В Москве на катке «Янтарь» прошел мастер-класс голкипера олимпийской сборной России Ильи Брызгалова.
Илья Брызгалов был в спортивном костюме своего нового клуба, «Филадельфии», но свитер больше напоминал форму «Анахайма». Тех же цветов, только с надписью «Школа вратарей Ильи Брызгалова» вместо логотипа «уток» на груди. Голкипер много общался с журналистами все три дня – и до тренировок, и после. Вопросы подчас звучали самые странные: «А когда вы познакомились с Зинэтулой Билялетдиновым?», «А зачем вам это надо?». Или: «Есть ли среди этих ребят перспективные голкиперы?»
«Перспективные» были собраны из разных школ Москвы, Илья их видел впервые и, возможно, больше никогда не увидит, если эти парни не заявят о себе в полной мере.
То, что делает Брызгалов, заслуживает всяческого уважения. Проводит тренировки бесплатно, а когда ему говорят о деньгах, смеется. Не берет ни копейки денег за свои мастер-классы, но отрабатывает по полной программе. Никаких секретов. Никаких недомолвок.
– А скажите, когда труднее отбивать шайбу? Когда бросают в упор или когда издалека? – спросил его один из пацанов, собравшихся на тренировку.
99 процентов спортсменов ответили бы: «Всегда опасно». Брызгалов же поступил иначе.
– Давайте разберем этот момент, – заинтересовался он. – Если хоккеист оказался ближе к вашим воротам, то надо немедленно выходить на него. Тогда у него сокращается угол обстрела. И держите правильно плечи, чтобы не залетело. А когда он идет с фланга, то становится еще проще. Вы выходите…
Тысяча подробностей!
У Сергея, вратаря из Дмитрова, совсем ничего не получалось. Вроде бы делал все, как говорят, но выходило не так, как надо. Брызгалов терпеливо указывал ему на все ошибки, подбадривал подопечного и даже провел с ним пятиминутную индивидуальную беседу.
– Илья был вежлив? – спросили у Сергея после тренировки.
– Да. Главное, он все понятно говорит. Но у меня все равно не клеилось. Хотя потом получилось.
– А почему не получалось-то?
– Нам никогда про такое и не говорили. Тренеры всегда давали одно задание: лови шайбы, у тебя реакция должна быть. Илья же сказал, что реакция – не главное.
– Как это?
– Он сказал, что большинство моментов вратарь выигрывает за счет позиции.
Если вы думаете, что Брызгалов в этот момент давал какое-то сложное задание, то ошибаетесь. Он просто учил перемещаться от штанги к штанге одним шагом.
Удивительно, но зрителей на катке «Янтарь» в Строгине почти не было. Защитник «Финикса» Максим Гончаров, помогавший Брызгалову, лишь развел руками:
– Москва, что же ты хочешь… Тут вообще ни на что не ходят.
При этом было зачем-то организовано торжественное открытие мастер-класса. Понятно, что спонсоры и хоккеист должны были засветиться перед камерами – дело-то благое. Но кто придумал выпускать коллектив самодеятельности? Ребята танцевали под музыку перед пустыми трибунами, и Брызгалов смотрел на это с иронией. Танцоры тут были столь же уместны, как, к примеру, торговцы мебелью.
Выяснилось, что и начинающих хоккеистов привлечь было совсем непросто. Один из тренеров рассказал приехавшему в Строгино Зинэтуле Биляледтинову, что некоторых ребят просто не отпускали.
– Как так? – не понял тренер сборной.
– Говорят, что у них тренировка. Я объясняю, что Брызгалов проведет занятие. А им все равно. У них тренировка.
Зинэтула Хайдярович покачал головой. Надо привыкать, что это Москва, а не Казань, где выполняли любое распоряжение. Если бы дело проходило в столице Татарии, то пришли бы все. В Тольятти, где проходил мастер-класс Ильи, так и было.
Билялетдинов на мастер-классе не только удивлялся сам, но и изрядно удивил журналистов, не знающих привычек тренера. Так, он наотрез отказался говорить с телевизионщиками, мотивируя тем, что подобные контакты проходят через пресс-атташе. Репортеры удивленно отходили. Но не те, кто знает тренера давно.
– Зинэтула Хайдярович, как вам Брызгалов?
– Нормально, молодец, хорошим делом занимается.
– Вы его в сборную позвали?
– Мы с ним поговорили недолго. Договорились держать связь.
Вот бы увидеть, как тренер ведет переговоры с Ильей Ковальчуком. Но в Москве – только Евгений Малкин и Павел Дацюк. Они приедут в сборную по первому зову.
Максиму Гончарову роль тренера явно понравилась. Он взял полевых игроков и занимался с ними. Показывал, как делать передачи.
– Максим, покажи им, как врезаться в человека правильно, – советуют ему.
– Ну не знаю, они же еще маленькие, – засомневался Гончаров.
Когда он собрал ребят вокруг себя, кто-то отошел к родителям попить воды. «Что ты пьешь? Смотри, тренер вас собирает», – кричали мамы. 22-летний защитник смущался.
– Все говорят, что у нас нет российских вратарей, особенно часто это слышно из федерации, – расстраивался Брызгалов. – Полная чушь! У нас полно перспективных ребят, с ними надо работать.
– Это попытка изменить ситуацию?
– Отчасти. На самом деле я вообще планирую изменить формат мастер-классов. Может быть, сделать их подольше. Или, например, заниматься с одними и теми же ребятами. Надо подумать.