(Фото: РИА «Новости»)
Русский язык и иностранные тренеры «Зенита» — это отдельная песня. Чех Властимил Петржела спокойно обходился без переводчика со своими фирменными «дураковиной» и «не можно». Голландец Дик Адвокат, напротив, не выучил ни одного русского слова за три с половиной года работы в «Зените». У Лучано Спаллетти тоже особого прогресса не заметно, но иногда он все же переходит на великий и могучий: «двигай мяч», «не стой», «Валера»... Последнее слово появилось в лексиконе благодаря «другу» Карпину из «Спартака». Впрочем, уместны ли здесь кавычки? Ведь врагами Спаллетти с Карпиным никак не назовешь. Просто два амбициозных человека иногда отпускают шпильки в адрес друг друга. И им весело, и для болельщиков какое-то разнообразие посреди повсеместной политкорректности. Накануне воскресной встречи уроженцы Чертальдо и Нарвы почему-то не вспоминали друг про друга. Пробел восполнил корреспондент «Спорта День за Днем».
История первая. Как Спаллетти стал агентом Карпина
Летом 2012 года Спаллетти предложил Карпину… возглавить «Зенит». Естественно, после ухода самого Спаллетти. Мистер даже не поленился отправить кандидатуру Валерия Георгиевича главе Газпрома Алексею Миллеру. «В этом случае у Карпина появится возможность выиграть хоть какой-нибудь трофей», — объяснил свою заботу синьор Лучано. Карпин не стал в ответ вспоминать, что Спаллетти выиграл свой первый титул только через 12 лет после начала тренерской карьеры — Кубок Италии — 2006/07 с «Ромой». Зато намекнул, что «Зенит» продавил смягчение лимита на легионеров («7+4» вместо «6+5»). Такой наглости Спаллетти уже не мог стерпеть! После чего и подколол с трофеями и работой в «Зените».
Чем все закончилось: отомстить на поле Карпин не мог (в тот момент его снова «разжаловали» в гендиректоры красно-белых), а испанский наставник Унаи Эмери оказался плохим помощником. Спустя месяц сине-бело-голубые разорвали «Спартак» на «Петровском» — 5:0, а оскорбленный Спаллетти выпустил в стартовом составе сразу восемь (!) россиян: Малафеева, Анюкова, Семака, Быстрова, Денисова, Широкова, Файзулина и Канунникова. Неправда ли, удивительная картина для нынешнего «Зенита», где на первых ролях сплошь одни легионеры?!
История вторая. Даешь Карпина в пресс-атташе «Зенита»!
Спартаковский дуэт Леонид Федун — Валерий Карпин чем-то смахивает на комичных персонажей «Трех мушкетеров»: короля Людовика XIII и его слугу Ляшене, который все время терялся. Но сразу же находился. Так и с Карпиным. Стоило владельцу «Спартака» разочароваться в тренере из-за бугра (датчанине Микаэль Лаудрупе, испанце Эмери), как сразу же раздавался знакомый голос: «Я здесь, Леонид Арнольдович!» Последний раз Карпин оказался под рукой в ноябре 2012 года, аккурат перед игрой с «Зенитом».
За три дня встряхнуть свою команду ему не удалось. Только чужую резкой фразой: «Я не хочу допустить трансферных ошибок ’’Зенита’’». Понятно, что речь шла о бразильце Халке, купленном за баснословные 60 млн евро. Естественно, Спаллетти не смог промолчать. Ведь это же он настоял на покупке звездного нападающего. «Валера, я уже говорил раньше, не надо говорить о наших игроках! — вскипел Мистер. — С тех пор как Карпин работает в ’’Спартаке’’, он потратил на футболистов чуть ли не сто миллионов и купил больше двадцати человек. Где-то пятнадцать из них уже команду покинули. И он еще продолжает говорить о нас! Что ж, я покажу ему Халка! А Карпина можем взять новым пресс-аташе ’’Зенита’’».
Чем все закончилось: смотрины бразильца прошли на ура! Халк открыл счет в матче, а еще один дорогостоящий новичок, Аксель Витсель, вообще сделал дубль. Ни до, ни после Микрофон таких подвигов не совершал. Закончилось избиение «Спартака» голом Романа Широкова, выслушавшего немало оскорблений от фанатов красно-белых (4:2). А что же два наших героя? Объятий и поцелуев не было, но рукопожатие после финального свистка все же состоялось. После такой убедительной победы «Зенита» делить им было нечего. Да, кстати, Евгений Гусев и по сей день работает руководителем пресс-службы питерского клуба.
Эпилог
Перед нынешним сезоном Спаллетти и Карпин получили карт-бланш от руководителей своих клубов. Но с одним маленьким условием. Миллер от Спаллетти ничего не требовал взамен. Во всяком случае публично. Мы можем только догадываться, останется ли итальянец в Петербурге, если «Зенит» не выйдет в плей-офф Лиги чемпионов или — еще хуже — не вернет себе чемпионский титул. У Карпина все проще и одновременно сложнее. Федун, видимо, посчитал, сколько вбухал денег в «Спартак», и захотел взамен первый титул. Причем неважно где. С Лигой Европы разговор у красно-белых получился короткий, остались чемпионат России и Кубок России, откуда повылетали почти все представители премьер-лиги, включая «Зенит». Если завтра Карпин в третий раз кряду проиграет Спаллетти, то чемпионский журавль улетит окончательно. Фора в девять очков — слишком серьезный груз. Останется еще кубковая синица. Спугнуть ее — значит отправить себя на тренерскую биржу, откуда неизвестно когда вернешься. Спаллетти ведь пока домой не собирается.