, пробравшихся тайком на соревнования, быстренько, без всяких проволочек и излишнего бюрократизма, сбрасывали со скалы. Но новое время — новые песни. Женщины с каждым олимпийским циклом составляют все больший процент от общего числа участников Игр. Все-таки наблюдать за юной гимнасткой, крутящей сальто на ковре, куда приятнее, чем за тяжело дышащим штангистом необъятных размеров, с бросающимися в глаза последствиями передозировок анаболических стероидов на неправдоподобно мускулистом теле. Впрочем, возможно, это всего лишь мои личные впечатления. А на самом деле, как известно, кому-то нравится поп, кому-то — попадья, а кому-то и вовсе попова дочка. Вкус — дело индивидуальное, а ученые основываются на статистике, которая не всегда является большой ложью. Многие психологи сегодня уверяют, что столь массовой популярностью современный спорт обязан именно присущему ему эротизму. Вернемся к истокам?
Давайте вспомним, что послужило прообразом соревнований, так сказать, предтечей нынешнего спорта. Состязания, целью которых было выявление достойного партнера для первой красавицы племени. С деньгами тогда было гораздо хуже, чем теперь, медали еще чеканить не научились, поэтому сама красавица и служила призом победителю — очень удобно и экономично, главное, все довольны, кроме проигравших. Но, к счастью, спартанские нравы остались в прошлом. В теннисе платят уже за сам факт участия в турнире, призов и, главное, призовых хватает на всех. Вспомним в очередной раз Анну Курникову, побед — ноль, а банковский счет выражен цифрой с таким количеством нулей — без компьютера не подсчитаешь.
Я вообще убежден, что для большинства нормальных мужиков профессиональные модели не очень-то и интересны, в первую очередь именно из-за своего профессионализма. А вот пикантно задравшаяся во время поединка мини-юбочка Николь Вайдисовой (совершенно случайно, заметьте!) — иное дело и иные эмоции. Тут уж — главное телеоператору не зевать.
Не все, правда, деятели эротического шоу-бизнеса корректны по отношению к спортсменам. Особенно достается бедолагам от папарацци. Эти наглые ребята умудряются обмануть любую охрану, и куда они только не проникают.
За что боролись
Это, впрочем, не более чем из держки. Всегда можно договориться цивилизованным путем. Главный редактор популярного интернет-издания Black&White Карен-Яна Эйре заявила журналистам, что атлетам нечего стыдиться: они гордятся своим телом. Его и продемонстрировали миру на руководимом госпожой Эйре портале прыгунья с шестом Татьяна Григорьева, бегунья Таня ван Хээр, чемпион мира по плаванию Грант Хэккет, заснятый в специальном аквариуме. Есть в новом фотоальбоме и групповые снимки, например мужской сборной Австралии по водному поло, естественно, в обнаженном виде.
Призыв Блаттера разоблачаться, обращенный к подведомственным ему футболисткам, был услышан не только ими. Неожиданно подхватила идею швейцарца и Женская теннисная ассоциация (WTA). Эта уважаемая организация обратилась к участницам проводимых ею турниров с призывом:
«Не забывайте, что вы женщины».
Декольте в костюме Серены Уильямс стало глубже. Правда, на груди теннисистки разместился новый девиз WTA.
Подобным примерам несть числа. Не стоит бороться с повальной эротизацией большого спорта как с важной составляющей его гигант-ской коммерциализации. Борец за нравственность здесь неизбежно обречен. Больше всего меня в данный момент беспокоит, чтобы мой гипотетический читатель не увидел такого борца в авторе этих не бесспорных заметок. Бог с ней, с нравст венностью, я совсем о другом.
Из спорта вымываются его благородные идеалы, исчезает самодостаточность и самоценность Победы, дух борьбы подменяется жаждой успеха любой ценой, а успех этот тоже имеет свою цену, и совсем не обязательно спортивную. В последний раз вспомню Анну Курникову. Даю слово: я совсем не завидую ее миллионам. Просто она стала для меня символом этих перемен, далеко, на мой взгляд, не лучших. Мне бы хотелось оставить подиум — моделям, а стадионы — атлетам, не путая при этом дефиле с теннисом.