Звезды — это, конечно, хорошо, но такие игроки, как 26-летний воспитанник омского хоккея, составляют базис, на котором можно строить успешную команду. Универсальный нападающий, способный сыграть как на краю, так и в центре, как в силовой манере (при росте 190 см), так и в техничной, как в оборонительном стиле (читай — в меньшинстве), так и в атакующем, — поистине находка для любого тренера. И поэтому, когда Сергей Калинин минувшим летом приостановил свою заокеанскую карьеру, перебравшись в петербургский СКА, вряд ли у кого-нибудь возникли сомнения, что наставник армейцев и российской сборной Олег Знарок сможет обойтись без столь ценного и разностороннего форварда на олимпийском турнире в Пхенчхане.
Любой из пяти не допущенных МОК ребят мог усилить сборную
— Сергей, накануне объявления состава сборной для участия в Олимпиаде вы наверняка чувствовали себя спокойно, поскольку ожидали увидеть свою фамилию в этом списке?
— Не буду скрывать: конечно, ждал этого. Безусловно, очень приятно попасть в заявку на Олимпийские игры, но этого только половина дела. Наша главная задача — хорошо сыграть на турнире в Корее.
— Изначально многие специалисты прогнозировали ваше появление в ударном звене с Павлом Дацюком и Ильей Ковальчуком, однако, судя по первым дням тренировочного сбора в Новогорске, пока вам отведена роль «третьего богатыря» в силовом звене с Сергеем Андроновы и Иваном Телегиным. Насколько эта роль для вас неожиданна?
— Никаких неудобств и дискомфорта точно не испытываю. Каждый из нас должен быть готовым сыграть в любом звене.
— Кадровый ход с вашим перемещением по тройкам произошел во многом по причине непонятного отстранения Международным олимпийским комитетом двух российских нападающих — Валерия Ничушкина и Сергея Плотникова. Как можете прокомментировать это решение МОК?
— На самом деле очень обидно за ребят. Когда мы узнали об этом несправедливом решении, даже не знали, как поддержать Сергея и Валерия. Да вообще обидно за всех пятерых игроков (санкциям МОК также подверглись защитники Антон Белов, Алексей Береглазов и Михаил Науменков. — «Спорт День за Днем»), каждый из которых без вопросов мог бы усилить нашу сборную. Остается только посочувствовать всем ребятам.
— Вы все же игрок более техничный и разносторонний, чем Ничушкин, прежде игравший в этом силовом звене. Так стоит ли жертвовать вашими умениями и навыками ради сохранения «чекинг-лайн» в чистом виде, имеет такая тройка в нынешнем виде право на существование?
— Думаю, да. Стараюсь не испортить картину (улыбается). Буду делать все, что от меня требуется. А пока идет процесс налаживания игровых связей в звене, после ряла тренировок и контрольных игр все будет нормально.
— Многие говорят о сыгранности нынешней сборной России, потому что в ней собраны - за исключением двух игроков «Магнитки» - представители двух армейских клубов. Значит, решение создать два базовых клуба сборной было правильным?
— Пожалуй, да, тем более, что нам предстоит очень серьезный турнир. По ходу всего сезона — и на финском этапе Евротура, и на Кубке Первого канала в Москве — тренерский штаб старался наигрывать определенные связки, объяснять ребятам тактические схемы, похожие на те, что используют СКА и ЦСКА. Поэтому нам достаточно легко переключаться на ту систему игры, которая практикуется в сборной.
— Но, согласитесь, в той же НХЛ трудно себе представить, чтобы основу сборной Канады составляли представители двух клубов...
— С этим не поспоришь, но за океаном принято, чтобы клуб Национальной хоккейной лиги и его фарм-клубы из низших лиг старались действовать в схожей игровой манере. Это помогает ребятам, скажем, из АХЛ быстрее адаптироваться, когда они переходят на более высокий уровень. И когда игрока вызывают в национальную сборную, он уже примерно представляет, какие требования там будут предъявляться.
Об удобстве календаря игр в Пхенчхане речи быть не может
— Кстати, о канадской сборной. Помните, на Кубке мира в Торонто позапрошлой осенью в линии нападения «Кленовых листьев» было 10 или 11 «центров» из 13 форвардов? В олимпийском составе нынешней сборной России — восемь нападающих, играющих в центре на постоянной основе или по необходимости. Правильное ли решение — идти по «канадскому» пути?
— Оно выглядит логичным, потому что нередко бывают случаи, когда «центр» в атаке «заваливается» и не успевает вернуться назад. Его обязаны подстраховать крайние нападающие, и если они в какой-то степени универсальны, имеют необходимые для «центра» навыки игры в обороне, то это должно пойти нам в плюс.
— Если говорить о месте проведения предстоящего олимпийского турнира, насколько хорошо вам знакома Корея?
— Честно говоря, ничего не знаю об этой стране, никогда там не был (улыбается). Но мы ведь едем в Пхенчхан не любоваться местными красотами, задача перед нами стоит несколько иная.
— Сборные Белоруссии, Кореи, а также московский «Спартак» - как вы оцениваете такой немножко необычный набор соперников российской сборной по контрольным поединкам накануне олимпийского турнира?
— Я видел матч корейской сборной против Канады на Кубке Первого канала, и эта команда выглядела очень прилично. Азиаты доставили много хлопот канадцам. Так что Корея — боевая команда. Думаю, все три контрольных матчах у нас получатся полезными со всех точек зрения, потому что многие ребята приехали на сбор после небольшой паузы в чемпионате КХЛ. И эти спарринги помогут нам лучше подготовиться к олимпийскому турниру.
— А что скажете о соперниках нашей сборной по предварительной группе в Пхенчхане — словаках, словенцах и американцах? Хорошо, что есть возможность вкатиться в турнир, а поединок с США пройдет в третьем туре?
— На самом деле я даже не знал, в каком порядке с какими соперниками мы сыграем на групповом этапе. Могу лишь сказать, что ни о каком удобстве календаря речи быть не может. Нынешний уровень мирового хоккея таков, что любая сборная может доставить тебе множество проблем. Проходных матчей на Олимпиаде точно не будет, и к каждой игре нужно готовиться максимально ответственно.
— Даже в отсутствие игроков НХЛ?
— Да, даже без них. Это — Олимпиада, и этим все сказано.
— Как относитесь к всевозможным ограничениям для российских спортсменов на Играх в Корее со стороны МОК? Уже как-то морально готовите себя к тому, чтобы не «проколоться» по ходу турнира?
— Наверное, нам еще об этом более подробно расскажут, где нужно — помогут и подскажут. А вообще мы же ничего не можем с этим поделать, как-то повлиять на эту ситуацию. Значит, нужно полностью сконцентрироваться на хоккее, выходить на лед и делать свое дело.
— Ждете ли каких-то провокаций против российской сборной по ходу Олимпиады или необъективного судейства?
— Тренеры нам сказали, что мы должны быть готовы ко всему — как физически, так и морально. Поэтому будем стараться не «вестись» на какие-то посторонние дела.
— С учетом всех обстоятельств на российскую хоккейную сборную в Корее возлагаются особые надежды болельщиков. На ваш взгляд, хорошим итогом олимпийского турнира для нашей команды станет любая медаль или только золотая?
— Провокационный вопрос (усмехается). Отвечу так: все без исключения в российской сборной хотят выиграть Олимпиаду и сделают для этого все возможное.