Пока в хайлайты Лиги чемпионов и других европейских чемпионатов стремительно врываются основанные на просмотре повторов отмены голов Николаса Тальяфико «Реалу» и Альваро Мораты «Ювентусу» https://www.sportsdaily.ru/articles/idealnye-ubijstva-atletiko-i-manchester-siti-v-polushage-ot-chetvertfinala, а также ситуации наподобие превращения счета 2:1 в 1:2 в чемпионате Италии https://www.sportsdaily.ru/articles/pozor-var-v-italii-vo-vremya-matcha-spal-fiorentina-sluchilsya-skandal, в России еще только продолжается подготовка по внедрению системы VAR. До конца сезона-2018/19 в России должны пройти девять матчей с легальным использованием видеоповторов. Руководитель проекта по внедрению системы VAR в России Леонид Калошин считает споры о целесообразности использования системы бессмысленными, ведь VAR уже стал неотъемлемой частью футбола. В интервью «Спорту День за Днем» Калошин рассказал о подготовке к внедрению, сложностях, этапах, цифрах. Максимально информативно.
Шансы на использование системы в Кубке России – 50 на 50
– Систему VAR хотят ввести с полуфиналов Кубка России. Все идет по плану?
– Это желание было озвучено еще в конце июля 2018 года. Мы к этому стремимся, готовимся. Надо понимать, что-то может получаться, что-то – нет. Итоговое решение принимать не нам, а IFAB и ФИФА. Они примут решение, оценив наши результаты при подготовке. Оценят работу не только видеоассистентов и судей, но и реплей-операторов, инфраструктуру, телевидение. Пока готовимся. С декабря идет интенсивная подготовка. Сейчас, с февраля, начался самый ответственный период.
– Когда примут решение?
– Окончательное решение примут за неделю до матчей. Надо понимать, что это многоступенчатый и сложный процесс. Надо рассматривать разные сценарии. По крайней мере я не люблю строить каких-то планов, люблю идти постепенно, шаг за шагом, ведь предстоит пройти много этапов.
– Решение за неделю до матчей. Этого времени хватит? Для технической части?
– Техническая часть готовится за один-два дня. За неделю важно будет понять, достигли ли мы того уровня, который позволит провести игры в боевом режиме. И есть ли какие-то серьезные нарекания из отчета, который мы предоставим. Надо понимать, что есть очень много субъектов, от которых зависит конечный успех. Стадионы и их инфраструктура, телевидение, качество работы судей-видеоассистентов, реплей-операторов. Главное – идти по графику. Оптимизм есть, но не огульный, а расчетливый. Поэтому на сегодняшний момент шансы – пятьдесят на пятьдесят.
Видеоассистенты начнут работу в РПЛ в офлайн-режиме
России могут не разрешить использовать VAR
– Как проходит подготовка видеоассистентов? Кто они – бывшие арбитры?
– Видеоассистенты – действующие судьи матчей РПЛ. Их подготовка – это моя непосредственная обязанность. Реплей-операторов обучают специалисты технологического провайдера, который предоставляет оборудование для системы VAR. Там разные люди. Главное, чтобы они достаточно быстро и четко выводили на экран необходимые повторы и ракурсы для видеоассистентов, правильно вели коммуникацию с видеоассистентами. Это специалисты в большей степени технические, знакомые с компьютерами, принципом работы камер. Как во всем мире, это люди из разных сфер. Идет большая практическая работа по многим направлениям, которая для подавляющего числа любителей футбола, тренеров и специалистов, наверное, во многом непонятна.
– Сколько человек обучается?
– Реплей-операторов около десяти человек. На каждую игру необходим один, максимум два реплей-оператора. Не стоит задача гнаться за количеством.
– Вы сказали, что обучение проходят действующие арбитры РПЛ. Кто именно?
– Это подавляющее большинство судей из списка матчей РПЛ.
– Кто оплачивает обучение?
– Финансирование идет со стороны РФС. То же самое, что и подготовка судей к матчам РПЛ, – сборы, семинары и т. д.
– Обучающиеся будут присутствовать на оставшихся матчах РПЛ, когда систему еще не введут?
– Они будут работать в офлайн-режиме. Потому что без определенного количество матчей в этом режиме они не смогут перейти на следующий этап подготовки. Идет игра, люди работают в обычном режиме, но без взаимодействия с судьей на поле. Каждый из них – видеоассистент, реплей-оператор – должны провести необходимое количество таких игр.
– Офлайн-матч – это экзамен?
– Любой этап – это своеобразный экзамен. Такой матч – необходимый элемент для получения лицензии IFAB. И с каждым последующим этапом будет видно, кто готов лучше.
«Урал»? Клубы не заплатят ни копейки в этом сезоне
– Планируют внедрить систему в стыковых матчах. От этой идеи не отказались?
– Нет. Надеюсь, что будет максимум девять матчей с использованием системы – полуфиналы и финал Кубка, стыковые матчи.
– Если решат не использовать систему в полуфиналах, то в стыках ее тоже не будет? Или это не взаимосвязано?
– Нет, это не связано. Если по каким-то причинам мы проведем, скажем, не девять, а семь матчей, то это тоже хороший показатель. Главное, чтобы система VAR работала и развивалась.
– С какими сложностями сталкиваетесь вы и обучающиеся?
– Сложностей много. Если мы говорим про видеоассистентов, то это формирование единой трактовки ключевых моментов. В каком случае дают красную карточку, в каком назначают пенальти. Важно понимать, что видеоассистенты должны вмешиваться лишь в том случае, когда совершена очевидная ошибка. Надо приходить к общему знаменателю, что считается очевидной ошибкой. Проект VAR определяет истинную квалификацию арбитров. Одно дело, когда человек в течение одной секунды должен принять решение на поле, другое – когда человек смотрит в монитор и ошибается. Это, мягко говоря, неприемлемо. Для реплей-операторов – это понимание футбола. Это касается тех, кто хорошо знаком с техникой, но плохо с игрой. Им приходится сложно. В процессе взаимодействия с видеоассистентом надо понимать определенные вещи.
Отмена гола «Аякса» – это действительно позор! Так «Реал» опять выиграет Лигу чемпионов
– Нужно подтягивать понимание игры?
– Да. Когда, к примеру, происходит какая-то ситуация в штрафной площади, реплей-оператор тоже должен немедленно реагировать и понимать, что произошло и что могло произойти. Надо разбираться в этом, и на сегодняшний момент не у всех это получается. Как я сказал, сейчас обучаются около десяти реплей-операторов, и на грядущие игры нам нужно максимум четыре человека.
– Какие еще сложности?
– Инфраструктура стадионов. Далеко не все стадионы соответствуют необходимым техническим параметрам. Приходится извне наращивать определенные нюансы. Очень много всяких вещей. Это не та ситуация, когда приезжают люди, ставят мониторы, берут какого-то судью, выдают коммуникационную систему: «Давай, общайся с судьей и все подсказывай». Есть протоколы, в которых указано, что можно и нельзя делать.
– Президент «Урала» Григорий Иванов заявил, что система отрицательно скажется на финансовом состоянии клубов…
– …Я присутствовал в начале декабря на общем собрании РПЛ и не слышал ни одного слова против. Можно приводить много мнений, но процесс введения системы неизбежен.
– Но «Урал» может выйти в полуфинал Кубка, и нужно как-то оснастить инфраструктуру. Если клуб не может этого себе позволить, РФС будет помогать финансово?
– Клуб не обязан покупать или арендовать систему. Все идет централизованно. Что касается матчей этого сезона, то клубы не заплатят ни копейки, чтобы система работала.
– А в дальнейшем?
– Во-первых, систему не введут, если не будет соответствующего финансирования. Вопрос о следующем сезоне прорабатывается в настоящее время. И я бы не стал сейчас акцентировать на этом внимание. Потому что достаточно работы и по этому сезону. Еще раз, можно на каждом углу говорить, что все хорошо, что это здорово, давайте внедрим систему… Это слова. Но нам нужны конкретные шаги. Нужно понимать, что система – мягко говоря, недешевая вещь.
В чемпионате России ввести систему сейчас нереально
– Когда примут решение по следующему сезону?
– Хотелось бы, чтобы это решение было не лозунговое и чтобы его приняли побыстрее. Надо понимать, что с каждой неделей все осуществить будет сложнее и сложнее, если хочется ввести систему с первого тура. Но на этот счет нет обязательных параметров. Принципиальный момент заключается в финансировании. Все остальное решается постепенно. Появилось финансирование для девяти матчей, и процесс пошел достаточно быстро. Я могу привести в пример Испанию, где в начале января были подписаны все документы между федерацией футбола, лигой, технологическим провайдером, телевидением и другими субъектами для того, чтобы с сезона-2019/20 система использовалась во всех матчах сегунды. Люди заранее все решили, все обдумали, подписали контракты и теперь несколько месяцев будут спокойно готовиться.
– Почему именно девять матчей? Количество в первую очередь связано с финансированием?
– Нет. Мы смотрели, что реально сделать, и пришли к этой цифре. В чемпионате России на данный момент ввести систему нереально. Пойдут решающие матчи, вряд ли кто-то захочет, чтобы, к примеру, в 29-м туре ввели систему. Во многих странах сперва тоже ввели систему в кубковых играх. Ни одна страна еще не отказалась от системы. Видимо, все считают ее большим плюсом и позитивом.
– К ней есть нарекания. Есть вероятность, что от нее откажутся, посчитав эксперимент неудачным? Или теперь VAR неотъемлемая часть футбола?
– VAR уже не эксперимент. Видеоассистенты являются полноценными официальными лицами матчей. Систему внесли в правила игры, функции видеоассистентов в них прописаны. С точки зрения вовлеченности в действие матчей они ничем не отличаются от классических ассистентов судьи. Конечно, будут происходит модификации. Но и правила игры меняются.
– Получается, противникам системы придется смириться…
– Систему не уберут. Она стала неотъемлемой частью футбола. За время ее использования я не слышал, что какие-то страны собираются отказаться.
Стадионы потенциальных полуфиналистов уже обследованы. Где-то инфраструктура в убитом состоянии
– Вы сказали, что существуют проблемы с инфраструктурой стадионов. Сейчас ведете работу с проработкой проблем стадионов потенциальных полуфиналистов Кубка?
– Да. Кандидатов – восемь.
– Получается, у вас есть предпочтения по полуфиналистам? Ведь где-то инфраструктура лучше.
– Вообще нет предпочтений. Где-то будет проще, где-то – сложнее. Все стадионы уже обследованы. Как будет, так и будет. Не нужно сейчас загадывать. Можно подготовить людей, но могут случиться технические проблемы из-за инфраструктуры.
– Например?
– Может пропасть сигнал. Коммуникационная связь может плохо работать. Или наоборот – техническая сторона будет работать здорово, но появится проблема человеческого фактора. Все просчитать невозможно. Это настолько глобальный проект, что каждый день вылезает какая-то деталька, которая оказывается важной. Например, оптоволокно, не на всех стадионах оно есть, а где-то – в убитом состоянии. В таком случае надо понимать, что нужно дополнительное оборудование.
– По большей части технические проблемы?
– Есть технические, есть вопросы, связанные с подготовкой видеоассистентов. От кого-то были бОльшие ожидания в плане понимания тех или иных ситуаций. Но сейчас ничего катастрофического не происходит. Вопрос в том, как это будет происходить дальше. Плохо, если эти нюансы останутся.
– Алексей Сорокин заявил, что в ближайшее время будет развернута «медийная кампания по разъяснению аудитории, что такое VAR». Что это за программа? Кто ее оплатит?
– Я бы не стал говорить так громко – «медийная кампания». Как и во всех странах, перед тем как внедрить систему в боевых условиях, собираются журналисты, тренеры, футболисты, и им рассказывают о системе. Что сделали в УЕФА перед весенней частью Лиги чемпионов. Это планируется и у нас. Будут встречи с разъяснением, во что имеют право вмешиваться видеоассистенты, а во что – нет. Приведем примеры, чтобы не было ожиданий того, что видеоассистенты могут исправлять все ошибки. Человеческий фактор никуда не уйдет. И хорошо, что квалификация судей будет понятна. Разъяснения будут. Я подумаю, как это сделать наиболее эффективно, чтобы все не переросло в базар. Чтобы все было лаконично и кратко. Потому что дискуссии уже не нужны, а главное, не имеют смысла.
Фото: EPA; ngzt.ru; Юга.ру