История успеха СКА глазами его старшего тренера. О тандеме Вячеслав Быков/Игорь Захаркин можно снять любое кино — от спортивного экшна до психологической драмы. Дуэт «БиЗ» — бренд российского хоккея. Готовясь беседовать со «Спортом День за Днем», Игорь Захаркин оговорился: выяснять отношения или сводить счеты с критиками и оппонентами ему неинтересно — это все в прошлом. Что ему было защищать? За него это сделал результат, который многим из коллег Быкова с Захаркиным со СКА не удался. А вот почему их возвращение оказалось триумфальным, рассказывал подробно, выдавая профессиональные секреты. Интервью было долгим, здесь приведены лишь самые яркие отрывки.
Почему СКА часто проигрывал
— Предлагаю вернуться на год назад. Приходя с Вячеславом Быковым в СКА, вы понимали причины, которые мешали команде выиграть Кубок Гагарина?
— Многое было понятно. Мы анализировали выступления СКА в предыдущих сезонах. Армейцев и тогда отличал сильный состав, что подтверждало успешное выступление в «регулярке». Но в игре команды бросались в глаза и особенности, не позволявшие выигрывать в решающих матчах и претендовать на большую победу. Первое — недостаточная командная скорость. Было много индивидуальных действий, часто правильных, кстати. Но они же иногда задерживали развитие атаки, делали ее предсказуемой. Второе — психологический аспект. В матчах, которые трудно складывались, команде тяжело давалось их переломить. Поэтому важнейшей задачей для себя мы видели увеличение командной скорости. Не только в атаке, но и при переходе в оборону. Чтобы при потере шайбы сразу реагировать перестроением. Эти два фактора повлияли на концепцию подготовки команды к чемпионату и построения тактических действий команды в матчах.
— Разъясните еще раз, что такое «запланированный спад».
— Речь идет о спортивной форме хоккеистов, а, подчеркну, не о запланированных поражениях. Поражения никто не планирует. Но, добавив и поменяв нагрузки на тренировках, мы понимали, что эти нагрузки обязательно повлекут отсутствие свежести и потому не во всех матчах команда будет в оптимальном состоянии. Проводись чемпионат по старой схеме, с паузами на матчи сборной, этих проблем в играх можно было бы избежать — во время паузы хоккеисты успели бы и восстановиться, и много поработать. В этом же сезоне чемпионат останавливался лишь на Кубок Первого канала, осенью и после Нового года матчи шли один за другим, поэтому нам пришлось идти на этот эксперимент.
— А как определить, что у команды спад?
— Сравнить с ее лучшими матчами. Когда комбинации проходят на высокой скорости, создается много моментов, на хорошем уровне реализация. Когда хоккеисты сразу после потери шайбы отходят назад и вступают в отбор. То есть быстро на все реагируют. А под большими нагрузками эти действия на такт или даже на два задерживаются. Игрок дольше, чем обычно, держит шайбу, не столь резко стартует и бросает, часто опаздывает на мгновение за действиями соперников.
Объяснения перед руководством
— Значит, часть матчей для СКА стали тренировочными?
— Так все-таки нельзя говорить. Результат в них был очень важен. Но мы нарабатывали терпение, методичность в выполнении игрового задания, игровую дисциплину и скорость перехода в атаку с обороной. Что принесло дивиденды в матчах плей-офф. Безусловно, мы не предполагали, что в конце осени и в начале зимы столь часто будем проигрывать. Рассчитывали, что высокое индивидуальное мастерство игроков снивелирует эти сложности и побеждать мы будем чаще, чем уступать. Решаясь на этот эксперимент, мы сильно рисковали.
— Чем?
— Своей работой в команде.
— Даже так?!
— Конечно! Когда поражения идут одно за другим, к тренерам появляются серьезные вопросы. Тем более проигрывали мы другим фаворитам сезона — «Магнитке», «Ак Барсу». А «Динамо», принципиальнейшему сопернику, уступили во всех четырех матчах. Эта ситуация руководителей клуба беспокоила.
— Что вы говорили им в ответ?
— Мы объясняли свою стратегию подготовки команды, необходимость этих издержек. Убеждали, что на решающей стадии сезона это даст результат. И большое спасибо Геннадию Тимченко и Роману Ротенбергу. Не прояви они большого понимания и терпения, мы бы могли до плей-офф не доработать.
— И за кем было последнее слово?
— За убедительной аргументацией.
— О лидерской роли Ильи Ковальчука на скамейке и в раздевалке говорилось много. А чьи еще слова были весомы вне площадки?
— Огромный авторитет у Патрика Торесена. Он потребовать мог с любого. Велика роль в формировании командного духа и у Дмитрия Калинина, Андрея Кутейкина, Вадима Шипачева. Да и другие готовы были пожертвовать всем личным ради общей победы команды. Особенно подчеркну роль Евгения Кетова. Он своим мужеством на льду воодушевлял партнеров.
— Илья Ковальчук долго оставался в тени Александра Радулова. На него влияли разговоры о том, что на фоне забивающего и отдающего голевые передачи Радулова он отмечается только ударом соперника и спорами с судьями, а потому статус звезды, в отличие от противника, не оправдывает?
— Илья, как бесспорный лидер команды, как и другие хоккеисты, жертвовал личными достижениями для общей победы. Именно Ковальчук был первым в единоборствах, первым был готов физически наказать соперника, отработать назад. Все действия Ильи были направлены на успех команды.
— Что отличает СКА от других команд-победителей, где вы работали?
— Мотивация. В СКА много известных и сильных игроков, которые давно пытались выиграть трофей, но никак до него не дотягивались. Желание наконец одержать большую победу и устроить праздник болельщикам стало мощным двигателем команды. Второе — количество личностей в ней. Не просто выдающихся мастеров, а именно больших личностей. К ним отнести можно всех игроков команды. Потому что они играли и бились не за себя, а за команду. Начиная от Ковальчука и заканчивая молодым Юдиным. Выделяет СКА и организация дел в клубе. Все вопросы, даже сложные, здесь решаются на раз-два. Что позволяет тренерам полностью сконцентрироваться на своей работе. И, безусловно, город, за который мы выступаем. История Санкт-Петербурга, его архитектура и неповторимость создают ауру, которая не терпит полутонов. Питер не принимает фальши. Здесь только искренность может привести к успеху.
2015-й год в спорте
Вот это да! Это сейчас фигурное катание во многом ассоциируется с Алиной Загитовой, Евгенией Медведевой да юными японками. В 2015-м равных не было Елизавете Туктамышевой. За один сезон она выиграла финал Гран-при, чемпионат Европы и чемпионат мира! Ранее из россиянок подобное удавалось только Ирине Слуцкой. Ученица Алексея Мишина уже тогда прыгала тройной аксель — один из самых сложных элементов. Несмотря на травмы и болезни, Лиза до сих пор топ!
Вы серьезно?! Вместо телеканала «Россия 2» с 1 ноября 2015-го начал вещать новый — «Матч ТВ». Концепция канала была нацелена на популяризацию спортивного движения и ЗОЖ. Как это бывает, начиналось все отлично — много прямых трансляций ведущих спортивных событий, лучшие комментаторы страны… Но чем дальше, тем больше претензий возникало к «Матч ТВ». Вместо популяризации спорта началась охота на ведьм, запреты на размещение обзоров матчей ФНЛ (!) и постепенный уход комментаторов вроде Владимира Стогниенко. Сейчас за контент вроде матчей РПЛ надо платить. Концепция изменилась, теперь зарабатывать должны все.
Сказано: «Руководство академии сказало, что у Далера нет шансов продолжить карьеру в ’’Зените’’: ’’У вашего сына отличная голова — настоящий компьютер, но физически он не готов’’. Пришлось по своим связям устраивать Далера — сначала он в чемпионате Санкт-Петербурга играл, затем я забрал его к себе в ’’Карелию’’». Адьям Кузяев, на тот момент тренер «Динамо-СПб», в рубрике «Спорта День за Днем» «Гость на выходные». В 2017 году его сын Далер перейдет из «Терека» в «Зенит».)
Фото: ХК СКА; РИА «Новости»