Уже года четыре, как я говорю и пишу о необходимости ввести видеоповторы в футболе. Не претендую ни на какое ноу-хау. Наверняка кто-то начал эти разговоры раньше меня. Наверняка кто-то додумался «в процессе» — независимо ни от меня, ни от кого другого. Сейчас об этом трубят все. И вновь начиная этот разговор, понимаешь, что «в очереди к микрофону ты рискуешь оказаться сто двадцать девятым». Что тема уже изгваздана. Что все, что можно, уже сказано.
И вроде все заодно. А глянешь попристальнее — ан нет, не все. Всякий разговор о необходимости повторов вспыхивает пожаром при грубой судейской ошибке. Полыхает яростно — и прогорает. До новой «бензиновой капли», до новой ошибки. И тогда камера (помните?) ищет на трибуне Блаттера. Сидящего с настолько «Я тут ни при чем!» видом, что и впрямь заподозришь, будто Зепп для таких случаев обзавелся двойником.
Но почему-то не вводят. Почему? Держатся за традиции? Мол, мы и пять, и семь судей сделаем, вдесятером с этим ребенком возиться будем, но электронную няню приглашать — нет уж, увольте. Так, что ли?
Не нахожу это убедительным. Видеоповторы уже «взяли свое» в такой отнюдь не менее консервативной игре, как регби. Тем более что дяди взрослые, папами стали давно, с детишками возились, знают: ребенок задаст перцу хоть одному, хоть двоим, хоть десяти. Число значения не имеет. Сколько судей ни ставь — все будет мало.
Почему? Может быть, боятся увязнуть в бесконечных разборках? Игра остановится? А еще пуще пугает грозящий стать в этом случае неопределенным формат матча, который тогда можно не втиснуть в два часа? А это уже отход от зрительской привычки и потеря (соответственно) рекламных денег. Так вот тогда и устраивайте смотр ноу-хау. Придумали же в теннисе? Ошибся раз-другой с подозрениями — дальше «не чирикай». И времени уходит не так много.
Почему? Может быть, действительно плотность игры возросла до такой степени, что арбитры обречены на ошибки? И даже электроника не будет способна все превратить в «шик-блеск-красоту» путем выборочной помощи? Может, есть опасения, что от живых арбитров вообще в конце концов придется отказываться? Если уж в плей-офф чемпионата мира в один день умудряются напороть не кто-нибудь, а Ларрионда и Розетти?
И вот я вижу Блаттера. И понимаю, что, конечно же, это он сам, а никакой не двойник. Это судей можно понатыкать сколько хочешь. А президентов — вряд ли. И Блаттер сидит с безразличным выражением лица, и я начинаю, кажется, понимать одну вещь. Нет, почему — я по-прежнему не понимаю. А вот то, что их (имею в виду и Платини тоже) эта ситуация не особенно «парит» — вот это я, кажется, начинаю понимать.
Чем выше чин, тем сильнее работает правило «лопни, но держи фасон». А тут фасон держится сам по себе. Давайте вспомним: четыре года назад пенальти в ворота Австралии, без которого Италия, быть может, и не стала бы никаким чемпионом. Извинился через несколько месяцев перед федерацией — им хватило вроде бы. Грэм Полл с тремя карточками. Куча неназначенных пенальти в групповых турнирах. Помните матч Украина — Тунис хотя бы? Перекидывайте мостик в этот чемпионат и открывайте свой личный альбом с коллекцией ошибок. Прямо вот с гола Хайнце в матче Аргентина — Нигерия. Помните первое лигочемпионское свидание «Челси» и «Барселоны»? 4:2 в Лондоне? Когда гол последний засчитывать было нельзя? Почему в 2006-м, в Париже, в финале Лиги чемпионов, неординарная ситуация на старте матча не стала поводом для глобального ликбеза по правилам футбола? Я не говорю об ошибке, я спрашиваю: почему на этом примере не объяснили зрителям кучу полезных вещей?
И сам отвечаю. Потому что зрителю это если и интересно, то ненадолго. Вот почему. Возмущение судейским киксом почти всегда обречено сгорать на раз-два! И вот это Блаттер понимает. Даже Эвребе год судил после прошлогоднего скандала. Обалдеть! А самая, на мой взгляд, показательная расправа произошла четыре года назад над Ивановым. Судившим по правилам, но не позволившим протоколу матча висеть на стене в качестве украшения. Это не футболу — фасону угроза была. Пострашней, однако.
И Блаттер понимает: шум вокруг ЛЮБОЙ ошибки не будет долгим. Горячим — да. Долгим — нет. А любой политик — человек тренированный. Уж немножко-то потерпеть сможет. Иначе бы не был политиком. И публика успокаивается быстро. Чего менять-то? Наплети про «не ошибается тот, кто ничего не делает», про динамику игры. Вон Игорь Захаров недавно вообще заявил, что обсуждение ошибок судей — хорошая вещь. Интерес, мол, поднимает!
Ну давайте тогда этот интерес поднимать. А кто-нибудь, проходя, спросит ехидно: «А что, сам он не поднимается уже?» Вот его тогда и отлупим за хамство, да?
Понятно, что от судей и Блаттера уже как-то сам собой перекидывается мостик к рассуждениям о том, а что, собственно, есть нынче футбол для большинства зрителей? Но это уже совсем другая тема. Не на одну колонку…
Колонка Юрия Розанова из еженедельника «Спорт день за днем» №26 (7-13 июля)