Есть в нашей профессии люди, фамилии которых говорят сами за себя. Журналист и писатель Всеволод Кукушкин — именно из таких. Он лично присутствовал на всех Кубках Канады и Кубках мира и недавно вместе с Владиславом Третьяком летал в Америку разговаривать с крутыми боссами НХЛ — о возрождении турнира. Кукушкин — человек, которого слушают великие люди по ту и эту сторону океана. А что он сам думает о жизни и хоккее, выясняла корреспондент «Спорта День за Днем».
Иглсон просто хотел наполнить пенсионный фонд
— Разведка донесла, что вы летали в Канаду и участвовали в важных встречах по поводу Кубка Канады.
— Встреча наша носила действительно служебный характер. Там был и комиссионер НХЛ Гарри Беттмэн, и глава профсоюза лиги Дон Фер. Поскольку это соревнование полностью принадлежит НХЛ, ИИХФ активно в этом не участвует. У нее есть свои соревнования, которые называются Олимпийские игры, чемпионаты мира и т. д. Этот турнир, как признают сами канадцы, коммерческий. Игроки получают за участие неплохие деньги.
— Стало быть, не бескорыстная любовь…
— Естественно. А кто сейчас бескорыстен? Бескорыстных маловато.
— Где проходила встреча?
— В Торонто.
— Мы эту бабку-ведьму уже похоронили давно. Ведь из пяти турниров победили в Кубке Канады только один раз — в 1981 году. Зачем нам снова нужны эти грабли?
— Хорошо понимаю, о чем ты говоришь. Отвечу так. Когда-то я интересовался искусством. Скульптурой. Ее можно изучать со всех 360 градусов. Обходишь по кругу и смотришь. Так надо смотреть на многие вещи. Что нам дает Кубок мира?
— Опыт игрокам, например…
— А для нашей федерации он не дает ничего. Хотя там будут и деньги за участие…. Американцы устроены по-другому. Они всегда думают — как бы нам заработать. А как можно заработать? Первое — телевизионные права. Второе — огромная продажа сувениров и билеты. Пока точной цены на билеты не назову, но дешево они точно не стоили никогда. Стартовая цена — 100 долларов. Мы живем в одной стране, они — в другой. И устроено их мышление иначе. Сейчас они старательно раскручивают этот турнир. Кажется, 1 марта все сборные должны будут назвать по 16 неприкасаемых игроков. И дальше за океаном станут тщательно раскручивать всю эту историю.
Реклама • olimp.bet
— То есть турнир возрождается не на патриотических чувствах?
— Забудьте вы уже об этом. Когда Алан Иглсон (первый исполнительный директор Ассоциации игроков НХЛ, проработал на этой должности 25 лет. — «Спорт День за Днем») придумал Кубок Канады, то преследовал только одну цель — наполнить деньгами пенсионный фонд игроков НХЛ.
Здесь все основано на деньгах и для денег
— А нам это зачем тогда?
— У нас много игроков выступают в НХЛ, и они тоже хотят заработать на пенсию. И будут ее получать, кстати говоря. Плюс есть самолюбие хоккеистов. Те, кто играет в этом турнире, получают суточные — и все. Призовые делят между собой только финалисты турнира.
— Тогда не понимаю вообще, зачем мы там участвуем.
— Кто мы для них такие? Они устроили праздник. Вкладывают деньги. Хотите участвовать — приходите. Ведь они все оплачивают — вплоть до формы. Мы не только ничего не теряем, но еще и приобретаем. Например, никто в мире не имеет права использовать название «сборная России» без согласия Федерации хоккея России.
— Разве раньше было иначе?
— Сейчас они могут создать команду из играющих русских в НХЛ. Но назвать «сборной России» уже не имеют права.
— И все же зачем вы ездили в Канаду? Какие вопросы утрясли?
— Мы ездили с вице-президентом ФХР Курбатовым и президентом федерации Третьяком. Согласовали график: что, где, когда. Более того, обговорили процесс сборов. И получили эскиз формы игроков. Как она будет выглядеть? Не скажу. Подписку давал. Организаторы будут ее продавать и на этом зарабатывать… Вообще встреча была серьезная. Присутствовали Беттмэн, вице-президент лиги Билл Дэйли, Фер… Более того, они устроили специальную пресс-конференцию. С двумя ведущими. И специально ради этого самолетом привезли Евгения Малкина!
— Да вы что? Серьезно?
— Да, Женя приехал специально, чтобы представить русских. Но я сразу предупрежу ваши патриотические чувства. Все это основано на деньгах и ради денег. Никто просто так не будет раскошеливаться. Закончились те времена, когда государство их давало. Оно само уже смотрит на нас и говорит: а может, вы уже сами начнете наконец зарабатывать? Игроки играют на себя. Организаторы думают масштабнее, им надо заработать и на детей, и на пенсионеров. Это дело непростое. Тут надо напрягаться, придумывать, искать варианты.
Для Овечкина и Малкина любой повод сказать «я — русский» важен
— Я таких ребят, как Ковальчук или Малкин, очень уважаю…
— Вы правы, Малкин, например, это тот человек, который за державу реально переживает. И здесь не надо удивляться. Нормальные люди не должны удивляться, что вокруг тоже есть нормальные люди. Для наших звезд, таких как Овечкин или Малкин, любой повод сказать «я — русский» важен. Возьмите того же Витю Тихонова, он всегда с удовольствием говорит: «Я — русский». Он не делает вид, что забыл родной язык.
— Не буду скрывать, к Вите и его семье, а также к Артему Панарину отношусь с нежностью и большой человеческой любовью. Сейчас эти ребята уехали в «Чикаго». Говорят, там каждый сам за себя, но Витя переводит речь Артема, и это приятно видеть…
— И правильно делает. Так и надо. Пункт первый и важный. Если у них голова не закружится — все будет хорошо.
— Они и так вроде медные трубы прошли?
— Голова может закружиться у кого угодно, когда угодно и в любом возрасте. Если эти ребята пройдут данное испытание, то дальше их задача — вписаться в коллектив. Что бы мы ни говорили, надо доказать: ты — командный игрок. Это очень важно.
— Витя, как я думаю, помогает Артемию, потому что говорит на английском как на родном?
— Если бы ты знала, сколько людей в Чикаго говорит на русском. Проблемы в переводчике нет. Главное, чтобы парни выдержали разные атаки.
Америка устроена так: одни добрые бескорыстно, другие — наоборот.
— Что вы имеете в виду?
— Всяких проходимцев, которые говорят по-русски, но, к примеру, предложат хорошую машину. Они скажут: оплати ее полностью. И ты уже лох. Все берут машины в кредит. И много таких моментов. Прилипал много. И с женщинами аккуратно надо. Витя Тихонов может помочь Артему, но только если тот его попросит по-человечески. Ведь мы все сами выбираем свою жизнь. Вот ты идешь в ресторан, и только ты решаешь, что будешь кушать: щи или борщ. Можно повестись на шустрого агента и подписать что попало — просто за 12 пар бесплатных кроссовок. И попасть в реальную кабалу. А можно просто сказать: «Ребята, у меня есть деньги, и я сам выберу себе одну пару кроссовок в магазине!» Америка устроена так: одни добрые бескорыстно, другие — наоборот. Но поговорка про бесплатный сыр в мышеловке актуальна. И мышеловок очень много. Многое зависит от порядочности агента и людей, которые становятся твоими советчиками. Вот подойдут к тебе и скажут: «Таня, напиши заметку». А потом говорят: «Мы же не договаривались о деньгах». Потом смотришь, а под твоей фамилией другой текст, от которого ты в обморок падаешь.
Всегда есть люди, готовые сказать, что парень из нашей страны — мерзавец
— Было и такое…
— Значит, ты понимаешь.
— Но вернемся к Кубку мира…
— Расписание составлено и всем выдано на бумаге. Это не секрет. Сладеньких команд нет, мы будем играть в одной группе с финнами, шведами и «Молодой Америкой».
— И кто эти парни?
— «Молодая Америка» — это молодые голодные зверьки… Кроме того, будет команда Европы, которую формирует словак Мирослав Шатан, а тренером будет Ральф Крюгер. Тоже соберется неплохая банда. Ведь хорошие хоккеисты, пусть и единицы, есть в каждой стране. Игрок из клуба НХЛ отказаться от участия в Кубке мира не может — он ведь там пенсию получает. Так что сборные соберутся сильные. Профсоюз в НХЛ — это не путевка в дом отдыха. На пенсию надо заработать. Думая не только о себе, но и о партнерах. Если случаются забастовки игроков, значит, это серьезно.
Сколько канадцев и американцев лупят своих жен — не сосчитать. Но они лупят на своей земле. Русский — чужой.
— Меня интересует еще один вопрос — инцидент с Вячеславом Войновым. Что там, на ваш взгляд, произошло?
— Если ты выпил одну стопку — остановись. Не будь дураком. И жену — хоть гражданскую, хоть законную — колотить не надо. Америка. Им только дай волю… Всегда есть политическая ситуация. Всегда есть люди, готовые сказать, что русский — мерзавец. Сколько канадцев и американцев лупят своих жен — не сосчитать. Но они лупят на своей земле. Русский — чужой. Пока своим не станешь, за тебя и слова никто не скажет.
— Почему? Где демократия?
— Рассказать про демократию? Оголтелая пропаганда и абсолютно контролируемая печать. Это наше заблуждение — думать, что там свобода прессы. Все СМИ контролируются так, как у нас во времена КПСС не контролировались.
— Стало быть, нет никакой свободы слова?
— У них — и в прессе, и по телевидению — идет полномасштабная антироссийская пропаганда.
— За что казнили Войнова и не смогли Варламова?
— Вопрос в другом. Кто и когда попадется в сетки. Ты можешь ехать по улице, проскочить на красный свет. Рядом водитель сделал то же самое. Но тебя наказали, а его нет. Здесь у каждого своя судьба и крест свой. Войнов просто случайно попался.
Мою книгу в Канаде никогда не издадут
— Но тогда политика здесь ни при чем. Как недавно сказал мне Сергей Брылин, от хорошего игрока никто не откажется. И политика здесь ни при чем.
— Это верно. От хорошего игрока действительно никто не откажется, но хороший игрок и хороший человек — это две большие разницы. Один может плюнуть на тротуар, другой — нет. Войнова как человека я не знаю. Какой он игрок, мы знаем, а какой человек — вряд ли. Америка — полицейское государство. Сосед наблюдает за твоим домом. И если в него полезет ворюга, полицию он вызовет. Так принято во многих странах. Однажды у меня завязалась интересная беседа. Помню, разговаривал с американской четой. И они оголтело накинулись на меня, дескать, во время войны мы, русские, всех немцев выселили с Поволжья. Они любят обсуждать, что не так у нас. Тогда я обратился к жене собеседника и поинтересовался, какой она национальности. Она сказала — японка. На что я ей рассказал, сколько японцев было интернировано, когда Америка вступила в войну с Японией. Потом повернулся к мужу. И он не опроверг мои слова. Об этом просто не говорят. Им просто невыгодно это помнить. У меня вышла книжка новая, «Хоккей нового времени» называется. Это книга про все Кубки Канады с пересечением жизни Виктора Тихонова.
— Кстати, книга его недавно вышла…
— Его книги не существует. Он не успел ее написать. Это книга его воспоминаний, его жены, которые записывал Дима Федоров. И есть моя книга — она основана на пересечении истории жизни Тихонова и Кубков Канады. Она издана на двух языках (русском и английском). Первый, кому я отправил ее, был основатель турнира — Иглсон. Он сказал, что прочел ее с интересом. И сказал: у тебя, Всеволод, свой взгляд, и он отличается от их взгляда на турнир. Но имеет право на жизнь. На самом деле мы одни и те же вещи видим по-разному. Ведь я был на всех Кубках Канады. Работал в ТАСС. И даже был пресс-атташе нашей команды. Но есть один важный момент. Мою книгу в Канаде никогда не издадут.
— Почему?
— Потому что это книга русского. Они своего, канадского автора издадут. Со своей, местной точкой зрения.
Хотите Кубок двуглавого орла? Миллиарды на бочку
— Похоже, демократия — это сказки, вроде книжек Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы…
— Разговаривал недавно с Калерво Куммолой — президентом Федерации хоккея Финляндии. Спросил его, мол, как ты считаешь, коммунизм — это хорошая идея? Он ответил: хорошая, но неосуществимая.
— Можно ли провести следующий Кубок мира в России — есть такая идея у нашей федерации. И второе — сравним ли турнир с Олимпийскими играми?
— Пункт первый — никогда не сравнится с Олимпиадой. Кубок мира — коммерческий турнир. Да, интересный. Молодец Иглсон — ухватил идею. И на нем можно заработать. Но рядом с Олимпиадой их ставить не надо. По поводу проведения турнира в России… Иглсон сказал, если готовы «раскошелиться» — нет проблем, проводите его в России. Можете назвать его «Кубком двуглавого орла». Только денежки на бочку положите. А проект этот стоит миллиарды долларов. Проза сегодняшнего дня — все имеет свою цену.
Мы больше сопереживаем чужому горю и беде. И ответственны за многие вещи в большей степени.
— Все-таки хочется верить, что Россия еще сохраняет духовность.
— Бескорыстно помочь могут и за границей. Но духовность, ты права, у нас еще осталась. Мы больше сопереживаем чужому горю и беде. И ответственны за многие вещи в большей степени. Во многих странах происходит расслоение общества, даже в африканских племенах. Мы же в этом плане более едины. Правда, после горбачевских времен разница между бедными и богатыми стала больше.
— Есть среди ваших знакомых американцев кто-то, по душе похожий на русского?
— Мне симпатичен знаменитый в прошлом шведский хоккеист Матс Нэслунд — в свое время он был звездой «Монреаля». Я его спросил: «Ты по-прежнему будешь менеджером сборной?» Он ответил: «Завязываю. Плотничать начну».
— Прямо как отец Христа — Иосиф.
— Он согласился. И Нэслунд не первый плотник от хоккея. Помнишь такого Ивана Курнуайе?
— Конечно. Серия СССР — Канада 1972 года…
— Так вот он тоже был плотником. Я был у него дома, и он мне с гордостью показывал свои поделки. Он бессребреник в какой-то мере. Знаешь, бывают люди, к которым ты обращаешься за интервью, и тебя отсылают к агенту, который называет сумму. Курнуайе можно было позвонить в любой момент. Он отвечал: вот мой адрес, приезжай. И никаких денег за съемку не брал. Так что все люди разные.