Завтра в Берлине стартует турнир претендентов, который продлится до 27 марта. Победитель сыграет чемпионский матч с Магнусом Карлсеном. Два года назад шахматной короной пытался завладеть Сергей Карякин. Норвежцу он все же проиграл, но стал очень популярным в России. Как и сами шахматы. Накануне нового турнира претендентов 28-летний гроссмейстер из Симферополя рассказал в эксклюзивном интервью «Спорту День за Днем», как часто его проверяют на допинг и хочет ли он стать народным шахматистом.
Сеанс одновременной игры? Как-то играл почти 12 часов
— Петр Свидлер рассказывал, что два года назад потерял четыре килограмма на турнире претендентов. Правда, он не обедал по ходу партий: мол, от еды тянет в сон. Для вас это соревнование — такой же стресс? Готовы так же голодать ради побед?
— У каждого свой режим. Перед турниром старюсь много не есть, но и голодным не хожу. Убрал сладкое, заменил на курагу и орехи. А вот, если пошутить, то, если бы мне гарантировали победу на турнире претендентов, можно было бы весь март посидеть на одной воде (смеется).
— Соблюдаете ли вы какую-то особую диету? Не перешли в вегетарианцы, как бывший бобслеист Алексей Воевода?
— Алексей даже не вегетарианец, а сыроед, это немного разные вещи. За диетами — это к моему менеджеру Кириллу Зангалису, который похудел на 30 кг. Мне пока до таких экспериментов, слава Богу, далеко. Считаю, что во всем должна быть мера.
— Соперники говорили, что вашей нервной системе можно только позавидовать. Это врожденное качество или приобретенное под влиянием каких-то обстоятельств?
— Я с 12 лет на этой работе. Сказать трудно, скорее — это приобретенное. Хотя, как я могу точно знать? Надеюсь, что и сейчас нервы будут в порядке.
— Как вы готовились к турниру претендентов?
— Напряженно (смеется). Последний сбор провели в Шотландии. Мой товарищ предоставил мне целый замок. Мы там отлично поработали. Помимо шахмат со мной занимался спортом Сергей Карякин.
— Тот самый?
— Да, да, вы не ослышались. Мой друг и полный тезка — самый молодой в истории чемпион мира по современному пятиборью. Семь лет назад нас познакомил Кирилл Зангалис. И вот Сергей получил окно в своей подготовке и приехал помочь мне. Знатно нас потренировал.
— Почему ваши последние турниры складывались так тяжело? Все мысли о шахматной короне или вы не раскрываете своих козырей перед соперниками?
— Ну, если брать статистику, то последний турнир я как раз уверенно выиграл. (Блиц на Мемориале Таля. — «Спорт День за Днем».) А вот классика в этом году не заладилась. Это последствия матча и сильной занятости.
— Кого считаете своим главным конкурентом в турнире претендентов?
— Такого нет. Все восемь человек могут рассчитывать на победу. Это самый ровный турнир в истории претендентов за последние лет 20.
— Если вам снова доведется сыграть с Карлсеном матч за чемпионскую корону, нет желания провести его в России? Или на нейтральной площадке, как в Нью-Йорке, будет честнее сыграть?
— Я очень люблю играть в Москве. Это показал турнир претендентов. Мне бы выйти на матч, а сыграть его по большому счету, все равно где.
— Снятся ли вам какие-нибудь партии из того чемпионского матча? Вообще, шахматы часто снятся? Может, доводилось придумать во сне интересный ход?
— Если честно, то нет. Но думаю, что вещие сны впереди!
— Вы считали, сколько партий за год проводите?
— Ой, так не считал. Если собрать классику, блиц и рапид, то, наверное, больше трехсот.
— Ваш рекорд в сеансе одновременной игры?
— Как-то играл почти 12 часов. Ну, а рекорд… Трудно вспомнить. Но бывало, что побеждал на всех досках, на которых выступал.
— Какой призовой фонд заставит вас сыграть с компьютером?
— Такого предложения не будет, потому что играть с компьютером бесполезно. Но, если предложат миллион долларов — не откажусь (смеется).
— Наши хоккеисты спустя 26 лет выиграли олимпийское золото. В шахматах не пора вернуть чемпионскую корону?
— Пора. Я усиленно над этим работаю!
Шахматы пора включить в программу Олимпийских игр
— Смотрели ли вы Олимпиаду в Пхенчхане?
— Почти нет, потому что нужно было по 25 часов готовиться к Берлину.
— При подготовке к турнирам шахматисты практикуют зимние виды спорта: лыжи, коньки, может что-то другое?
— Нет, этого нет в практике. Больше футбол, бассейн, настольный теннис.
— Стоит ли включить шахматы в зимнюю олимпийскую программу или норвежцам уже хватит медалей? Ведь Магнус Карлсен — это тоже норвежец.
— Смешной вопрос. Это же командный вид спорта. И хотя норвежцы набирают обороты, но до медалей им пока далеко. Хотя на Олимпиаде в Баку они выступили блестяще. А о том, нужно ли включать шахматы в Олимпиаду — вопрос не стоит — нужно. Прежде всего для популяризации. Потому что, в принципе, у нас есть и своя традиционная Олимпиада: просто отличная и имеет свою историю.
— Какой зимний вид спорта больше похож на шахматы? Может, керлинг?
— Наверное. Там нужно много считать. Но это все условности.
— Александр Крушельницкий попался на мельдонии, после чего все недоумевали: зачем в керлинге нужен допинг? Вас регулярно проверяют на допинг?
— Да, по всем правилам МОК. Таковы законы. Они раздражают, но правила, есть правила.
— Петр Свидлер рассказывал, что в шахматах допинг ни к чему. Заранее не знаешь, когда по ходу партии надо выйти на пик активности. Согласны с этим утверждением?
— Наверное, Петр прав. Добавить тут нечего.
Мой компьютер никто не взломает
— Зато для шахмат очень актуальна проблема «читерства». Вам приходилось сталкиваться с подсказками у соперников?
— Лично мне нет, но такая проблема существует. Особенно в турнирах, где нет серьезной методики безопасности.
— Есть эффективные методы борьбы с компьютерным жульничеством? Глушилки и металлоискатели решают проблему?
— Конечно. Нужно просто исключить такую возможность. Для этого надо не допускать на турниры людей с любыми металлическими предметами, не говоря уже о телефоне…
— Ваш официальный спонсор — «Лаборатория Касперского». Как она помогает вам бороться с киберугрозами?
— Действительно, «Лаборатория Касперского» — лучший помощник для меня. Я не специалист, но точно знаю, что мой компьютер никто взломать не может. Специалисты компании оказывают мне консультации по мере необходимости. А это важно, ведь сейчас компьютер — неотъемлемая часть подготовки любого профессионального шахматиста. Трудно представить на соревнованиях профессионального шахматиста без ноутбука. Значительная часть подготовки к партии сейчас проходит именно за ноутбуком. Поэтому наше сотрудничество придает мне уверенности.
— Ваш прогноз, сумеет ли «Спартак», за который вы болеете, сделать чемпионский дубль впервые с 1998 года?
— Если бы обыграли «Локомотив», то я бы сказал «да». Теперь сделать это будет сложнее, но мы все верим. Очень надеюсь, что погоня удастся.
— «Спартак» называют «народной командой». Может ли быть народный шахматист? Если бы вас так назвали, вам бы это польстило?
— Скромнее надо быть и много выигрывать, тогда и придет народная любовь.
В тему: трое россиян против двух американцев
Участниками Турнира претендентов стали восемь шахматистов: россияне Сергей Карякин, Владимир Крамник и Александр Грищук, Левон Аронян из Армении, китаец Дин Лижэнь, азербайджанец Шахрияр Мамедьяров и два представителя США: Фабиано Каруана и Уэсли Со. Участники сыграют в два круга. Последний 14-й тур пройдет 27 марта. Если для выявления победителя турнира потребуется тай-брейк, то он состоится 28 марта.
Использованы фото: РИА «Новости»